Путешествие к стоицизму:дорожная карта

Древний,но поразителньо современный путь

Главный вопрос,на который пыается дать ответ любая кльтура – светская,религиозная или этническая – как правильно жить?Как справлятся с трудностями и неудачами?Каких правил придерживатсья в обществе и как относиться к другим людям?А к смерти?

Есть стереотип – стоики безэмоциональны.Стоицизм – это не подавление и скрытие эмоций,а их осознанеие,размышление об их причинах и умение направлять их себе во благо.Это понимание.что находится под нашем контроллем,а что нет:следует сосредоточить усилия на первом,вместо того,чтобы напрасно тратиь время на втооре.Стоик стремится к добродетели,совершенству и жвет по принципу:”Делать все настолько хорошо.насколько возможно”,он осознает моральный аспект всех своих действий.Быть стоиком – значит использовать комбинацию размышлений над теоретичиским конценпциями,читать вдохновляющие тексты и практиковать медитации и другие духовные упражнения.

Разделение вещей на то,что человек может контроллировать,а что нет – ошибочно трактуется как отклоение от социально активности.Стоицизм проповедует социальную активность,любовь ко всему человечеству и природе.

Стоики жил по приниципу универсальной причинности – все в жизни случается не просто так,и процессы во вселенной идут по естественным законам.Они верили в “логос”(универсальный разум,суть котрого в в то факте,что природа познаваема через причину).

Главный плюс стоицизма – практичность.он родился и всегда воспринимался как форма поиска пути к счастью и осмысленной жизни.

Психотерапия использует концепции стоицизма.Но психотерапия краткосрочна,она решает проблемы психологического характера.Мжеду тем – философия жизни - это то,без чего не может обойтись не один человек,каждый из нас формирует ее под себя,сознательно или нет.

Человеческая личность – это единственное,что действительно достойно кльтивирования.Здоровье,богатство и образование считаются “предпочтительными безраличными вещами.Но эти вещи не определяют нашу личностную ценность,а она зависит исключительно от нашего характера и наших добродетелей.Беден ты или богат – это – это не мешает нам жить по законам нравствености и достичь атараксии – спокойствие духа.

Достойная человеческая жизнь строится на культивировании собственной личности и о заботе о других людях,а это достигается путем разумного отказа от мирских благ.

Изначально стоицизм был всеоблемлющей философией,которая включала в себя естсественные науки,подходы к логике и эпистемологии.

Стоки проводили слишком строгую дихотомию между тем что находится под нашем контролем,а что нет.Стоики были оптимистичны по поводу степени контроля людей над собственными мыслями.современная когнитивная наука доказала,что мы часто становимся жертвами своих предубеждений и заблуждений.Хотя это и доказывает необходимость к правильному и добродетельному мышлению,к чему и стремились стоики.
Стоицизм – открытая философия.она готова к корректировке.


Путешествие к стоицизму:дорожная карта.

Стоицизм зародился в Афинах примерно в 300 году до нашей эры.Финикийский купец по имени Зенон родом из китая чудом пережил крушение на корабле.После этого заинтересовался философией,прочитал книгу о Сократе и пытался найти философов.Найдя Кратета,стал его учеником.тот избавлял ученика от стыда из-за вещей.в которых не видел ничего постыдного.Затем у Зенона появилсь собственные учениики.Они проводили учение в Стое(порт в центре города).Зенон скончался в 98 лет,версии:недуачное падение;самбоуйство,решив что больше не может приносить пользу обществу.Затем школу возглавил Клеанф,на смену которому пришел другой ученик Зенона – Хрисипп.он стал второй ключевой фигурой в истории стоиицизма.Написал очень много книг(поВерсии диогена 705) и выдвинул множество идей,котроые послужиил развитию философии.Все эти события относятся к начальному периоду развития стоицизм – “ранняя стоя”.

Ранние стоики находилсь под влиянием предыдущих философских школ и мыслетелей,в частности Сократа и и киников,а таже последователей Платона.Они посвящали массу времени и сил философским спорам с другими школами.Все школы относились к “эвдемоническому” направлению,то есть ставили своей целью поиск способа провести человеческую жизнь наилучшем образом.Так прдолжалось до 155 года до нашей эры.греческий войны вторглись в город,находящийся под протекцией римы и требовали компенсации.Туда были отправлены философы дял переговоров.они уменьшили сумму выплаты и вызвали кльтурный резонанс.Затем в 88-86 годах филсоофы захватили абсолютную власть и боролись с Римом,после чего Рим победил и Афины были разграблены.После этго философы перебрались в другие города.включая рим.это переходный период – “Средняя Стоя”.”Поздняя стоя ” – время процветания стоицизма как ведущей филсоофской школы.Это период после убийства,Юлия цезаря и приход к власти Августа.В этот период творили все знаменитые ныне стоики,такие как Музоний Руф(ученик эпиктета),Сененка(советнитк иператора Нерона),сам Эпиктет и иператор-филсооф – Марк Аврелий.

Когда император константин легализовал христианство,стоицизм как и ряд других школ находился в упадке.Затем школу закрыли.однако.многие исторические личности находились под влиянияем идей стоицизма.В ХХ веке филиософия пережила взрождение,когда леглав основу методов логотерапии и методов КПТ.С самого начаал стоицизм развивался как в высшей степени практическая философия.Но не без теоретической основы,а ею является идея:чтобы хорошо(в эвдемоническом смысле) прожить жизнь,необходимо понимать две вещи(природу мира и свое место в нем, и природу человеского мышления и стремлению расставлять себе “ментальные ловушки”.
Ученик стоической школы изучал физику,логику и этику.Стическая физика изучала устройство мира и включаал в себя естественные науки,метафизику и теологию.Стоики верили в бога,но рассматривали его как метерию в определеннном состоянии,существующую в космосе и неотделимую от него.Логику,то есть науку о законах правильного мышления.Плюс к этому логика охватывала риторику,как донести мысль до людей и психологию.

Хрисипп сравнивал философию стоиков с садом:почва и деревья – физика,дающая понимание мира,сад должен бвть защищен от пагубных влияниц,иначе он зарастет бурьяном – логика.этика – плоды.
Эпиткет говоил.что есть три вопроса,над которым следует работать добродетельный человек, вопрос касающийся стремлений и избеганий;вопрос.касающийся влчечений и невлечений;треий, о незаблуждаемости и неопрометчивости,в общем согласий.Это три стоический дисциплины – дисциплина желания,действия и согласия.

Дисциплина желания(стоическое  принятие)
Дисцилина действия(стоическая филантропия)
Дисциплина согласия(стоическая сознанность)
Проистекает из физики
Проистекает из этики
Проистекает из логики
Доблесть и умеренность
Справделивость
Разумность

Фундаментальная схема стоической мысли

Диспциплина желания – что нам надлежит и не надлежит хотеть.Это проистекает из того факта,что в нашей власти,а что нет.Однако.мы можем отличать одно от другого,только понимая как устроен мир.Доблесть – умение смотреть в лицо фактам и действовать соовтвествено.Умеренность –умение обуздать свои желания и созмерять их с тем,что достижимо.

Дисципилна действия(забота о других) регулирует наше поведение в мире.Понимание этики,размышление над тем.какую жизнь мы ведем.Она опирается на добродетель справделивости.

Дисципилна согласия указывает как регировать на различные ситуации,когда мы либо соглашаемся с нашим первоначальными впечатлениями о ситуации,либо опровергаем их.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: