Оценка рационально-эмотивной поведенческой терапии

ВКЛАД И СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ПОДХОДА

Я нахожу, что некоторые аспекты РЭПТ достаточно ценны для использования в моем собственном подходе к групповой практике. Хотя я верю, что события и значимые люди нашего прошлого играют критическую роль в формировании наших нынешних представлений о себе, я согласен с Эллисом, что мы несем ответственность за поддержание самодеструктивных и иррациональных убеждений. Верно, что мы могли научиться тому, что, не реализовав ожидания, диктуемые окружающими людьми, мы не можем надеяться на любовь и одобрение. Но факт заключается в том, что, если мы однажды некритично приняли эту установку, это не избавляет нас от ответственности обдумывания этих установок и замены их на более рациональные, которые приведут к новым и более эффективным формам поведения. В этом смысле РЭПТ основывается на экзистенциальном предположении о том, что в конечном счете мы свободны и ответственны, а не контролируемы нашим прошлым. Группа — это весьма полезный рабочий формат, который позволяет исследовать те способы, благодаря которым мы приняли самоограничивающие убеждения, и обеспечивает подходящую обстановку для формирования новых.

Я часто прошу членов группы высказать те убеждения или предположения, которые лежат в основе их проблемы. Одним из наиболее частых ответов является такой: ошибка — это самая ужасная и непростительная вещь, которая только может быть, поэтому мы должны организовать свою жизнь таким образом, чтобы не допускать ошибок.

После выяснения того, как человек принял подобное убеждение, я продолжаю исследовать проблему, задавая такие вопросы: «Имеет ли это убеждение смысл (сейчас, в настоящем)? На что будет похожа твоя жизнь, если ты будешь проживать ее, следуя этому убеждению? Как ты думаешь, ты изменился бы, если бы изменились некоторые из твоих убеждений? Если да, то как? Какие действия ты можешь предпринять сейчас, в группе и в повседневной жизни, чтобы помочь себе изменить эти убеждения?»

Другим значимым вкладом РЭПТ является вклад в обучение групповых консультантов. РЭПТ можно эффективно использовать в обучении будущих консультантов тому, как определять ошибки во внутреннем диалоге и бросать вызов ошибочным убеждениям, которые приводят к ненужным сомнениям в себе и нарушают оптимальное функционирование. Корей, Эллис и Кукер (Corey, Ellis & Cooker, 1998) сформулировали несколько примеров разговоров с собой, которые блокируют эффективность студента, обучающегося тому, как сопровождать группу:

• Я должен получить любовь и уважение от всех членов моей группы. Моя значимость как консультанта и как личности зависит от признания меня моими клиентами.

• Как групповой консультант я должен быть всегда компетентным и совершенным. Я не имею права на серьезные ошибки, поскольку они подразумевают провал, любая заметная ошибка означает провал.

• Если я не получу того, чего хочу, от каждого члена группы, это будет ужасно и я не смогу оставаться там. Группа должна действовать точно так, как я захочу, и тогда, когда я этого захочу.

• Я должен всегда знать, что сказать, и, главное, у меня всегда должен быть правильный ответ.

• Я должен быть идеальной моделью для членов группы.

• Я боюсь, что буду выглядеть глупо, и это не должно произойти ни в коем случае!

• Я должен иметь в запасе правильную технику для каждой ситуации, иначе я не произведу впечатления, и это будет ужасно.

Вероятнее всего, будущий групповой консультант сможет обнаружить дисфункциональные убеждения, которые мешают ему в личной жизни и воздействуют на его стиль ведения группы. Используя понятия и методы РЭПТ, начинающий групповой консультант сможет научиться тому, как трансформировать дисфункциональные мысли в более продуктивные убеждения. Если студент сможет исследовать свои самоограничивающие мысли, повышается вероятность того, что он сможет сделать то же самое для членов группы (Corey, Ellis & Cooker, 1998).

Я ценю тот акцент, который РЭПТ делает на мышлении, потому что осознание играет критическую роль в достижении поведенческих и эмоциональных изменений. Переживание катарсиса или выражение подавленных чувств могут оказать значимый эффект, только если за ними последует попытка понять смысл этих переживаний. РЭПТ обеспечивает концептуальную рамку для такого осознания.

Подобно многим другим подходам, ориентированным на действие, РЭПТ предполагает, что полученный инсайт должен быть переведен в действие. Метод домашних заданий является превосходным способом, позволяющим превратить инсайт в конкретный план действий. В своих группах я часто предлагаю клиентам задания, которые нужно выполнить за пределами группы, они помогают им попрактиковаться в новом поведении и экспериментировать с разными стилями существования. Заметьте, что эти задания не просто «даются» консультантом, членов группы постоянно поощряют ставить перед собой подобные задачи самостоятельно.

Эллис (Ellis, 1987а, 1996) признает, что РЭПТ имеет свои ограничения, но он рассматривает этот вопрос с точки зрения ограничений, представленных клиентом (например, его сопротивление), а не с точки зрения теории и практики РЭПТ. Он отмечает некоторые преимущества и сильные стороны РЭПТ.

• Это краткосрочная терапия, и клиент, который заинтересован в работе, за несколько сессий достигает значимых изменений.

• Целью РЭПТ является не только эффективность, но и продуктивность, поскольку использование разнообразных эмоциональных, поведенческих и когнитивных техник может удовлетворить потребности самых разнообразных клиентов.

• РЭПТ была внедрена в обучение, бизнес и коммуникационные системы, выйдя из индивидуальной и групповой терапии в более широкое пространство образовательной и масс-медиа терапии. Ее принципы прекрасно подходят для применения дома, в школе, в социальных институтах, общественных центрах и больницах (Ellis, 1994, 1996; Ellis etal., 1997).

ОГРАНИЧЕНИЯ ПОДХОДА

В РЭПТ меня больше всего беспокоит опасность того, что терапевт примет конфронтационный стиль и будет навязывать свои ценности членам группы. Вероятность принуждения членов группы в РЭПТ Выше, чем в менее директивном подходе. Члены группы могут подвергаться групповому давлению, с целью изменения их мышления, даже «ели они сами не уверены в том, что у них есть дисфункциональные Убеждения. Хотя обратная связь в потенциале имеет большую ценность, в конечном счете она помогает человеку что-то понять и,решить, что делать дальше. Если же другие члены группы активно используют убеждение и пытаются мыслить за другого человека, результат будегпо меньшей мере сомнительным, а целостность членов группы окажется под угрозой.

Эллис подчеркивает, что убеждения клиента «иррациональны» или «дисфункциональны», если они (1) содержат в себе абсолютистские «должен» и (2) не работают и являются ограничивающими. Если РЭПТ применяется корректно, групповой консультант осуждает эти убеждения, а не личность. Система ценностей не подвергается нападению со стороны консультанта или членов группы (Альберт Эллис, личная беседа, 26 февраля 1997 года). Но вполне возможно, что какой-нибудь групповой консультант решит, что его работа заключается в определении того, является ли чье-то убеждение иррациональным, и в напряженной работе, которая должна доказать клиенту, что это так. Я задаюсь вопросом о том, что представляет из себя правильное мышление и кто должен определять это. Я сомневаюсь в ценности отказа от одной системы убеждений только для того, чтобы заменить ее другой, не менее сомнительной системой, особенно если эти ценности предложены групповым терапевтом или другими членами группы, но не самим клиентом. Поэтому важно, чтобы практикующий РЭПТ-специ-алист четко осознавал свои мотивы. Это значит, что уровень знаний терапевта, его образованность, восприимчивость и точность суждений крайне важны в РЭПТ. Возможно, единственной защитой от неадекватного использования процедур РЭПТ является открытое обсуждение проблемы ценностей и предостережение членов группы против того, чтобы требовать изменений в конкретном направлении, которое противоречит системе ценностей человека.

Надо заметить, что РЭПТ может использоваться в работе с самыми разнообразными людьми и с серьезными отличиями от стиля, характерного для Эллиса. Важно проводить различие между принципами и техниками РЭПТ и их использованием Эллисом. Терапевт может быть спокойным и мягким (в отличие от скорого на конфронтацию Эллиса) и все же успешно практиковать РЭПТ.

 

ПРИМЕНЕНИЕ РЭПТ В РАБОТЕ С МУЛЬТИКУЛБТУРАЛЬНОЙ ПОПУЛЯЦИЕЙ

РЭПТ имеет ряд преимуществ в работе с мультикультуральной популяцией. Если члены группы не подвергаются вызову слишком быстро, их можно пригласить к исследованию тех предпосылок, которые лежат в основе их поведения. Рассмотрим группу, составленную из представителей конкретной культуры. Некоторые члены группы могут испытывать стыд и вину, если сочтут, что они не живут в соответствии с ожиданиями своих родителей и семьи. Они могут думать, что навлекут позор на свою семью, если поработают над В (внушенными ею убеждениями и установками). Консультант, который вступает в кон- фронтацию с культурными и семейными ценностями таких клиентов, поступает непродуктивно. Эти клиенты могут вообще покинуть терапию, объясняя свой уход тем, что их не поняли. Сензитивный РЭПТ-терапевт предлагает этим клиентам критически поразмыслить над тем, как они могли принять все сообщения своей культуры как истинные, даже не задумавшись над тем, так ли это. Не предлагая им отказаться от уважения к своему культурному наследию, консультант предлагает бросить критический взгляд на свои убеждения и их видимые последствия, проявляющиеся в поведении.

Как и поведенческий терапевт, терапевт РЭПТ исполняет роль учителя, и эта роль идеально подходит некоторым культурам, поскольку отвлекает от темы психического заболевания и сосредоточивает свое внимание на жизненных трудностях. Жизнь может быть более полной, если клиент научится тому, как думать о тех трудностях, с которыми он сталкивается. Групповой консультант, используя А-В-С модель, объясняет клиентам, как они формируют и поддерживают собственное расстройство. Одна из функций консультанта заключается в том, чтобы научить клиентов, как освобождаться от иррациональных форм мышления и изменять самоограничительный стиль жизни. С помощью терапевта и других членов группы клиенты обучаются тому, как мыслить по-новому и как вести себя по-новому, что в результате приводит к новому мироощущению.

РЭПТ — это сильный подход, и терапевт должен быть чрезвычайно осторожным, когда бросает вызов убеждениям клиента и его поведению. То, что для терапевта может выглядеть иррациональной установкой, для клиента может оказаться давно лелеемой ценностью, которая влияет на поведение индивида. Клиентка может сказать: «Всю мою жизнь меня учили уважать отца. И хотя я действительно уважаю его и люблю, мне иногда хочется выбирать в своей жизни то, что не совпадает с его выбором для меня. Я всегда говорила себе, что просто не могу разочаровать отца, и поэтому я подавляла свои желания и следовала его воле». Групповой терапевт, который обращается к ее иррациональным убеждениям, не должен нападать на систему ценностей этой женщины. Даже если для нее сомнение в некоторых установках будет иметь терапевтический эффект, терапевт должен избегать ошибки навязывания ей своих ценностей и стандартов. Эффективный РЭПТ-групповой терапевт может сказать этой клиентке следующее:

Я могу понять, что вы стараетесь следовать воле отца, и прекрасно, если вы хотите и дальше придерживаться этой ценности. Вы сами делаете свой выбор; но вы можете либо изменить вашу интерпретацию этой ценности, либо строго придерживаться ее, но не стоит думать при этом, что вы должны следовать воле отца в любой мелочи, и если вы так не поступаете, то вы ничего не стоите как личность. Если вы хотите принять ценности, которые предлагает вам ваша культура, это хорошо; но столь абсолютно и полно следовать этим ценностям и унижать себя при любом отклонении от них — это нереалистично и ограничивает вас как личность. Поэтому поразмыслите о своей преданности этим культурным ценностям или любым Другим некультурным ценностям, которые вы избрали сами (Альберт Эллис, личная встреча, 26 февраля 1997-го).

Основным ограничением РЭПТ-терапии для ряда представителей этнических меньшинств является то, что они могут стать сильно зависимыми от консультанта в принятии решения о том, что можно считать рациональным. Не очень хорошо подготовленный групповой консультант может с легкостью встать в высокоактивную позицию, которая будет удерживать клиента в пассивном состоянии. Если терапевт не слишком много говорит, члены группы будут главным образом слушать. Следовательно, важно, чтобы консультант научил своих клиентов задавать вопросы и играть активную роль в терапевтическом процессе.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: