— Дети, в край Чистоговория приглашаю, чистоговорку сочинить предлагаю. Дети, ёж – это кто? (ответы детей).
— Коза – это кто? (ответы детей).
— Коза – домашнее животное, с мягкой шёрсткой, а ёж – дикое колючее животное. Дети, помогите мне, пожалуйста, чистоговорку сочинить о еже и козе. Я чистоговорку начинаю, вы заканчивайте словом «ёж» или «коза». Слово по смыслу подбираем, правильно изменяем.
Педагог читает чистоговорку по строчкам, не договаривая последнее слово в предложении. Дети хором называют последнее слово. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки в слове.
За-за-за, за-за-за – шла по лесу … коза.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа – она увидела… ежа.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу – ёж испугал … козу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу – не подошла коза к … ежу.
Же-же-же, же-же-же – и подумала коза об … еже.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи – как колючи … ежи.
Зе-зе-зе, зе-зе-зе – ночью думал ёж о … козе.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы – шёрстка мягкая у … козы.
— Молодцы, дети! Слова правильно подобрали, чистоговорку сочинить мне помогали. Дети, чистоговорку запоминаем, за мной повторяем.
|
|
Педагог читает чистоговорку по одному предложению. Дети повторяют хором или поочерёдно. Педагог контролирует, чтобы дети повторяли предложение полностью, чётко произносили все звуки.
За-за-за, за-за-за – шла по лесу коза.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа – она увидела ежа.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу – ёж испугал козу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу – не подошла коза к ежу.
Же-же-же, же-же-же – и подумала коза об еже.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи – как колючи ежи.
Зе-зе-зе, зе-зе-зе – ночью думал ёж о козе.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы – шёрстка мягкая у козы.
— Великолепно, дети! Чистоговорку запоминали, слова чётко повторяли.
— Дети, на полянку приглашаю, весёлые упражнения выполнить предлагаю.
Весёлые упражнения «Ёж и коза».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, чистоговорку и движения за мной повторяйте.
Педагог читает чистоговорку и показывает движения. Дети произносят текст вместе с педагогом и выполняют движения.
За-за-за, за-за-за – шла по лесу коза. | Хлопки в ладоши. Ходьба на месте. |
Жа-жа-жа, жа-жа-жа – она увидела ежа. | Кулачки, ударяют друг о друга. Наклон вперёд, руки на пояс. Выпрямиться. |
Зу-зу-зу, зу-зу-зу – ёж испугал козу. | Хлопки в ладоши. Присесть. Встать. |
Жу-жу-жу, жу-жу-жу – не подошла коза к ежу. | Кулачки, ударяют друг о друга. Руки на пояс. Наклоны головы влево-вправо. |
Же-же-же, же-же-же – и подумала коза об еже. | Кулачки, ударяют друг о друга. Ладони к вискам, покачать головой влево-вправо. |
Жи-жи-жи, жи-жи-жи – как колючи ежи. | Кулачки, ударяют друг о друга. Руки за спину. |
Зе-зе-зе, зе-зе-зе – ночью думал ёж о козе. | Хлопки в ладоши. Ладони к вискам, покачать головой влево-вправо. |
Зы-зы-зы, зы-зы-зы – шёрстка мягкая у козы. | Хлопки в ладоши. Обнять себя руками. |
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
|
|
— Восхитительно! С чистоговоркой играли, весёлые упражнения показали.
По желанию детей игра повторяется.
Занимательная игра «Железная и золотая».
Задачи. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Закреплять умение детей отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "з" и "ж". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Развивать память детей.
Игровой материал: картинка «Железная и золотая».
Игра.