Место и значение нейропсихопаралингвистических данных в патогенетической квалификации расстройства

В патогенетическом истолковании возрастных симптомокомплексов большое значение имеют сведения о том, в какие сроки развивались у ребенка врожденные звуковые реакции, как они преобразовывались в звукоподражательные, что провоцировало эмоциональное поведение ребенка, как с возрастом изменялась его мотивация и т. п.

Однако обычно, расспрашивая мать, логопед или врач ограничиваются самыми общими сведениями о его звуковых реакциях: сразу ли закричал младенец при рождении, был ли голос ребенка в периоде младенческих криков громким и звонким, когда он начал плакать и смеяться, когда — гулить и лепетать, когда появился подражательный лепет и в какой мере этот лепет был активен. Вопросы дефектолога о времени появления у ребенка первых слов и фраз, о порядке становления у него фонематического строя родной речи относятся уже к более продвинутому этапу развития.

Такой способ добывания фактов о раннем коммуникативно-познавательном развитии ребенка можно образно сравнить с тем методом исследования земных недр, когда исследователь судит о скрытых в земле богатствах по своим находкам на ее поверхности, не пользуясь при этом ни накопленными в современной науке знаниями о геологических, минералогических и других закономерностях, ни каким бы то ни было изыскательским оборудованием.

Можно рассматривать аналогом геолого-минералогических закономерностей в деле дефектологической диагностики нейро-психопаралингвистические закономерности развития ребенка раннего возраста, а одним из аналогов изыскательского оборудования — современный способ нейропсихопаралингвистического описания его речи. Овладев нейропсихопаралингвистическими знаниями и вооружившись соответствующими методами и приемами исследования (см. гл. 1 и гл. 2), диагност-дефектолог может рассчитывать на то, что он не растеряется перед тем обстоятельством, что «один и тот же факт (младенческий крик, звуки гуления или лепета.— Е. В.) не только имеет бесконечные степени выраженности, но и совершенно различное значение в зависимости от того, в составе какого синдрома он встречается и из каких моментов складывается».

В основе нейропсихопаралингвистического описания речи ребенка лежит слуховой метод ее фонетического анализа, что связано с записыванием речи ребенка на магнитную ленту, ее повторным прослушиванием и выборочным занесением в протокол характерных речевых реакций посредством специальных фонетических транскрипционных знаков.

Слуховой метод фонетического анализа звуковых реакций ребенка может дать бесценный материал для дефектологической диагностики, при этом, чем квалифицированнее произведено транскрибирование звуковых реакций ребенка, тем больше можно сделать на основе полученной записи диагностических и прогностических выводов. Так, таким путем можно дифференцировать первоначальные звуковые комплексы гуления и лепета различных субъективноценностных зон от звукоподражательных, звуковых комплексов тех же типов, уже более или менее социально регламентированных и нормированных, и др.

Для транскрибирования звуковых реакций можно использовать буквы как русского, так и латинского алфавита (основные транскрипционные знаки), применяя при этом по мере надобности дополнительные транскрипционные знаки. Чтобы облегчить дефектологу задачу фонетической транскрипции непосредственно прослушиваемых звуковых реакций или их магнитных записей, приведем наиболее употребительные в фонетике дополнительные транскрипционные знаки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: