Практика терапии реальностью в группах

Применение терапии реальностью содержит в себе два основных компонента: (1) консультационная среда и (2) конкретные процедуры, которые приводят к изменениям в поведении. Искусство консультирования заключается в соединении этих компонентов таким образом, чтобы привести клиента к оценке своей жизни и принятию решения о том, как развиваться в более эффективном направлении. Вуболдинг (Wubbolding, 1988) описывает эти два элемента как «консультационный цикл». Цикл показывает, что существует определенная последовательность применения теории терапии реальностью к практике. Консультационная среда, которая состоит из основополагающих принципов воздействия, является основой построения конкретных процедур. Вы должны удерживать в уме несколько моментов. Во-первых, хотя понятия, описанные здесь, могут казаться ясными и простыми, когда они выражены в письменной форме, они оказываются довольно ложными, когда вы пытаетесь перенести их в терапевтическую практику. Чтобы применять эти понятия успешно, нужно обладать соответствующими навыками и использовать их творчески. Хотя общие принципы, на которые опираются терапевты, работающие с терапией реальностью, одинаковы, они значительно различаются по способу применения, который существенно зависит от индивидуального стиля терапевта и его личностных характеристик. Наконец, эти принципы не должны превращаться в дискретные и ригидные категории. Между шовными принципами терапии реальностью существует определенная взаимозависимость, и только соединенные вместе они обеспечивают ход всей терапии.

Терапия реальностью — это процесс, и нельзя применять ее методы в жесткой, пошаговой манере, подобной тому, как вы впервые готовите блюдо, строго следуя указаниям кулинарной книги. Обсуждение, которое последует ниже, направлено на обучение тому, что такое терапия реальностью, но оно ни в коем случае не заменяет интенсивного практического обучения, которое необходимо для эффективного консультирования.

Обсуждение практического применения терапии реальностью в группах является интеграцией и адаптацией материала, взятого из различных источников (Glasser, 1989, 1992, 1998; Wubbolding, 1988, 1991, 1996а, 1996b. 1998).

 

КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СРЕДА ЛИЧНОСТНАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В РАБОТУ С КЛИЕНТОМ.

Практика терапии реальностью начинается с попыток консультанта создать среду, в которой сможет начаться осуществление жизненных изменений. Чтобы создать подобный терапевтический климат, консультант должен стать другом клиента, который искренне заинтересован в его благополучии, и сформировать раппорт, который ляжет в основу терапевтических отношений. Для консультанта важно видеть мир таким, каким его видит клиент. Поскольку это наиболее важные аспекты групповой работы, если консультант продемонстрирует отсутствие личной вовлеченности, терапия не будет эффективной. Когда групповая терапия реальностью оказывается неэффективной, это означает, что подлинная вовлеченность в работу не была достигнута. Забота со стороны консультанта закладывает основу для формирования доверия, которое необходимо для того, что клиент смог бросить себе вызов и приступить к осуществлению изменений. Когда рабочие отношения эффективно установлены, члены группы могут оценивать как те изменения, которых они хотят достигнуть, так и свое поведение в целом, которое они проявляют в настоящем.

Для того чтобы действительно включиться в терапию, консультант должен обладать определенными личными качествами: сердечностью, пониманием, принятием, заботой, уважением к клиенту, открытостью и готовностью бросать вызов себе и другим. Одним из наилучших способов формирования доброй воли и развития терапевтических отношений является простое слушание клиента. И все же Вуболдинг (Wubbolding, 1988,

1996с) отмечает, что высокий уровень эмпатии достигается благодаря умелым вопросам, а не просто рефлексивному слушанию. Вовлеченность включает в себя разговоры по поводу широкого спектра тем, интересных клиентам, тем, которые касаются повседневного поведения членов группы, и переживаний, которые заставляют их чувствовать себя несчастными.

В своем описании цикла консультирования Вуболдинг (Wubbolding, 1988, 1991, 1996а, 1996b, 1998) определяет конкретные способы создания атмосферы, которая ведет к включению в работу с клиентом. Вуболдинг подчеркивает, что цикл консультирования — это не упрощенный, пошаговый метод, который применяется одинаково при работе с каждым клиентом. Подход к установлению терапевтической среды включает в себя внимательное отношение к клиенту, отсутствие ожиданий, использование юмора (в подходящее время и в подходящем месте), умение консультанта быть собой, участвовать в терапевтическом самораскрытии, внимательность к метафорам, посредством которых клиенты выражают себя, внимательность к обсуждаемым темам, подведение итогов, этичная практика. Основой для терапевтических интервенций является поддерживающая, дружеская и доверительная атмосфера.

Для большинства клиентов атмосфера теории выбора будет новым переживанием. Многие начнут испытывать недоверие к ней и попытаются заменить ее на более привычную. Если консультант твердо сопротивляется всем самодеструктивным попыткам, то в течение достаточно короткого промежутка времени клиенты начнут наслаждаться заботой, принятием и отсутствием принуждения.

Поскольку у клиента появляется возможность формировать нужные отношения с несколькими людьми, включая терапевта, применение терапии реальностью в группах приобретает особый смысл и преимущество. Суть групповой терапии реальностью состоит в оценке того, что делают члены группы. Групповая атмосфера приглашает членов группы к сотрудничеству и помогает им честно оценить то, что другие члены группы обеспечивают одновременно поддержку и вызов. Групповое взаимодействие особенно важно для того, чтобы разбить порочный круг негативных переживаний и выйти из позиции жертвы. Согласно теории Терапии реальностью, люди не смогут делать более эффективные выборы и достичь эффективного контроля над своей жизнью, если они изолируют себя. Они должны более полноценно реализовать свою потребность в принадлежности. Одним из эффективных способов создания терапевтического климатадля участников, которые посещают группу по принуждению или в обязательном порядке, является объяснение и демонстрация того, какой личной ценностью для каждого из них может обладать групповой процесс. Например, если участники увидят группу как место, где они могут избавиться от паттернов, постоянно приводящих к ошибками и неудачам, они сделают первый шаг к тому, чтобы включиться в работу группы. Подобная вовлеченность стимулируется терапевтом, который активно участвует в определении природы и целей группы, равно как и устанавливает ограничения. Консультант поощряет членовгруппы к участию в выработке целей, которыми будет руководствоваться группа, даже если она является коррекционной по своей при-

ПОЗИЦИИ И ПОВЕДЕНИЕ КОНСУЛЬТАНТА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ИЗМЕ-

НЕНИЯ. Кроме позитивного отношения консультанта и активного участия в установлении терапевтических отношений, стимулирующих позитивные изменения, консультант, желающий сформировать терапевтический альянс, должен избегать такого поведения, как осуждение, умаление чьих-то слов или поступков, критицизм, самоунижение, поиск ошибок, навязывание внешнего контроля, принятие извинений и т.п. Консультант также не должен легко сдаваться, если что-то не получается. Вместо этого акцент делается на поощрении участников группы к сосредоточению на том, что они могут контролировать.

Консультант должен научить своих клиентов ценить позицию принятия ответственности за свое поведение в целом и не принимать различных оправданий и изменений, если клиент не выполняет того, что собирался сделать. Если клиент не следует своему плану изменений, консультант не задает вопросы о том, почему план провалился. Вместо этого он учит члена группы тому, что оправдание — это одна из форм самообмана, которую можно временно принять, но в конечном счете она приведет к ошибке и закреплению неправильной идентичности. Как отмечает Вуболдинг (Wubbolding, 1988), принятие оправданий посылает клиенту следующее сообщение: «Твое поведение можно извинить, потому что ты слаб и не контролируешь его. Ты не можешь изменить свою жизнь». Отказываясь принимать оправдания, терапевт утверждает обратную позицию:

«Ты сильный и можешь изменять свою жизнь. У тебя есть выбор».

Важно, чтобы консультант не отказывался от своей убежденности в том, что клиент может достигнуть более ответственной жизни, даже если клиент прилагает минимальные усилия, чтобы действовать в соответствии со своим планом. Терапевт просто не должен отказываться ни от одной из заявленных позиций, потому что, если он сделает это, клиент утвердится в своем предположении о том, что никто и ничего не может сделать с его жизнью. Тот человек, за чьими плечами целая история ошибок и провалов, может ожидать от других, что они тоже сдадутся «судьбе». Это действительно вызов — не сдаться, несмотря на действия клиента, который сопротивляется, пассивен, агрессивен, не желает сотрудничать, враждебен или апатичен. Терапевт просто не имеет права считать, что другая личность не может измениться или что этот человек безнадежен. Независимо от того, что клиент делает или говорит, терапевт не должен терять свою веру в возможность изменений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: