Процедуры, которые ведут к изменениям: wdep-система

Согласно Глассеру (Glasser, 1992), процедуры, которые ведут к изменениям, основаны на предположении о том, что человек мотивирован на изменения, (1) когда он понимает, что его нынешнее поведение не позволяет ему достичь того, чего он хочет, и (2) когда он убежден, что может выбрать другое поведение, которое приблизит его к желаемому объекту или человеку.

Вуболдинг (Wubbolding, 1991, 1996а, 1998) использовал акроним WDEP, чтобы проиллюстрировать ключевые процедуры, которые он использует для применения терапии реальностью в группе. Каждая из букв обозначает кластер стратегий: W — желания, D — действия и направление действий, Е — самооценка, Р — планирование. Эти стратегии предназначены для обеспечения изменений.

[W] ИССЛЕДОВАНИЕ ЖЕЛАНИЙ, ПОТРЕБНОСТЕЙ И ВОСПРИЯТИЯ. Тера-

певт спрашивает: «Чего вы хотите?» Благодаря умелой подборке вопросов клиента поощряют к осознанию, определению и переопределению того, как он может реализовать свои потребности. Использование вопросов является краеугольным камнем терапии реальностью. Своевременный и стратегически верный вопрос может заставить человека задуматься над тем, чего он хочет, и оценить, какое поведение позволит ему достигнуть желаемого. Поскольку терапия реальностью использует вопросы гораздо шире, чем любой другой консультативный подход, консультант должен развивать у себя соответствующие навыки. Искусство консультирования в данном случае требует от консультанта знания того, какой вопрос задать, а также как и когда это сделать.

Вопросы наиболее часто неправильно используются групповым консультантом. Некоторые вопросы консультанта, кажется, предназначены только для того, чтобы клиент продолжал говорить. Консультанты могут использовать систему вопрос-ответ только потому, что не знают, что им еще делать. Вуболдинг (Wubbolding, 1996с) пишет, что чрезмерное использование вопросов может вызвать раздражение, сопротивление или повышение уровня защит у клиента. Если вопросы становятся основной техникой, которую использует консультант, он постепенно создает дистанцию между собой и клиентом и переходит в анонимную позицию. Вуболдинг утверждает, что отношения улучшаются, если вопросы сочетаются с рефлексивным слушанием, оценкой восприятия и другими техниками.

Часть консультирования посвящена исследованию «альбома фотографий» клиента и тех способов, посредством которых можно приблизить внешний мир к внутреннему миру желаний. Важно помнить, что это исследование продолжается в ходе всего консультационного процесса, поскольку представления клиента постепенно изменяются. предлагают возможность исследовать любую сторону своей жизни, включая то, что он хочет от своей семьи, друзей и работы. Более того, клиенту полезно определить, чего он хочет и ожидает от консультанта и от себя самого (Wubbolding, 1996а).      В группе клиенты исследуют то, что они хотят, что имеют, и то, чегоони не получили. В ходе этого процесса члены группы сосредоточиваются на самооценке, чтобы определить то направление, в котором должно развиваться их поведение. Эта оценка создает основу для осуществления конкретных изменений, которые позволят членам группы снизить уровень фрустрации. Вот некоторые вопросы, которые могут оказаться полезными для определения того, чего они хотят: «Каким человеком ты хотел бы быть? На что была бы похожа твоя семья, если бы ее итвои желания совпадали? Что бы ты делал, если бы жил так, как хотел? Твой ли это выбор, направлен ли он на достижение различных преимуществ сейчас и в будущем и соответствует ли он твоим целям и ценностям?» Эти вопросы формируют основу для применения других процедур терапии реальностью.

[D] ДЕЙСТВИЯ И НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ. После того как клиенты исследуют свой качественный мир, желания и потребности, их просят посмотреть на свое нынешнее поведение и определить, соответствует ли оно их желаниям. Вуболдинг (Wubbolding, 1991) пишет, что консультант словно держит зеркало перед лицом пациента и спрашивает его: «Поможет ли тебе этот выбор достичь того, чего ты хочешь? Помогает ли он тебе?» (р. 93).

Групповой консультант постоянно пытается сосредоточить внимание клиентов на том, что они делают сейчас. Консультант не позволяет клиентам говорить о событиях прошлого, если эти события можно с легкостью отнести к реальной ситуации, к настоящему. Если отношения включенности в работу были установлены, консультант поощряет членов группы вступать в конфронтацию с реальностью и последствиями своего поведения в настоящем. Хотя проблема могла возникнуть в прошлом, она проявляется в настоящем. Следовательно, проблема должна быть решена либо в настоящем, либо через составление планов на будущее. Прошлое можно обсуждать только в том случае, если оно позволит клиенту лучше спланировать будущее. Когда проблема разрешается, клиент обучается тому, как модифицировать свое мышление и выбирать более эффективные способы действия, чем это было в начале терапии.

Терапевт избегает обсуждения чувств клиента или его физиологических реакций, как тех, которые отдаляют от работы над поведением. Это не значит, что они не важны, просто в этом подходе достичь поведенческих изменений легче, чем изменений в аттитюдах и позициях клиента, и поведенческие изменения в данном случае обладают большей терапевтической ценностью. Консультант вместо чувств и физиологических реакций обращается к поведению и мышлению клиента, над которыми человек может установить более прямой контроль. По этой причине клиенту, выражающему чувство беспомощности, не задают вопросов о причинах его появления и не поощряют его исследовать. Хотя консультант может поощрять членов группы к обсуждению чувств, акцент будет сделан на том, какие действия сопровождали или поддерживали эти чувства. Когда члены группы изменят свои действия, их чувства тоже изменятся.

Целью акцента на текущем поведении является понимание членами группы того, какую ответственность они несут за свои чувства. В качестве средства, поощряющего клиентов посмотреть, как то, что они делают, влияет на их чувства, можно использовать следующие вопросы:

•Что вы делаете сейчас?

•Что именно вы делали на прошлой неделе?

•Что бы вы хотели изменить в прошедшей неделе?

•Что останавливает вас и не дает сделать то, о чем вы сейчас сказали?

•Что вы будете делать завтра?

Позвольте членам группы сосредоточиться на том, что они делают, и тогда они начнут понимать, что они могут сознательно контролировать свое поведение, делать выбор и изменять свою жизнь. Хотя они могут пытаться рассказывать вам о том, как другие не желают жить в соответствии с их ожиданиями и как они были бы счастливы, если бы только этот мир изменился, вы должны напомнить им, что подобные разговоры только поддерживают позицию жертвы.

  [Е] САМООЦЕНКА. Одной из терапевтических задач является столкновение клиента с последствиями своего поведения и помощь в оценке качества своих действий. Пока клиент не оценит свое поведение, он не изменится. Это суть терапии реальностью. После того как клиент оценил свое поведение, он может определить, что вызвало неудачу и какие изменения обеспечат ему успех.

          Важно, чтобы терапевт не осуждал клиента и не брал на себя ответственность за высказывания оценочных суждений о его поведении, вместо этого он может существенно помочь клиенту, если заставит его ненадолго остановиться, присмотреться к себе и прислушаться. Если терапевт будет стимулировать клиента к тому, чтобы он задавал себе такиe вопросы, как: «Что я делаю сейчас? Позволяет ли мне это поведение достичь того, чего я хочу? Работает ли оно на меня так, как предлагалось? Конструктивный ли выбор я сделал?» — то клиент сможет гораздо раньше перейти к изменениям. Когда вы просите клиента оценить каждый из компонентов его поведения, вы выполняете основную задачу, которую ставит перед вами терапия реальностью.

     С точки зрения терапии реальностью консультант может быть директивным в начале терапии с некоторыми клиентами. Терапевт иногда выражает то, что, по его мнению, может быть полезным клиенту, в работе с детьми алкоголиков и самими алкоголиками, например, нужно прямо говорить о том, что будет работать, а что нет.

Некоторые клиентыникогда не мыслили о своем поведении в контексте выбора и могут оказаться неспособными к систематической оценке. Эти клиенты часто имеют размытые представления и не всегда осознают, чего хотят, или же их желания абсолютно нереалистичны. По мере того как клиент будет продолжать взаимодействовать с консультантом, он будет нуждаться во все меньшей помощи для оценки своего поведения.

Некоторые клиенты утверждают, что у них нет проблем и их поведение пс доставляет им никаких неприятностей. Нужно осознавать, что поведение клиента согласуется с его внутренним миром и что его восприятие мира может сильно отличаться от того, как видит мир консультант (Glasser, 1989). В этих случаях Глассер предлагал консультанту продолжать сосредоточивать внимание клиента на его текущем поведении и задавать все те же ключевые вопросы разными способами. Он говорил, что в этом случае терпение консультанта особенно важно, он должен предоставить клиенту время для осознания того, что его поведение не приводит к тому, чего он в действительности хочет.

[Р] ПЛАНИРОВАНИЕ И ДЕЙСТВИЕ. Большая часть работы в терапии реальностью состоит в том, чтобы помочь клиенту определить конкретные способы изменения неудачных или ошибочных выборов на успешные выборы. Когда клиент оценил свое поведение и решил, что он хочет изменить, терапевт помогает ему сформировать план поведенческих изменений. Искусство планирования заключается в том, чтобы установить ряд краткосрочных целей, успешное достижение которых высоко вероятно, поскольку этот успех будет позитивным подкреплением усилий клиента по достижению долгосрочных изменений.

Планирование поведения, за которое мы несем ответственность, является самой сутью процесса помощи. Следовательно, терапия должна снабжать клиента информацией и помогать ему найти боле эффективные способы достижения того, что он хочет. Большая часть работы посвящена составлению планов и оценке того, как эти планы работают. В групповом контексте через контакт с другими членами группы и консультантом участник получает возможность составлять реалистичные планы. Членов группы поощряют экспериментировать с новым поведением, опробовать новые пути достижения своих целей и превращать их в прямую программу действий. Важно, чтобы эти планы не были чрезмерно амбициозными, поскольку люди должны получить успешный опыт их реализации. Целью реализации такого плана является увеличение успешного опыта. Если план сработает, чувство самоуважения у клиента значительно повысится. Такой план должен формулироваться довольно точно и включать в себя описание того, что делать, когда делать и как часто. Короче говоря, план должен поощрять клиентов к тому, чтобы и дальше переводить свои разговоры в действия.

План, который реализует потребности и желания, является очень важным для эффективной терапии реальностью. Процесс создания и воплощения плана в жизнь помогает людям обрести эффективный контроль над своей жизнью. Вуболдинг (Wnbbolding, 1988, 1991) посвящает полную главу в своей книге характеристикам эффективного планирования, которые кратко представлены ниже.

• План, насколько это возможно, должен быть приближен к потребностям клиента. Умелый групповой консультант поможет членам группы определить, какой платы требует выполнение того или иного плана и того, что этот план им даст взамен.

• Хороший план прост, и его легко понять. Хотя план должен быть конкретным и поддаваться измерениям, он должен быть гибким и модифицироваться, по мере того как клиент развивает более глубокое понимание конкретного поведения, которое он хочет изменить. Короче говоря, нужно, чтобы клиент управлял своим планом, а не наоборот.

• План должен быть реалистичным и достижимым. Консультант может помочь членам группы осознать, что даже маленький план может помочь осуществить серьезные шаги в направлении желаемых изменений. Эта идея была превосходно выражена моей дочерью Хейди, когда она перефразировала китайскую пословицу: «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага. Так сделай его!»

• Эффективный план подразумевает, что надо что-то делать, а не «не делать» чего-то. То есть план должен содержать позитивную программу действий и выражаться в терминах того, что должно быть сделано.

• Групповой консультант поощряет членов группы к реализации планов, которые разработали, вне зависимости от того, что делают другие. Следовательно, задача консультанта заключается в том, чтобы сосредоточиться на членах группы, а не на внешнем мире, который почти всегда находится вне сферы нашего контроля. Члены группы могут научиться тому, что они могут контролировать только собственный мир желаний, свое поведение и систему восприятия. Если члены группы ждут, что изменится кто-то другой, они могут ждать бесконечно. Хороший план конкретен. Групповой консультант может помочь членам группы развить его, задав такие вопросы: что? где? с кем? когда? как часто?

• Эффективный план повторяем. То есть его можно использовать регулярно, если не ежедневно. Чтобы преодолеть негативные симптомы вроде депрессии или тревоги, негативных мыслей или психосоматических расстройств, их нужно заменить позитивными симптомами. Эти симптомы включают в себя чувство         удовольствия и доверие, рациональное мышление, здоровую активность, диеты и упражнения и другие позитивные моменты, которые являются частью личной программы роста клиента. Люди не изменяются, если практикуют свое поведение только

под действием момента, они должны постоянно реализовывать позитивные эле-

менты своей программы.

• План должен обладать ощущением непосредственности, чтобы его воплотили в действие насколько быстро, насколько это возможно. Консультант может задавать членам группы такие вопросы: «Что вы готовы сделать сегодня, чтобы начать изменять свою жизнь? Вы сказали, что хотите, чтобы вам было более весело. Что вы можете сделать сегодня, сейчас, чтобы доставить себе удовольствие?» Сообщение, стоящее за этими вопросами, заключается в том, что члены группы обладают способностью контролировать свою жизнь, осуществляя непосредственные изменения.

• Эффективное планирование включает в себя активность, центрированную на процессе. Например, члены группы могут сказать, что они могут делать любую из следующих вещей: сделать своему ребенку три комплимента, ходить по 30 минут в день, заменить нездоровую еду на полезную, посвятить два часа в неделю добровольной работе (например, в какой-нибудь благотворительной организации) или взять отпуск.

• Прежде чем члены группы начнут реализовывать план, его нужно оценить в группе и получить обратную связь от других членов группы и консультанта. Они должны спросить себя, является ли этот план достижимым и реалистичным и как он соотносится с их потребностями и желаниями. После того как план был применен в реальной жизни, его нужно снова оценить. Члены группы могут снова обратиться к нему на группе и рассказать о том, в какой степени их план оказался успешным. Обсуждая план в группе, члены группы могут понять, какой план может провалиться, как сделать его более точным или как его можно модифицировать, чтобы он больше соответствовал их потребностям.

• Чтобы клиенты признали свой план сами и взяли обязательства по его выполнению, его лучше записать на бумаге. Более того, групповой консультант и другие участники могут обеспечить подкрепление, чтобы он стал более эффективным.

Большинство членов группы не формулируют идеальный план, описанный выше. Но чем лучше план, тем вероятнее и лучше достигнутые изменения. Важно, чтобы члены группы настраивали себя на необходимость следования установленному плану.

Хотя бремя ответственности за формулированием воплощение плана возлагается на членов группы, задача консультанта состоит в создании принимающей и заботливой атмосферы планирования. Следует подчеркнуть, что благодаря фазе планирования групповой консультант продолжает поощрять членов группы принимать ответственность за свой выбор и свои действия.

СОГЛАСИЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА. Очевидно, что даже формулировка наиболее обоснованного и практичного плана будет пустой тратой времени, если клиент не готов реализовывать его. План нужно представить в форме контракта, который поможет членам группы принять ответственность за его выполнение перед собой и другими членами группы.

После того как член группы составил план и заявил о нем, остальные участники группы помогают оценить и пересмотреть его, а также оказывают поддержку и поощрение, если это необходимо. Если человек не выполнил какой-то пункт своего плана или не выполнил его совсем, этот факт не нужно скрывать от других и, главное, от себя самого. Если некоторые члены группы способны добросовестно следовать своему плану, они становятся моделью для остальных членов группы, и те могут осознать, что раз их коллеги смогли выполнить свой план, то они могут тоже.

Мы просим клиентов определить, чего они хотят от себя, произвести самооценку и затем следовать согласно выработанному плану действий. Этот процесс включает в себя помощь в определении того, насколько интенсивно они готовы работать для воплощения своего плана в жизнь. Вуболдинг (Wubbolding, 1996а) описывает пять уровней готовности:

Уровень I. «Яне хочу быть здесь. Оставьте меня в покое». Это пример позиции человека, который пришел в группу по принуждению.

Уровень 2. «Яхотел бы дойти до конца, но я не хочу ничего менять». Этим клиентам еще предстоит осознать, что их выбор определяет то, что они имеют, и то, чего они могут достигнуть.

Уровень 3. «Япопытаюсь. Я могу. Я смогу». Хотя этот уровень готовности выше, чем два предыдущих, его еще недостаточно для того, чтобы достигнуть интенсивных и значимых изменений.

Уровень 4. «Я буду делать все, на что способен». Этот вид согласия на работу демонстрирует высокий уровень готовности к изменениям и следованию установленному плану.

Уровень 5. «Я буду делать это, что бы ни происходило». На этом уровне согласия клиент осознает свою ответственность за собственное улучшение и видит, что он может обрести контроль над своими действиями.

Согласие не дается в стиле «все или ничего». Оно имеет несколько Уровней. Консультант должен поощрять члена группы к переходу на более высокий уровень. Важно, чтобы членам группы, которые неохотно принимают на себя обязательства, помогли выразить и исследовать свой страх перед возможным провалом. Члены группы могут сильно сопротивляться и бояться отвержения вследствие неудачи. Поэтому поддержка группы очень важна на этом этапе работы. Членов группы можно поощрять начинать каждую сессию с отчета о тех трудностях, с которыми они столкнулись при реализации своего плана действий, и о тех успехах, которых они достигли. Как и в поведенческих группах, где используется дружеская система поддержки, членов группы терапии реальностью поощряют обращаться друг к другу между сессиями, если кто-то испытывает сложности или зашел в тупик при попытке выполнить свои обязательства.

Конечно, всегда найдутся те, кто будет не готов выполнять свои обязательства. Терапевт не должен форсировать изменения, но он может помочь людям посмотреть на то, что останавливает их и не дает выполнить обязательства по самоизменению. Иногда люди заявляют, что они не могут измениться, что они не могут принять такое решение или что им на роду написано быть неудачниками. В этих случаях очень важно, чтобы клиенту помогли ясно увидеть последствия «не-измене-ния», затем совместно с ним сформулировали небольшой и краткосрочный план, состоящий из легко достижимых целей. Клиент должен получить некоторую степень успеха и поверить, что у него есть сила для осуществления изменений. Согласно базовым принципам терапии реальностью, природа и характер плана не так важны, как готовность выполнять план и брать на себя соответствующие обязательства.

Обязательства помогают принять ответственность и ведут к изменениям. Если члены группы снова и снова повторяют, что они хотят измениться и надеются измениться, вы можете спросить их: «Будете ли вы делать это и когда вы начнете?» Опасность, конечно, состоит в том, что план члена группы может не реализоваться в его повседневной жизни, что приведет к усилению фрустрации и расширит список неудач. Терапия реальностью старается избежать подобных проблем, не требуя согласия на выполнение беспричинных или невыполнимых действий.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ РЕАЛЬНОСТЬЮ

Этот раздел посвящен описанию двух техник, которые можно применить к терапии реальностью в группах: (1) использование юмора и (2) парадоксальные техники. Конечно, терапия реальностью не обладает патентом на использование юмора или парадоксов, поскольку многие терапевтические подходы используют и то и другое. Эти процедуры могут быть очень полезными в работе, но с той же вероятностью они могут нанести вред, если ими воспользуется недостаточно квалифицированный консультант или консультант, который больше заботится об удовлетворении своих потребностей в ущерб благополучию членов группы.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЮМОРА. Целый ряд подходов используют юмор как воздействие, обеспечивающее позитивные изменения (адлерианская терапия, психодрама, экзистенциальная терапия, гештальттерапия, ТА и РЭПТ). Члены группы так часто чувствуют себя «тяжело» и плохо, что уже разучились видеть смешное в жизненных ситуациях. Погрузившись в негативные симптомы, они не оставили места для легкости. Конечно, использование юмора должно быть своевременным. Групповой консультант может допустить ошибку, если начнет шутить до того, как в группе установятся доверительные отношения. Внутри группы должна установиться атмосфера доверия, которая позволит участникам стать более спонтанными и смеяться над собой и над другими. Как только группа достигает уровня рабочей сплоченности, юмор скорее всего принесет позитивные результаты. Терапев-тичный юмор не содержит сарказма, не выставляет клиента в глупом виде и не проявляет отсутствие уважения. Терапевтический юмор несет в себе обучающее, коррективное сообщение и помогает клиенту увидеть ситуацию в новой перспективе. Как только член группы проработал то место, в котором он зашел в тупик, или некоторый источник болезненных переживаний, он уже может посмотреть на эти события в другой перспективе и даже посмеяться надтем, что раньше казалось таким ужасным и вызывало только слезы.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАРАДОКСАЛЬНЫХ ТЕХНИК. В терапии реальностью клиентов обычно подталкивают и поощряют к изменениям через использование прямых и директивных техник. И все же иногда клиент слишком сильно сопротивляется составлению плана или его воплощению в жизнь, если план уже готов. Некоторые из таких членов группы могут приходить на сессию и заявлять, что они попробовали применить план, а он не сработал. Вуболдинг (Wubbolding, 1998) утверждает, что терапия реальностью содержит в себе парадоксы и, чтобы полностью принять этот подход, нужно уметь мыслить парадоксально. Иногда наилучшим способом справиться с проблемой будет непрямое воздействие, неожиданный ход. Тогда клиент увидит свое поведение как бы с изнанки, перевернутым, воспринимая причину как следствие, а следствие как причину.

На одной из выездных групп, которая длилась неделю, Алекс очень стремился получить одобрение всех членов группы. Он постоянно беспокоился, что его сочтут неадекватным. Ему не нравилось, что ему приходится прилагать слишком много усилий, чтобы получить одобрение своей семьи и своих друзей. Алекс просил об одобрении косвенно, но и ко-терапевтам, и членам группы было ясно, что ему очень хочется его получить. В качестве упражнения я предложил ему отчаянно и открыто стараться заслужить одобрение каждого из нас. Конечно, он сказал, что не хочет просить об одобрении других, да и не очень-то он в нем нуждается. Мы попросили его поступать так, как ему совсем не хотелось. И предложили ему начать с утверждения: «Я очень хочу вам понравиться. Я нуждаюсь в вашем принятии, чтобы чувствовать себя личностью достойной внимания». Он был очень открыт и прям в своем стремлении получить одобрение. Он даже спрашивал всех нас, что именно он может сделать, чтобы нам было приятно. Вскоре он очень устал от этих бесконечных усилий. Он ярко увидел, как он косвенно просил других людей дать ему одобрение. В конце дня он уже начал смеяться, вспоминая, как старался получить наше одобрение любой ценой. Наконец, он осознал, какое сообщение он постоянно посылал другим, а также свой внутренний диалог, который он начинал, когда чувствовал, что его одобряют не все люди.

Интересно, что, как только он начал уделять меньше внимания тому, насколько группа принимает его, он стал больше делать и говорить те вещи, которые были приятны ему. Он начал ценить собственное одобрение выше, чем одобрение других. Хотя эта стратегия оказалась эффективной в работе с Алексом, в других случаях она может оказаться непродуктивной. Консультант установил с ним хорошие рабочие отношения, и уровень доверия в группе был очень высок. И хотя Алекс понял, что вся группа не одобряет его так, как ему хотелось, он чувствовал, что консультант и другие члены группы заботятся о нем. Он выполнил свое упражнение, потому что не считал, что мы пытаемся посмеяться над ним, и постепенно сам понял юмор этой ситуации.

Парадоксальные процедуры — это очень мощная форма воздействия, которая должна использоваться только теми, кто получил соответствующую подготовку и потренировался в применении этой техники под руководством супервизора. Исследования показали, что парадоксальные техники могут успешно применяться в работе с депрессией, фобиями, бессонницей и тревогой. Они также хорошо подходят для работы с сопротивляющимся клиентом, у которого проявляются опре,-деленные поведенческие проблемы (Huddleston & Engles, 1986).

Парадоксальные процедуры обычно не применяются, пока не опробуются более традиционные техники терапии реальностью. Более того, использование парадоксальных техник содержит в себе некоторые этические и клинические трудности. Этичная практика требует, чтобы консультант точно знал, когда применения парадоксальных техник следует избегать. Эти процедуры неадекватны для кризисных ситуаций, суицида, работы с убийцей, насильником или алкоголиком (Weeks & L'Abate, 1982).

Ценность парадоксальных процедур по большей части зависит от опыта и уровня подготовки консультанта. Они содержат в себе потенциальную возможность неправильного использования, например, когда групповой консультант просто хочет вызвать шоковую реакцию, потому что все остальное у него не получилось (Weeks & L'Abate, 1982). Если эти процедуры используются своевременно для клиента и на соответствующей стадии развития группы, они могут стать мощным терапевтическим инструментом, обеспечивающим групповую сплочѐнность и ведущим к позитивным изменениям в членах группы.

Используемые правильно, парадоксы могут оказывать влияние сходное влиянию юмора, поскольку помогают клиентам увидеть их проблемы в новом свете. В случае Алекса мы научили его смеяться над своими страхами и воспринимать их с большей легкостью. Вот вопросы, которые должны возникнуть в голове консультанта, когда он решает, насколько своевременным будет использование парадоксальной техники: «Достаточно ли высокий уровень доверия установлен в группе? Какова степень сплоченности группы? Может ли парадокс произвести эффект бумеранга, усилив сопротивление членов группы? Как члены группы отреагировали на использование других техник? Насколько эффективными оказались традиционные техники? Понимаю ли, почему я хочу ввести парадоксальную процедуру? Ясно ли я представляю, что хочу получить в результате и то, какой может быть реакция членов группы?»

Если вы хотите более подробно познакомиться с текстами по использованию парадоксов, смотрите: Wubbolding (1998), Weeks & L'Abate (1982), Dowd& Milne (1986), Huddleston & Engels (1986).

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: