Роль и функции группового терапевта

Активность терапевта в РЭПТ-группах направлена на реализацию одной основной цели: помочь участникам группы принять рациональную философию жизни, так же как они раньше приняли ряддогматич- ных и фальшивых убеждений, взятых из социокультурного окружения и приду-

манных по собственной инициативе. Первая задача — показать членам группы, как они творят свое собственное состояние. Это делается посредством прояснения связи между эмоциональным/поведенческим расстройством и их ценностями, убеждениями и установками. Консультант сталкивает их с убеждениями, которые они когда-то приняли, не задавая вопросов, не осмысливая, и показывает, как они'продолжают влиять на них, а затем показывает, как мыслить конструктивно.

Чтобы помочь членам группы продвинуться дальше и осознать, что они приняли иррациональные мысли и что они сами удерживают себя в состоянии эмоционального расстройства, продолжая думать нелогично, терапевт помогает им модифицировать свое мышление. РЭПТ предполагает, что нелогичные убеждения людей настолько глубоко встроены в них, что их не так легко изменить. Таким образом, роль консультанта заключается в том, чтобы обучить членов группы тому, как бросить вызов своим установкам и как разорвать порочный круг самооценки и самообвинений.

Но избавления от симптомов расстройства еще не достаточно. Если будут проработаны только конкретная проблема или симптом, другие страхи придут на их место. Таким образом, заключительным шагом терапевтического процесса является обучение членов группы тому, как избежать бесславной участи превращения в жертву будущих иррациональных установок. Терапевт бросает вызов самим основам иррационального мышления клиента и обучает его тому, как применять реалистичное и логическое мышление, чтобы справиться с будущими проблемами и трудностями.

РЭПТ использует множество когнитивных и эмотивно-драмати-ческих техник, и эти методы соответствуют достаточно активной манере ведения группы (Ellis, 1993, 1996; Ellis & Dryden, 1997). Групповые работники, практикующие РЭПТ, предпочитают такие виды воздействий, как вопрос, вызов, домашние задания, и помощь членам группы в экспериментировании с новыми видами мышления. Терапевт принимает роль учителя, но ни в коем случае роль интенсивно взаимодействующего партнера. Групповые консультанты, работающие в контексте РЭПТ, стремятся избегать слишком близких отношений с клиентами. Они четко различают принятие и теплые отношения, одобрение и поощрение (Brabender & Fallon, 1993). В любом случае практикующие РЭПТ-терапевты демонстрируют уважение к своим клиентам и стремятся быть максимально сотрудничающими, поддерживающими и поощряющими. Члены группы понимают, что консультант не думает о них неодобрительно и ему можно доверять. РЭПТ подчеркивает безусловное принятие клиента терапевтом, независимо от рациональных тенденций, которые он проявляет на сессии и за ее пределами. Такой консультант идет на самораскрытие в тех случаях, когда оно может помочь членам группы разрешить их проблемы (Brabender & Fallon, 1993).

Описывая свой стиль ведения группы, Эллис (Ellis, 1992b) поясняет, что он полностью принимал клиента как личность и в то же время вступал в конфронтацию с его иррациональными установками:

Итак, хотя я достаточно часто вступаю в конфронтацию с членами группы, я пытаюсь показать им, что я действительно хочу им помочь; что на каждой сессии я напряженно работаю, чтобы услышать, понять и эмпатически приблизиться к ним; что я верю в их способность измениться, несмотря на то, что их сдерживает; что я могу смеяться над их иррациональностью, но не над ними; и что я полностью принимаю их как людей, которые (все без исключения) склонны ошибаться, а также независимо от того, насколько плохо они могут себя вести или плохо думать о себе (р. 68).

Групповой консультант, работающий в рамках РЭПТ, признает понятие эффективности. Эллис пишет, что это подход «минимизации ошибок, исключения многоречивых, неэффективных методов, подобных свободным ассоциациям, анализу сновидений, детальному исследованию прошлого и другим методам, которые дают мало толку в короткие промежутки времени и не всегда эффективны, даже если времени много» (1993, р. 12). Вместо этого групповой консультант активно обучается теоретической модели, техникам приспособления и стратегиям для исследования своих гипотез и решений. Консультант также проводит каждую сессию так, чтобы убедиться, что ни один член группы не доминантен, что ни один не подрывает работу и что никто не высказывает антитерапевтические утверждения. Эта активная роль проявляется на каждой сессии, пока консультант не перейдет постепенно к более спокойному способу взаимодействия или не станет функционировать в качестве инструктора (Brabender & Fallon, 1993).

Практики РЭПТ применяют директивную роль, чтобы добиться согласия членов группы на ежедневную практику того, чему они научились во время групповых сессий. Пристальный взгляд на то, что происходит внутри группы, очень важен, но терапевт осознает, что напряженная раббта между сессиями и после завершения терапии еще более важна (Ellis, 1993, 1996). Групповой контекст обеспечивает членов группы средствами, которые они могут использовать, для того Чтобы стать самостоятельными и принять себя безусловно.

 

Терапевтические техники и процедуры Рационально-эмотивная поведенческая терапия основана на применении широкого спектра когнитивных, эмоциональных и поведенческих техник (Ellis, 1992b, 1993,1995, 1996; Ellis & Dryden, 1997). Подобно другим когнитивно-поведенческим терапиям,

РЭПТ использует техники, чтобы изменить паттерны мышления, чувствования и действия. Это интегративная терапия, избирательно адаптирующая различные методы, которые также используются в экзистенциальном, гуманистическом и других подходах (Ellis, 1993). Хотя это интегративный подход, акцент делается на мышлении и поведении. РЭПТ использует техники, которые позволяют изменить самоограничивающие мысли клиента о конкретной ситуации. Вдобавок к модификации убеждений РЭПТ помогает членам группы увидеть, как их убеждения влияют на то, что они чувствуют и что они делают. Таким образом, РЭПТ заинтересована в изменении чувств и поведения, которые произрастают из дисфункциональных мыслительных паттернов. Целью РЭПТ является уничтожение симптомов, основанное на изменении жизненной философии.

ПРОБЛЕМЫ, НАД КОТОРЫМИ РАБОТАЮТ ПОСРЕДСТВОМ РЭПТ

К ведению РЭПТ-групп можно отнести широкий спектр расстройств: тревога, депрессия, злость, супружеские проблемы, низкий уровень владения навыками межличностного общения, родительские навыки, расстройство характера, навязчивость/компульсивность, расстройство питания, психосоматические расстройства, зависимости и* психотические расстройства (Warren& McLellarn, 1987). В случае с клиентами, которые посещают группу по принуждению (или в обязательном порядке), необходимо найти способы замотивировать их, показав, какие преимущества они получат, если отнесутся к РЭПТ серьезно (Ellis & Velten, 1992).

 

ВОЗДЕЙСТВИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РЭПТ

Исследование показало, что техниками, которыми наиболее часто пользуются РЭПТ-терапевты, стали юмор, дидактическая презентация теории РЭПТ, когнитивная тренировка желаемого поведения и безусловное принятие (Warren & McLellarn, 1987).

Это же исследование обнаружило, что предпочитаются следующие техники: сильный и яркий язык, методы диспута и обсуждения, тренинг уверенности в себе, тренинг социальных навыков, ролевая игра, тренировка поведения, обучение рациональным утверждениям о себе, рационально-эмо-тивное воображение, моделирование, тренинг релаксации, рациональный обмен ролями, тренинг решения проблем, оперантные методы, когнитивная терапия Бека, десенсибилизация, предоставление информации.

 

ПРИМЕНЕНИЕ РЭПТ К КРАТКОСРОЧНОЙ ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ

Эллис (Ellis, 1996) продемонстрировал, что РЭПТ главным образом использует краткие и интенсивные воздействия. Он всегда утверждал, что лучшая терапия — это та, которая может эффективно и в короткие сроки обучить клиента тому, как справляться с жизненными проблемами. Он подчеркивал следующие характеристики методов РЭПТ, которые составляют краткосрочное вмешательство в группу:

• Члены группы могут быстро узнать о том, как они формируют свое расстройство. А-В-С теория может быть продемонстрирована ясно и просто, она легко усваивается и легко переносится на практику.

• Поскольку РЭПТ активная/директивная терапия по своей природе, члены группы могут облегчить свое расстройство в кратчайшее время.

• Используя когнитивные, эмоциональные и поведенческие методы РЭПТ даже ъ течение короткого времени, клиент сможет принять конструктивную философию, которая покажет ему новые способы действия в проблемных ситуациях.

Эллис, изобретая РЭПТ, пытался сделать терапию более короткой по времени и более эффективной, чем большинство других систем терапии. РЭПТ — это краткосрочная терапия по своей сути. С 1959 года он поработал с тысячами клиентов в краткосрочной терапии в диади-ческом взаимодействии, используя от 1 до 10 сессий, включая демонстрационные сессии, которые он давал сотням добровольцев на своих регулярных Пятницах ночных проблем повседневной жизни Нью-Йорка и на публичных демонстрациях по всему миру. Он также успешно использовал РЭПТ в группах, которые представляли собой одно- или двухдневный марафон и на девятичасовых интенсивах РЭПТ (Ellis, 1996; Ellis & Dryden, 1997). Теория и методы краткосроч- ной терапии РЭПТ детально описаны в Better, Deeper, and More Intensive Brief Therapy (Ellis, 1996) и в Brief Rational Emotive Behavior Therapy (Dry-den, 1995).

КОГНИТИВНЫЕ МЕТОДЫ РЭПТ

РЭПТ демонстрирует своим клиентам, что их убеждения и разговоры о себе поддерживают их расстройство. Существует множество методов для уничтожения самоограничивающих убеждений и обучения людей тому, как принять рациональный подход к жизни. В РЭПТ-группах делают сильный акцент на способах мышления, обсуждении, дебатах, вызове, убеждении, интерпретации, объяснении и обучении. Некоторые когнитивные техники, часто используемые в РЭПТ-групт пах, описаны ниже.

ОБУЧЕНИЕ А-В-С ТЕОРИИ. А-В-С теория, упоминавшаяся ранее, применется для обучения клиентов индивидуальной игрупповой терапии. Члены группы узнают, что неважно, где икогда они приняли свои иррациональные «должен», ведь сейчас они обладают силой, достаточной для того, чтобы изменить свои дисфункциональные убеждения. Им показывают способы применения А-В-С теории к практическим проблемам, с которыми они встречаются в повседневной жизни.

ОБСУЖДЕНИЕ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК И УБЕЖДЕНИЙ. Клиентов обучают тому, как модифицировать свои ценности и убеждения, касающиеся их самих и других людей. Терапевт учит клиентов определять «ужасные» и «самоуничижительные» утверждения. Консультант, работающий в контексте РЭПТ, сосредоточен на обсуждении иррациональных, логически несостоятельных, катастрофических, абсолютистских и рационализированных идей клиента. Он демонстрирует, как эти идеи поддерживают расстройство клиента, и убеждает клиента в необходимости изменить дисфункциональное поведение или отказаться от него. Для достижения наилучших результатов обсуждение должно выходить за пределы когнитивного уровня и затрагивать клиента на эмоциональном уровне. Члены группы действительно подвергают сомнению и бросают вызов ошибочным формам мышления, а также вовлекаются в работу с рядом эмотивных методов (описываемых ниже), которые используются для временного усиления влияния дисфункциональных убеждений, чтобы их алогичность стала еще более очевидной.

ОБУЧЕНИЕ КОПИНГ-УТВЕРЖДЕНИЯМ О СЕБЕ. Члены группы узнают о том, как иррациональные убеждения могут быть заменены более адекватными утверждениями о себе. От них ожидают отслеживания своей манеры говорить, а также записывания и анализа качества используемого языка. Например, член группы может сказать себе: «Я должна выглядеть хорошо, то есть быть совершенной. Если я допущу хоть какую-то ошибку, я буду чувствовать себя ужасно. Я просто не смогу оставаться там, если я не достигну совершенства сразу. Люди будут давать мне свою любовь и одобрение, только если я буду совершенной. Я очень нуждаюсь в принятии других людей, чтобы чувствовать себя достойной внимания личностью». Осознавая абсолютистский и требовательный характер своей внешней и внутренней речи, она может понять, как то, что она говорит себе, подводит ее к ошибкам и неудачам. Она может заменить это самодеструктивное утверждение другим утверждением: «Я могу принимать себя, несмотря на свое несовершенство. Хотя я хочу поступать наилучшим образом, я не буду мучить себе нереалистично высокими ожиданиями. Кроме того, даже если я потерплю неудачу, я все еще могу принимать себя. Я не нуждаюсь во всеобщем одобрении, чтобы чувствовать себя ценной как личность».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ. Членов РЭПТ-групп поощряют «.напряженной работе как на сессиях, так и между ними, поскольку только так можно достигнуть устойчивых изменений. Эллис и его коллеги (Ellis, Abrams & Dengeleri, 1992) обнаружили, что те клиенты, которые читают литературу по когнитивно-поведенческой терапии, используют аудио- и видеозаписи РЭПТ и посещают лекции и мастерские, обычно лучше обучаются применению РЭПТ, чем те, кто не делает этого. РЭПТ предлагает множество ресурсов, для того чтобы справляться с основными эмоциональными проблемами и конкретными трудностями, такими, как чрезмерное пристрастие к чему-либо, депрессия, управление злостью и гневом, понимание и умение справиться с проблемой излишнего веса, уверенность в себе, чрезмерная медлительность. Примером одной из замечательных книг самопомощи является книга Эллиса How to Stubbornly Refuse to Make Yourself Miserable about Anything — Yes, Anything! (Ellis, 1988). Эллис создал много упражнений, которые помогают справиться, например, с привычкой стыдиться всего подряд, пе.ресгать волноваться по пустякам, справиться с чрезмерной потребностью в любви, преодолеть низкую толерантность к состояниям фрустрации. Источники, в которых вы можете найти материалы по РЭПТ, указаны в конце главы.

       КОГНИТИВНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Клиентам, участвующим в

РЭПТ-группах, даются домашние задания, состоящие из различных способов применения А-В-С теории к проблемам повседневной жизни. Членам группы могут предложить «Бланк самопомощи РЭПТ». В смежных колонках они должны написать обсуждаемые утверждения для каждого иррационального убеждения. В другой колонке они должны написать эффективные рациональные убеждения, которыми можно заменить соответствующие иррациональные. Наконец, они записывают чувства или поступки, которые они испытывают после использования рациональных убеждений. Например, утверждение «Я должен одобряться и приниматься всеми значимыми людьми в моей жизни» может быть подвергнуто сомнению таким утверждением: «Где написано, что я должен получать это одобрение?» или «Почему я должен чувствовать себя достойной личностью, только если получу их одобрение?». Эффективное рациональное убеждение может включать в себя такое утверждение: «Нет никаких доказательств тому, что я должен получать одобрение других, хотя я хотел бы, чтобы меня одобряли люди, которых я уважаю». В течение недели члены группы тратят время на то, чтобы делать записи и думать над тем, какой вклад в их проблемы делают иррациональные убеждения, и они напряженно работают над изменением этих мыслей. Когда они приходят в группу, они рассказывают о конкретных ситуациях, в которых они поступили по-новому, правильно, или о ситуациях, в которых они испытывали трудности. Члены группы часто помогают друг другу освоить способы освобождения от иррациональных установок, основываясь на материале, который был получен в ходе заполнения «Бланка самопомощи РЭПТ».

 

 

ЭМОТИВНЫЕ МЕТОДЫ В РЭПТ-ГРУППАХ

 Как мы уже видели, РЭПТ почти всегда практикует мультимодальный подход к изменениям, и редко лечат человека, не обращаясь к использованию нескольких когнитивных, поведенческих и эмотивных техник (Ellis, 1996; Kwee & Ellis, 1997). В число эмотивных техник входят безусловное принятие, рационально-эмотивное воображение, использование юмора, упражнения «атака на стыд» и рационально-эмо-тивная ролевая игра.

БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ. Клиенты получают полное и безусловное принятие, независимо от того, насколько плохо они ведут себя в ходе терапии и Тв повседневной жизни, и консультант учит членов группы тому, как достигать безусловного самопринятия. Члены группы зачастую страдают от страха перед тем, что люди поймут, какие они на самом деле, и отвергнут их. Групповой консультант может моделировать принимающую позицию вне зависимости от того, что члены группы сказали или сделали. Групповой консультант может показать членам группы, что, даже если их поведение будет неприемлемым и аморальным, они никогда не станут отвратительными людьми или полными дураками. Этот вид РЭПТ-принятия создает групповую атмосферу, которая позволяет членам группы почувствовать, что их принимают как личностей, хотя нередко вступают в конфронтацию с их убеждениями или конкретными формами поведения. Эллис показывает членам группы, что они никогда не бывают глупыми, безынтересными или ничего не стоящими индивидами (такими могут быть их поведение или их мысли). По мнению Эллиса, люди гораздо больше того, что они думают и делают (Ellis, 1985, 1994, 1996; Ellis & Dryden, 1997).

РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ. Клиентам показывают, как

вообразить худшую вещь, о которой они могут подумать, а затем потренироваться заменять дисфункциональные эмоции здоровыми переживаниями. Клиентов просят вообразить конкретную ситуацию, в которой они чувствовали себя дискомфортно (неловко, ужасно). Затем они активно работают над заменой этого чувства на здоровое чувство и, соответственно, меняют свое поведение в этой ситуации. Например, терапевт предлагает сильно сопротивляющемуся клиенту вообразить, что он сказал глупость, подвергся критике и его захлестнуло чувство собственной неадекватности. Затем этому клиенту предлагают заменить чувство собственной неадекватности и ничтожности на простое сожаление и легкое разочарование. Члены группы практикуют это упражнение около 30 дней, пока они не начнут автоматически чувствовать сожаление, когда допускают ошибку, вместо того чтобы испытывать сильное чувство собственного несоответствия (Ellis, 1988, 1996). Члены группы могут вообразить, как будто сбылись их худшие страхи. Внутри группы они могут поделиться своими страхами, достигнуть инсайта о том, как эти страхи контролируют большую часть того, что они говорят или делают, и постепенно научиться реагировать на них по-другому. Работа с воображением — это безопасная прелюдия для реальной конфронтации со своими страхами в повседневной жизни.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЮМОРА. Юмор обладает когнитивными и эмоциональными преимуществами в стимуляции изменений. Среди многих техник, используемых РЭПТ-терапевтами, юмор является наиболее популярным методом, используемым во время сессий (Warren & McLellarn, 1987). Эллис (Ellis, 1996) убежден, что люди восприг нимают себя слишком серьезно. В качестве одной из техник борьбы с преувеличенными мыслями, которые ведут к неприятностям, РЭПТ применяет хорошую долю юмора. Она учит членов группы смеяться, но не над собой; а над своими убеждениями. Некоторые идеи, за которые клиент держится особенно сильно, доводятся до абсурда, чтобы он увидел, насколько они противоречивы и нелепы на самом деле. Хотя применение юмора в неподходящий момент или слишком рано может привести к проблемам, когда доверие было установлено, люди в большей степени готовы смеяться над собой и получать от этого удовольствие. Одним из примеров использования юмора является ситуация, в которой члены группы Эллиса распевали комическую песенку, опубликованную в сборнике песен Эллиса A Garland of Rational Songs (Ellis, 1977a). Некоторые клиенты обнаруживают, что, когда они испытывают тревогу или депрессию, им отлично помогают эти песенки, напеваемые про себя.

УПРАЖНЕНИЕ «АТАКА НА СТЫД». Обоснование для использования техник «атака на стыд» достаточно простое и заключается в том, что тревога часто происходит из стыда, вины, смущения и самоуничижения. Таким образом, чем более прямо и очевидно люди увидят иррациональные убеждения, стоящие за этими чувствами, тем менее вероятно, что они буду продолжать испытывать дискомфортные чувства. В групповой терапии РЭПТ представлено большое количество упражнений, ориентированных на самораскрытие, принятие риска и атаку на стыд (Ellis, 1996). Членам РЭПТ-групп часто предлагают поучаствовать в деятельности по принятию риска как способу бросить вызов своему невротическому страху глупо выглядеть. Практики применяют упражнения атаки на стыд как способ обучения клиентов тому, как принимать себя вне зависимости от реакций других людей. Целью этих упражнений является усиление самопринятия и зрелой ответственности, а не просто достижение комфорта в ситуациях, когда сам человек или кто-то другой дурачится (Walen, DiGiusseppe & Dryden, 1992). Основная вещь, которую уясняют себе клиенты в результате использования этих упражнений, заключается в том, что как личности они одинаковы и тогда, когда они получают неодобрение, и когда нет. Другими словами, неодобрение не делает их хуже и не изменяет их; поняв это, клиенты не позволяют страху перед неодобрением мешать себе делать те вещи, которые они считают правильными. В процессе выполнения «стыдных» действий в группе члены группы обретают более высокий уровень самопринятия.

Члены группы часто признаются, что не позволяют себе делать вещи, которые хотят, потому что боятся того, что могут подумать другие люди. В условиях группы другие участники могут оказывать терапевтическое давление и поощрять человека к экспериментированию с рисковым поведением сначала на группе, а затем и в повседневной жизни. Эллис (Ellis, 1985) предлагает несколько упражнений, которые клиент может выполнить публично. Например, надеть диковинную одежду, вынимать деньги из странных мест или выкрикивать названия остановок электрички или автобуса. Эллис утверждает, что, если клиент сможет выполнить эти действия, снова и снова преодолевая чувство стыда или смущения, он сможет растворить сильные чувства, которые парализуют его и не позволяют делать то, что ему нравится. Он предполагает, что нужно сочетать когнитивные домашние задания с подобными упражнениями «атаки на стыд». Вот еще несколько примеров возможных упражнений:

• Прогуливайтесь по парку, напевая высоким тоненьким голоском.

• Разговаривайте с животными и притворитесь, что они вам отвечают.

• Обвяжите ленту вокруг банана и «выгуливайте» его в парке или на улице.

• Прилюдно громко выкрикивайте точное время, например: «Точное время 11 часов, 11 минут, 20 секунд».

• В переполненном лифте встаньте сзади, лицом к стене, и стойте так.

• Зайдите в аптеку и громким голосом скажите фармацевту: «Я хочу взять презервативы оптом. И поскольку я использую такое большое количество презервативов и отовариваюсь у вас, вы должны дать мне скидку!» (это одно из самых любимых упражнений Эллиса).

РОЛЕВАЯ ИГРА. В ролевой игре содержатся когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты. В качестве одного из способов, позволяющих клиенту избавиться от страха, предложите ему поменяться ролями. Например, если член группы испытывает чрезмерную тревогу, когда приходит на собеседование по приему на работу, ему можно предложить роль интервьюера. Он также может сыграть себя, находящегося под влиянием страха, а затем уверенного в себе. Вместо того чтобы просто говорить о своих проблемах или размышлять о своих установках, член группы может эмоционально войти в ситуацию, поучаствовав в ролевой игре. Конечно, некоторые люди могут встретиться со страхом, показаться глупыми во время ролевой игры или не сыграть так, как должны бы, тогда ролевая игра бросает вызов их страхам. Ролевая игра позволяет членам группы не только освободиться эмоционально, но и обеспечивает возможностью попробовать себя в разных амплуа и опробовать разные стили поведения. В действительности ролевая игра может привести к изменениям в мышлении, чувствах или поведении клиента.

В РЭПТ-группах ролевая игра включает в себя также когнитивную оценку чувств и убеждений, которые клиенты ощутили во время игры. Если член группы пытается более эффективно справляться с отвергающим отцом, который требует совершенства, он может сыграть свою роль совсем иначе,-чем обычно, роль, в которой он больше не будет чувствовать себя жертвой недостатка одобрения со стороны своего отца. Потом этот человек предпримет когнитивный анализ чувств, которые он испытал во время исполнения своей роли. Чтобы достичь нужного эффекта, он может ответить на такие вопросы: • Необходимо ли мне одобрение отца для выживания?

• Смогу ли я когда-нибудь достигнуть того уровня совершенства, которого требует мой отец?

• Могу ли я принять себя, хотя знаю, что никогда не буду совершенным? Могу ли я избежать деструктивной самооценки и самообвинений в несовершенстве?

• Нуждаюсь ли я в отцовском одобрении или мне просто хочется его получить?

• Если я не получу его одобрения, будет ли это ужасно? Невыносимо?

• Должен ли я стать совершенным, чтобы принять себя?

Эллис верил, что ролевая игра более эффективна, если включает в себя когнитивную реконструкцию позиций и аттитюдов, раскрывшихся в ходе получения подобного опыта.

 

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РЭПТ-ГРУПП

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ. Ранее я описывал когнитивное домашнее задание, которое включает в себя чтение литературы, слушание аудиозаписей и записей, связанных с A-B-C-D-E анализом. Рациональ-но-эмотивный поведенческий терапевт часто использует активные домашние задания, чтобы помочь людям стать более рациональными. Групповой консультант помогает клиентам выполнить эти задания на уровне воображения, а затем поощряет их попробовать выполнить их в реальной жизни. Любимым приемом РЭПТ является десенсибилизация in vivo и поощрение клиентов делать те вещи, которые они боятся делать, чтобы преодолеть ограничивающие их страхи (Ellis, 1993). Участники группы участвуют в упражнениях PYA («шевели своей задницей»), чтобы подтолкнуть себя к конфронтации с «опасными» вещами, пока они не научатся тому, как справляться с пугающими ситуациями. Делая «страшные» вещи раз за разом, они постепенно растворяют свой страх перед выполнением домашних заданий (Ellis, Gordon, Neenan & Palmer, 1997). Эти задания, предлагаемые как консультантом, так и членами группы, могут быть выполнены в группе и за ее пределами. В последнем случае человека обязывают отчитаться о результатах в группе. Вот несколько примеров внутригрупповых заданий.

• Членам группы, которые видят в консультанте сверхчеловека и верят ему, не подвергая сомнению все, что он говорит, можно предложить бросить вызов консультанту и поработать со своим отношением к авторитетным фигурам. Это задание поможет члену группы увидеть, как он, удерживая себя в позиции беспомощного человека, не позволяет себе быть сильным.

• Мужчине, который сильно стесняется в присутствии женщин, можно предложить подходить к женщинам из группы и бросать вызов своим ожиданиям и страхам, заводя с ними разговор на любые темы.

• Женщину, которая очень тихо сидит во время сессий, потому что она беспокоится по поводу своего произношения, можно попросить раскрыть и исследовать свой страх и смущение перед разговором. Она также может бросить вызов своей установке, гласящей, что она не способна внести сколько-нибудь значимый вклад в группу из-за своего произношения.

• Члена группы, который убежден, что группа отвергнет его, если узнает о нем некоторые постыдные вещи, можно поощрить к раскрытию некоторых из своих стpaxoв, которые держат его закрытым от людей.

Вдобавок к этим внутригрупповым заданиям консультант предлагает членам группы выполнять домашние задания. Людей, которые боятся ездить в метро, на подъемниках или летать на самолетах, поощряют при любой возможности использовать именно эти' виды транспорта. Например, человек, боящийся ездить в лифте, может получить задание входить в лифт 20 раз в день и повторять себе, что он может оставаться в нем, «даже если этот чертов лифт застрянет».

Эллис (Ellis, 1992b) обычно начинает групповую сессию, предлагая членам группы зачитать свое домашнее задание и сказать, выполнили ли они его, и если нет, то почему. После обзора и обсуждения домашних заданий члены группы рассказывают о тех проблемах, которые они хотелибы исследовать, обсуждают свои цели и планы или отчитываются о своих успехах. Эллис и другие члены группы внимательно прислушиваются к употреблению догматичных «должен». Когда выявляется дисфункциональное убеждение, оно тут же оспаривается членами группы и вместо него вырабатывается рациональное утверждение. Затем предлагаются новые задания, которые продолжат свою борьбу с дисфункциональными убеждениями и их заменой на эффективные мысли и формы поведения.

ПОДКРЕПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЯ. И подкрепление, и наказания используются для того, чтобы помочь клиенту измениться. Подкрепление может включать в себя чтение романа, просмотр фильма, поход на концерт или любимое блюдо. Клиент может давать подкрепления сам себе чем-то, что ему нравится, но только после того, как он выполнит конкретное домашнее задание, которое он обещал себе выполнить, хотя обычно избегает подобных действий. Одной из целей РЭПТ является обучение клиента оптимальным способам самоуправления. Конечный успех членов группы зависит от того, насколько эффективно они перенесут полученные на группе навыки в свою жизнь. Использование подкрепления часто помогает членам группы развить постоянство в применении рациональных принципов к возникающим проблемам. В этом смысле они становятся собственными терапевтами и обучают себя тому, как управлять своей жизнью.

РЭПТ также рекомендует использовать штрафные или наказания, которые определяет сам человек, если он не выполняет уговора (свое домашнее задание). Эллис пишет, что некоторые сжигали сотню долларов или посылали их в организацию, с которой категорически не согласны по идеологии, если не выполняли свое домашнее задание, то есть не выполняли свое обещание измениться.

Согласно Эллису (Ellis, 1996), поведенческие методики РЭПТ работают лучше, когда они используются в сочетании с эмотивными и когнитивными методами. Методы самоуправления работают лучше, когда клиент сам контролирует собственное поведение, вместо того чтобы оставлять эту функцию консультанту.

ТРЕНИНГ НАВЫКОВ. Тренинг клиентов в овладении конкретными навыками, которых им не хватает, длится столько, сколько этот тренинг осуществляется в контексте вызова их дисфункциональному мышлению (Ellis, 1996). РЭПТ опирается на предположение о том, что, приобретя навыки, которые у него ранее отсутствовали, клиент почувствует большую уверенность в себе и будет готов к переживанию значимых изменений в своем мышлении, чувствах и поведении (Bernard, 1991, 1992; Bernard & Wolfe, 1993).

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ РЭПТ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ

Более сорока лет опыта организации и ведения РЭПТ-групп еще больше утвердили Эллиса в том, что эти группы эффективно помогают участникам достичь конструктивных личностных изменений и изменений в поведении. Эллис (Ellis, 1977b) описывал множество преимуществ применения техник РЭПТ к группе, некоторые из них кратко изложены ниже.

• Ориентированные на действие домашние задания, которые являются важной частью РЭПТ, более эффективны в применении к групповому контексту, чем к терапии «один на один».

• Группа предлагает эффективную среду для ряда активных/директивных процедур, таких, как ролевая игра, тренинг уверенности в себе, отработка желаемого поведения, моделирование и упражнения на принятие риска.

• Группа играет роль лаборатории, в которой можно непосредственно наблюдать конкретное поведение.

• Клиентов часто просят выполнять отчет о домашней работе в письменной форме, которая соответствует изложению по А-В-С теории. А затем его учат, как откорректировать неправильное поведение или мышление. Слушая отчеты других членов группь) и узнавая, как они справились со своими трудностями, участники могут лучше понять свои проблемы. Затем члены группы могут совместно практиковаться в поведении, которое они хотели бы усилить (или от которого хотели бы избавиться) в реальном мире.

• Когда человек делает ошибочное утверждение, консультант или члены группы могут привлечь его внимание к этому высказыванию, а затем его можно откорректировать.

• Наблюдая за другими членами группы, участники могут увидеть, что лечение может быть эффективным, что люди могут изменяться, что они могут предпринимать конкретные шаги, чтобы помочь себе, и что успешная терапия является результатом напряженной и постоянной работы над собой.

• Раскрытие личных проблем, которые человек может считать стыдными, терапевтично само по себе. Самораскрытие позволяет участникам осознать, что принятие риска стоит того: они обнаруживают, что их «раскрытие» не влечет за собой непоправимых последствий, которых они так боялись, и, даже если кто-то покритикует их, — это отнюдь не катастрофа.

• Поскольку РЭПТ по своей природе — это образовательная и дидактическая модель, она обычно включает в себя предоставление необходимой информации и обсуждение стратегий решения проблем. И с экономической, и с практической точки зре- ния это лучше делать в группе, чем индивидуально. Группа также поощряет участника активно включиться в процесс лечения. • Групповые процедуры особенно полезны для людей, которые жестко ограничивают себя устаревшими паттернами дисфункционального поведения, потому что группа обеспечивает вызов, необходимый для переоценки этих паттернов и адаптации к более здоровым.

Хотя Эллис использовал этот список, пытаясь поддержать мнение о том, что РЭПТ особенно полезна в применении к групповой работе, эти же причины можно отнести к поддержке применения большинства подходов, описанных в этой книге. Следовательно, обоснования, используемые Эллисом, могут быть с пользой заимствованы другим практиком, который формулирует обоснование групповой консультационной программы, даже если он придерживается иной терапевтической ориентации.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: