Другим ключевым аспектом "конституционного режима" являлись фабзавкомы. Одной из главных их задач было представительство рабочего коллектива на переговорах с администрацией и в отношениях с внешними организациями. Царское государство уже в 1903 г. предоставило рабочим формальное право на коллективное представительство путём выборных советов старост. Но на практике закон сильно ограничил это право. К тому же, из-за сопротивления хозяев любой форме независимой рабочей организации и благодаря государственной поддержке собственников, рабочие редко могли пользоваться этим законом. Советы старост кое-где на предприятиях существовали только в периоды, когда это позволяло соотношение политических сил, т.е. во время революции 1905-го года и в период нового подъёма рабочего движения 1912-14 годов.
Другим давним стремлением, которое рабочие хотели осуществить при помощи фабзавкомов, было установление "заводского самоуправления" или "права ведать внутренним порядком завода".
Важно, однако, отметить, что в этот период рабочие еще не ставили под сомнение основного права администрации частных предприятий управлять производством. Требование рабочего контроля пока не звучало на частных предприятиях.
Положение на государственных заводах.
На казённых заводах, однако, положение было другим. Тут сразу после революции рабочие частично или полностью брали на себя всю ответственность за управление производством или решали участвовать в управлении вместе с теми старыми управленческими кадрами, которые не убежали или не были выгнаны во время революции. (Администрация госзаводов в большинстве случаев состояла из офицеров, т.е. служащих старого режима в прямом смысле слова.)
На казённых предприятиях после Февральской революции рабочие считали, что поскольку свершилась демократическая революция, то казённые заводы, как часть государства, принадлежат народу. Им казалось совершенно естественным, что рабочие этих заводов должны по крайней мере участвовать в управлении. Такое мнение разделяли и железнодорожники, и работники почты и телеграфа.
Однако не прошло и месяца, как рабочие государственных заводов уже отказались от участия в управлении и отвергли какую-либо ответственность за производство, настаивая только на праве "контроля", т.е. надзора за администрацией. Так, инструкция о фабзавкомах, принятая на Конференции рабочих государственных предприятий Петрограда 15 апреля, предоставила комитетам широкие права контроля, в том числе полный доступ к информации и документам, а также право увольнять "администраторов, которые не могут гарантировать нормальные отношения с рабочими". Но в заключении документа говорилось:
"Не желая брать на себя ответственность за техническую и административно-экономическую организацию производства в данных условиях до момента полной социализации общественного хозяйства, представители общезавкома входят в заводоуправление лишь с правом совещательного голоса." 12
Почему рабочие госзаводов изменили свою позицию? На общем собрании рабочих Адмиралтейского завода в марте председатель завкома говорил о "трудностях, связанных с ведением дел завкома ввиду сложности и неопределенности, а также и того, что дело это является совершенно новым. При тех запутанных условиях, которые возникли с образованием комитета, и при трудностях приспособить учреждение управлять и контролировать, комитет был поставлен в положение двойственное, ибо отдавая приказание соответствующим органам заводоуправления, тем самым ограничивал бы себя в широком контроле и стеснял бы инициативу начальника завода, а также и нарушал бы стройность и планомерность исполнения. Практика и здравый смысл подсказали, что надо передать функции управления начальнику завода, и таким образом соединить весь личный состав в одну цельную организацию. Комитет оставляет за собой полное право контроля всех действий, как начальника, так и отдельных лиц и учреждений заводоуправления, до отвода их через примирительную камеру включительно, а также инициативу реорганизации и сокращения штатов". 13






