Формальная и действительная свобода

Важным в развитии понятия свободы является то, что различают формальную свободу и действительную, фактическую свободу.

Формальная свобода есть разрешение совершать определённые действия, не заботясь о том, соответствует ли это разрешение действовать реальной возможности, то есть юридическое определение свободы остаётся формальным, абстрагируясь от реальных условий её осуществления.

Фактическая свобода сводится к возможности делать и выбирать то, что хочешь, поэтому проблема выбора – важный аспект свободы вообще и юридической свободы в частности. Проблема выбора занимает важное место в философско-правовой мысли, ибо его наличие или отсутствие свидетельствует о наличии или отсутствии свободы. Эту проблему исследовали Сёрен Кьеркегор, Н. А. Бердяев, Исайя Берлин, Эрих Фромм.

Так, датский философ-экзистенциалист Сёрен Кьеркегор (1813 – 1855) в своих сочинениях «Страх и трепет» (1843), «Или-или» (1843) показал, что вся человеческая жизнь сопряжена с процессом выбора – быть священником или актером, жениться или не жениться, быть аскетом или наслаждаться жизнью? Человек не свободен в выборе от объективных условий своей жизнедеятельности, но он обладает свободой в выборе целей. Он также более или менее свободен в выборе средств и способов, необходимых для достижения поставленной цели. То есть когда есть выбор, то человек в нём относительно свободен. И чем больше он имеет выбора, тем больше он имеет свободы.

Однако у человека нет свободы выбора, когда он оказывается в пространстве действия юридического закона. Платить подоходный налог государству или не платить? – такой выбор с точки зрения автономии личной свободы есть. Но его нет в пространстве закона: человек должен платить подоходный налог, согласно закону о налогообложении. Никакого другого бытия и выражения свободы, кроме правовой, когда речь идёт о человеческой жизнедеятельности, до сих пор не изобретено.

Компромиссное решение проблемы индивидуальной и общественной свободы предложил И. Берлин, утверждая, что «необходима область свободного выбора, сокращение которой несовместимо с тем, что заслуживает название политической (или социальной) свободы».

Таким образом, свобода и право неразрывно связаны: выбор человека в самые ответственные моменты – это всегда правовой процесс. Право защищает свободу выбора, связанную с благом каждого человека, и ограничивает произвол, направленный на ущемление свободы других.

Формальная свобода вполне может стать и фиктивной, мнимой по двум основным причинам:

1) когда государство, провозглашая её в законах, нарушает её на практике, то есть делает всё возможное, чтобы помешать её осуществлению, иными словами отсутствует свобода политическая;

2) когда у граждан нет материальных, физических, общественных, интеллектуальных и иных возможностей, чтобы воспользоваться формально предоставленной им свободой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: