Экзистенциальная/ феноменологическая ориентация

Подход Глассера во многом опирается на феноменологические и экзистенциальные предпосылки. Он утверждает, что мы воспринимаем мир в контексте наших потребностей, а вовсе не таким, какой он есть. Терапевт должен научить клиента различать мир, который воспринимает он, и мир, который воспринимают большинство людей. Глассер пишет: «Теория выбора — это психология внутреннего контроля, она объясняет, почему и как мы делаем выбор, который определяет нашу жизнь» (Glasser, 1998, р.

7).

Кроме внимания к субъективному миру человека, современная терапия реальностью продолжает удерживать сильно выраженную экзистенциальную ориентацию. Считается, что люди сами выбирают свои цели и несут ответственность за тот мир, который создают для себя и вокруг себя. Мы не беспомощные жертвы, мы можем изменять и улучшать свою жизнь. Глассер (Glasser, 1997, 1998) не принимает мнения о том, что несчастья сваливаются на нас. Мы нередко выбираем их, но не потому, что хотим страдать, а потому что страдание позволяет нам обрести больший контроль над собственной жизнью. Он заметил, что клиенты часто жалуются на свои проблемы, которые, по их мнению, вызваны тем, что близкие им люди (или люди из их окружения) ведут себя не так, как им хотелось бы. Для этих клиентов поворотным может стать понимание того, что они выбрали подобное поведение, включая чувство беспомощности и позицию жертвы. Но почему мы выбираем несчастье? Глассер (Glasser, 1997) отвечает на этот Вопрос, указывая три причины: (1) чтобы держать злость под контролем, (2) чтобы дать другим людям помочь себе и (3) чтобы найти оправдание нашей неготовности делать что-либо более эффективно.

Глассер (Glasser, 1998) говорил, что люди сами вгоняют себя вдеп-рессию и создают свою злость, а не просто находятся в депрессии или испытывают злобу. С этой точки зрения депрессия объясняется как активный выбор, который сделали мы, а не как результат воздействия на нас как на пассивных жертв. Процесс «погружения в депрессию» держит под контролем нашу злость, а также позволяет просить о помощи. Глассер утверждает, что, пока мы придерживаемся мнения о том, что мы являемся жертвами депрессии и что несчастья случаются с нами, мы не сможем изменить себя к лучшему. Мы сможем измениться, только если осознаем свой выбор и будем действовать в соответствии с реальностью осуществляемого нами выбора. Согласно Глассеру, если мы хотим перестать выбирать болезненное поведение (например, депрессию), мы можем изменить то, что мы хотим, или то, что мы делаем, или и то и другое вместе.

 

ПОВЕДЕНИЕ КАК ЦЕЛОСТНОСТЬ

Согласно последней формулировке теории выбора по Глассеру (Glasser, 1992, 1997, 1998), мы всегда контролируем то, что мы делаем. Зга базовая предпосылка становится ясной в контексте понимания нашего поведения в целом, которое всегда включает в себя четыре неразделимых, но различных компонента: действия (вещи, которые мы делаем), мышление (свободные мысли и утверждения о себе), чувства (такие, как злость, удовольствие, депрессия, тревога) и физиология, (потение, головные боли или любые психосоматические симптомы). Хотя эти компоненты взаимосвязаны, одни из них проявляются чаше, чем другие.

Если мы сравним выбор поведения с машиной, то базовые потребности будут мотором, руль позволит нам направлять машину в желаемом направлении, а действие, чувства, мышление и физиология будут нашими колесами. Действие и мышление, выбираемые наиболее часто, будут передними колесами, они направляют машину. Чувства и физиология — это задние колеса, которые следуют за передними. Они не могут направлять нас, оставаясь зависимыми от того, какой тип чувствования или физиологии мы выберем. 

Теория выбора основана на предположении, что невозможно выбрать поведение в целом и не выбрать какой-то из его компонентов. Хотя выбирается поведение в целом, мы прямо контролируем только компонент мышления и действия. Если мы надеемся изменить свое поведение в целом (например, переживание эмоциональных и психологических последствий депрессии), необходимо изменить то, что мы делаем, и то, что мы думаем. Например, мы можем чувствовать себя подавленными и впасть в депрессию, если не получаем работы, которую хотим. Но мы можем изменить свои действия и отчасти изменить свое представление о том, что мы должны чувствовать. Следовательно, изменение поведения в целом опирается на изменение того, что мы думаем, и того, как мы действуем, поскольку только эти аспекты поведения мы можем контролировать прямо. Если мы правильно изменили компонент действия и мышления, то чувства и физиология изменятся вследза ними (Glasser, 1997, 1998).

 

СУТЬ ТЕОРИИ ВЫБОРА

Теория выбора учит нас, что единственным человеком, который может контролировать наше поведение, являемся мы сами. Единственным способом контролировать то, что происходит в нашем окружении, является действие в соответствии с тем, что мы выбрали. То, как мы себя чувствуем, не поддается контролю со стороны внешних событий или других людей. Аксиомой теории выбора является утверждение о том, что, хотя прошлое может сделать свой вклад в текущие проблемы, прошлое само по себе проблемой не является. Независимо 6т того, что случилось в прошлом, чтобы эффективно функционировать, мы должны жить и действовать в настоящем. Наша задача заключается в том, чтобы сделать все возможное и откорректировать наши отношения в настоящем (Glasser, 1998).

Глассер (Glasser, 1998) объясняет, что, даже если в прошлом мы состояли в не удовлетворяющих нас отношениях, то, что уже случилось, изменить нельзя. Была ли это наша ошибка или чужая — уже не имеет значения, поскольку то, что уже случилось, изменить нельзя, Все, что мы можем, это контролировать собственное поведение, и мы можем попытаться изменить только наше поведение в настоящем. Мы уже никогда не сможем изменить того, что сделали для других, или того, что другие сделали для нас. Терапевт скорее всего скажет клиенту: «Прошлое в прошлом, и его нельзя изменить. Чем больше времени мы теряем, оборачиваясь назад, тем дольше мы избегаем необходимости посмотреть в лицо нашей настоящей проблеме — желанию достигнуть удовлетворяющих отношений в настоящем». Каково применение теории выбора к практике группового консультирования в рамках терапии реальностью? Групповой консультант может помочь членам группы осознать, что вещи, которые они делают сейчас, уже не работают, помочь им принять себя такими, какие они есть, предложить помочь и руководство для составления плана действий и обучить тому, как помогать друг другу в этом. Практики помогают клиенту осознать, чего именно он хочет, задавая специальные уточняющие вопросы. Согласно Глассеру (Glasser, 1992), если групповой консультант недостаточно обучен, чтобы помочь клиенту понять, что его поведение не позволяет ему достигнуть желаемого, терапия не будет эффективной.

Терапевт должен постоянно бросать членам группы вызов, задавая такие вопросы: «Позволит ли вам, что вы выбрали (мысли и поступки), получить то, чего вы хотите?» Другие вопросы, часто предлагаемые членам группы, таковы: «Хотите ли вы измениться? Как бы вы хотели изменить свою жизнь? Чего вы хотите от жизни, но пока не получили? Если бы вы изменились, чем бы ваша жизнь отличалась от нынешней? Если вы изменитесь, будете ли вы чувствовать себя лучше? Что вы можете сделать, для того чтобы изменить существующее положение вещей?» Члены группы смогут с большей легкостью выбрать более эффективное поведение, если осознают, что все, что они делают, думают и чувствуют, не просто случаетсяс ними, а является результатом их собственного выбора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: