Экономические информационные системы. Определение и характеристика

Определение и области применения ИС.

Информационная система (ИС) — система, предназначенная для хранения, поиска и обработки информации, и соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т.д.), которые обеспечивают и распространяют информацию (ISO/IEC 2382:2015)

Основное назначение информационной системы – создание современной инфраструктуры для управления предприятием, организацией, учреждением.

Назначение информационной системы состоит в поддержке динамической информационной модели ее предметной области.

Информационные системы предназначены для сбора, хранения и обработки информации, поэтому в основе любой из них лежит среда хранения и доступа к данным.

Информационные системы ориентированы на конечного пользователя, не обладающего высокой квалификацией в области вычислительной техники. Поэтому клиентские приложения информационной системы должны обладать простым, удобным, легко осваиваемым интерфейсом, который предоставляет конечному пользователю все необходимые для работы функции и в то же время не даёт ему возможность выполнять какие-либо лишние действия.

Задачи:

· обработка данных об операциях, производимых фирмой;

· создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел в фирме;

· получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных документов или отчетов.

На предприятии должна быть создана база данных, которая обеспечивает хранение информации и доступность её для всех составляющих системы управления. Наличие такой базы данных позволяет сформировать информацию для принятия решений:

Применение: бухгалтерский учет, управление финансовыми потоками, управление складом, ассортиментом, продуктами, закупками, управление производственным процессом, управление маркетингом, оперативное управление предприятием, предоставление информации о фирме.

Свойства ИС.

Взаимосвязь с потребителем и персоналом. ИС – человеко-машинная система обработки информации.

Удовлетворение информационных профессиональных или жизненно важных потребностей. Выводной продукцией системы является информация, на основе которой принимаются решения.

Сложность. Информационная система – сложная система, являющаяся подсистемой другой системы, обеспечивающая некоторую основную деятельность, либо являющаяся самостоятельной системой с собственным целевым назначением. ИС может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов системного подхода.

Динамичность. Динамичность ИС проявляется в её развитии, т.е. изменении состояния. Типичная последовательность этапов (стадий) жизни ИС называется «жизненным циклом» ИС (ЖЦ), с момента возникновения необходимости в данной ИС и заканчивая моментом её полного выхода из употребления.

Основные задачи ИС.

Основные задачи информационных систем - ИС:

· Поиск, обработка и хранение информации, которая долго накапливается и утрата которой невосполнима. Компьютеризованные ИС предназначены для более быстрой и надежной обработки информации, чтобы люди не тратили время, чтобы избежать свойственных человеку случайных ошибок, чтобы сэкономить расходы, чтобы сделать жизнь людей более комфортной.

· Хранение данных разной структуры. Не существует развитой ИС, работающей с одним однородным файлом данных. Более того, разумным требованием к информационной системе является то, чтобы она могла развиваться. Могут появиться новые функции, для выполнения которых требуются дополнительные данные с новой структурой. При этом вся накопленная ранее информация должна остаться сохранной. Теоретически можно решить эту задачу путем использования нескольких файлов внешней памяти, каждый из которых хранит данные с фиксированной структурой. В зависимости от способа организации используемой системы управления файлами эта структура может быть структурой записи файла или поддерживаться отдельной библиотечной функцией, написанной специально для данной ИС.

· Анализ и прогнозирование потоков информации различных видов и типов, перемещающихся в обществе. Изучаются потоки с целью их минимизации, стандартизации и приспособления для эффективной обработки на вычислительных машинах, а также особенности потоков информации, протекающей через различные каналы распространения информации.

· Исследование способов представления и хранения информации, создание специальных языков для формального описания информации различной природы, разработка специальных приемов сжатия и кодирования информации, аннотирования объемных документов и реферирования их. В рамках этого направления развиваются работы по созданию банков данных большого объема, хранящих информацию из различных областей знаний в форме, доступной для вычислительных машин.

· Построение процедур и технических средств для их реализации, с помощью которых можно автоматизировать процесс извлечения информации из документов, не предназначенных для вычислительных машин, а ориентированных на восприятие их человеком

· Создание информационно-поисковых систем, способных воспринимать запросы к информационным хранилищам, сформулированы на естественном языке, а также специальных языках запросов для систем такого типа.

· Создание сетей хранения, обработки и передачи информации, в состав которых входят информационные банки данных, терминалы, обрабатывающие центры и средства связи.

Классификация ИС.

Согласно общепринятой классификации. информационные системы подразделяются:

· по масштабам применения – настольные и офисные;

· по признаку структурированности задач – структурированные (формализуемые), не структурируемые (не формализуемые), частично структурируемые. Частично-структурированные делятся на: ИС репортинга и ИС разработки альтернативных решений (модельные, экспертные). Экспертные в свою очередь делятся на: централизованные, децентрализованные и коллективного использования; с интеграцией по уровням управления, по уровням планирования и т.д.;

· по функциональному признаку – производственные, маркетинговые (анализа рынка, рекламные, снабженческие и т.п.), финансовые (бухгалтерские, статистические, и т.п.), кадровые;

· по квалификации персонала и уровням управления – стратегические (топ-менеджеров), функциональные (менеджеров среднего звена) и оперативные (специалистов);

· по характеру обработки информации: системы обработки данных, системы управления, система поддержки принятия решений;

· по оперативности обработки данных – пакетной обработки и оперативные;

· по степени автоматизации – ручные, автоматические, автоматизированные;

· по характеру использования информации – на информационно-поисковые, информационно-справочные, информационно-решающие, управляющие, советующие и т.п.;

· по степени централизации обработки информации – на централизованные, децентрализованные, информационные системы коллективного использования;

· по характеру использования вычислительных ресурсов – на локальные и распределенные;

· по сфере деятельности – на государственные, территориальные (региональные), отраслевые, объединений, предприятий или учреждений, технологических процессов;

· по классу реализуемых технологических операций – на системы с текстовыми редакторами, системы с табличными редакторами, СУБД, СУБЗ, системы с графикой, мультимедиа, гипертекстом;

· по месту в процессе управления предприятия – на АРМ специалиста, ИС руководителя, ИС внешнего контролера, интегрированные системы, объединяющие в себе часть или все из этих функций;

· по концепции построения – файловые, автоматизированные банки данных, банки знаний, хранилища данных (ХД);

· по режиму работы – на пакетные, диалоговые и смешанные.

Структура ИС.

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами. Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-либо признаку. структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем:

Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в современном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.

Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы. В него входят компьютеры любых моделей; устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации и т.д.

Математическое и программное обеспечение – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств. В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация, в состав математического – средства моделирования процессов управления; типовые задачи управления и т.д.

Организационное обеспечение анализирует существующие системы управления организацией, где будет использоваться ИС, подготавливает задачи к решению на компьютере, разрабатывает управленческие решения по составу и структуре организации, методологии решения специальных задач.

Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.

Экономические информационные системы. Определение и характеристика.

ЭИС – совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономических объектов, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.

       Характеристика:

· В ее основе лежит методология управления, направленная на достижение стратегических целей руководства.

· Возможен доступ для множества пользователей.

· Возможно коллективное взаимодействие пользователей.

· Обработка информации происходит практически в режиме реального времени.

· Высокий уровень защиты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: