График 7. Первый закон Йеркса

3. Второй закон Йеркса, согласно которому жизнедеятельность группы оптимальна в заданном интервале задач.

Другими словами, когда группа вынуждена достаточно долго решать слишком простые или слишком сложные, непривычные для нее задачи, она как бы «болеет», что выражается в росте неспровоцированной конфликтности, ухудшении морально-психологического климата и т.д.

В описанных ситуациях для решения сложных задач в группе формируется интеллектуальный «штаб», что часто вызывает сопротивление лидера, не вошедшего в него. Кроме того, члены такого штаба имеют оправданные и неоправданные привилегии, что вызывает сопротивление у других членов группы и т.д.

Еще один постулат, таким образом, можно сформулировать так: имиджи в группах задают интервал типичных групповых задач.

4. Эффект Латейна, согласно которому число членов группы никогда не совпадает с числом групповых ролей, и чем больше объем группы, тем выше уровень конформности ее членов, стремление приспособиться к жизни в данной группе с наименьшей тратой сил. Иначе говоря, чем больше группа, тем выше роль некритического следования символьным ориентирам группового имиджа.

Не следует думать, что существование незаполненных ролей свидетельствует о готовности к расширению ее состава. Дело в том, что любая группа имеет, как минимум, следующие структурные элементы:

• стабильная и нестабильная части группы. В первой сосредоточены наиболее важные для группы роли («лидер», «генератор идей», «осведомитель»);

• «входные фильтры», предназначенные для тестирования новичка: ритуалы, формальные процедуры;

• «фильтры-допуски» в стабильную часть группы. Такие фильтры всегда гораздо более жестки и продуманны, поскольку ошибки в данном случае очень опасны для лидера;

• лидерство, о природе которого речь пойдет ниже.

Таким образом, заполненные роли аккумулируются в нестабильной части группы, создавая членам группы ощущение свободы выбора и провоцируя лояльное отношение к имиджу лидера.

5. Закон Морено, согласно которому психология группы и групповой имидж определяются выводом лиц с низким социометрическим статусом и вводом новых кандидатов на исполнение вакантных ролей в группе.

Не касаясь анализа сложного понятия социометрического статуса, отметим лишь, что одной из сторон закона Морено является всем известный эффект «козла отпущения».

Другими словами, в любой установившейся группе возникает необходимость демонстрации мощи и значимости групповых норм и ритуалов для новичков и потенциальных оппозиционеров, что проще всего сделать через организацию, в той или иной форме, травли кого-то из истинных или мнимых «нарушителей традиций». Например, согласно наблюдениям психологов Рязанской ВШ МВД, такая травля в группе заключенных почти никогда не организовывается лично лидером. Опытный лидер предпочитает ставить еще и добавочную цель формирования групповой ответственности за травлю. Соответствующий постулат «паблик рилейшнз» можно сформулировать так: выход за пределы пространства группового имиджа наказуем, в том числе процедурно.

6. Эффект Т. Шибутани.

Американский психолог Т. Шибутани формулирует его следующим образом: в любой группе существует или желательна подгруппа лиц, чье мировоззрение используется членами группы как рамка соотнесения при организации своего поля восприятия.

Групповая психология не возникает как суммирование индивидуальных мировоззрениий или в результате идеологического давления аппарата лидера. Понять ее можно, согласно Шибутани, только изучив «эталонные мнения» наиболее авторитетных в духовном плане лиц группы. Для «паблик рилейшнз» вывод очевиден: групповой имидж имеет группового носителя даже в группах с авторитарным лидерством.

7. Эффект Л. Выготского.

Согласно мысли великого русского психолога Л. Выготского, психология группы формируется по принципу «внутреннее через внешнее».

Осмысление членами группы перспектив своей жизни в группе происходит только после оформления системы группового общения. На первом этапе самоанализ подчинен задачам адаптации.

Для того чтобы подчеркнуть важность такого аспекта жизни группы, Выготский даже вводил понятие «интрапсихическое», т.е. как бы «групповой психики», возникающей в ходе адаптации. Такая психика неизбежно подразумевает ориентацию на имидж.

8. Эффект Щедрина, согласно которому для члена группы уже известное мнение авторитетного в группе человека, включая лидера, важнее любого неизвестного мнения; иначе говоря, в группе существует механизм, ограничивающий наиболее любознательных, ориентирующий их на уточнение уже известного им мнения авторитета о них более, чем на сбор других мнений, что подчеркивает, в рамках «паблик рилейшнз», необходимость централизации имиджей в группах и т.д.

9. Эффект «ограничения диад». «Диады», эти своеобразные «спарки» лиц, стремящихся к взаимной комплиментарности, в социальной группе не расширяются в группировки, их возникновение идет вовсе не по законам личной симпатии.

Разумеется, таковы лишь самые общие эффекты группового поведения, и список их можно продолжить — прежде всего, за счет анализа эффектов лидерства. Отметим лишь главное — такие эффекты выступают как своеобразная питательная среда, в которой формируется политическая власть. И дело не только в том, что жизнь малой группы и жизнь нации переплетены: сама политика не копируется, а порождается малыми группами, постоянно пробующими использовать друг друга как средства для достижения своих целей, рождая общедемократические движения и, в конечном счете, политические партии.

Таким образом, жизнь группы формирует через организацию общения людей как упоминавшиеся психические основы социального поведения, так и факторы регламентации такого поведения в масштабах человеческой микросреды и макросреды (партий, наций, населения, регионов) в целом. В этом смысле жизнь общества и есть сложная, полная конфликтов метасистема малых групп, проявляющих свою сущность, социальную природу в особых эффектах общего, группового поведения.

Иными словами, имидж, особенно при отсутствии письменности, и воспроизводится как особый феномен, выражающий и символизирующий необходимость ориентации индивидуальной психики на групповые нормы ради простого выживания, подавления провоцируемого различными ситуациями чувства тревожности, длительных аффектов и страстей, а так же просто в силу традиций престижности. Последняя просто бракует, снижает шанс на социальный успех для людей без имиджа или с явно неудачным имиджем.

Разумеется, такова только общая гипотеза, не учитывающая множество нюансов - например, относительно противоречий нескольких имиджей, степеней свободы для имиджей в конкретной социальной группе и т.д. Приведенная гипотеза описывает лишь общецивилизационные основы воспроизводства имиджей, которые принимают достаточно специфические формы в малой социальной группе.

Попробуем пояснить это на приведенном ниже графике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: