В) Святые Кирилл Солунский, Андрей, Христа ради юродивый, Григорий Декаполит, Евстафий Солунский

 

Святой Кирилл Солунский и его брат Мефодий[128] являются апостолами и просветителями славян. Мудрость и святость этих учеников святителя Фотия позволили им решающим образом содействовать тому, чтобы славянские народы обратились к свету Евангелия и отвратились от тьмы иудаизма и мусульманства, также пытавшихся привлечь их на свою сторону. В «Житии» святого Константина (Кирилла) приводится его диалог с иудеями в присутствии кагана[129] — властителя хазар. Иудеи и мусульмане пытались склонить кагана к выбору одной из этих двух религий. Диалог, о котором идёт речь, состоялся в 861 г. в Хазарии. Некий советник кагана, присутствовавший во время дискуссии, изъявил желание услышать мнение Святого об исламе, который тогда составлял конкуренцию иудаизму. Приведём ниже соответствующий отрывок из «Жития». «Один из главных советников кагана, знающий хорошо нечестивое учение Магомета, спросил философа: — Скажи мне, гость, почему вы не почитаете Магомета? Ведь он весьма хвалил Христа в своих книгах и говорил про Него: от Девы, сестры Моисея, родился великий пророк, Который воскрешал мёртвых и великой силой исцелял всякую болезнь. — Пусть рассудит нас сам каган, — сказал философ. — Скажи мне, если Магомет есть пророк, то будем ли мы верить Даниилу, который сказал, что со Христом прекратится всякое видение и пророчество. Как же после этого он может быть пророком? Поэтому, если мы называем Магомета пророком, значит, отвергаем Даниила. На это многие из присутствующих сказали: — Мы знаем, что Даниил пророчествовал Духом Божиим, о Магомете же знаем, что он лжец и губитель спасения многих. Тогда первый советник кагана обернулся в сторону к иудеям и сказал:

— С Божией помощью гость поверг на землю всю сарацинскую гордость, а вашу, как скверну, выбросил вон»[130]

Упоминание об исламе мы находим также в «Житии» святого Андрея, Христа ради юродивого[131], подвизавшегося, как полагает большинство исследователей, в IX-X столетиях, в царствование Императора Льва VI Мудрого[132]. «Житие» его было написано в X в. Отвечая на вопрос своего ученика Епифания о будущем Константинополя, святой Андрей говорит, в частности, и о мусульманах, на которых, по его словам, прольётся гнев Божий за их зловерие и распутную жизнь. «А после этого он[133] обратит лик свой на восток и усмирит сынов Агари, ибо разгневается на них Господь из-за злословия их и за то, что плоды их — желчь Содома и горечь Гоморры. Посему Он подвигнет и поднимет царя римского против них, и он полностью уничтожит их и испепелит в огне детей их; и сами они, отданные в его руки, будут преданы жесточайшему огню»[134].

В IX в. жил и святой Григорий Декаполит[135]. В Салониках состоялось его знакомство с Иосифом Песнописцем[136], который составил службу и канон этому Святому. Сохранилось повествование об обращении мусульман в христианство после беседы со святым Григорием. (Интересно, сколько исламистов обращается ко Христу усилиями нынешних организаторов «межрелигиозных диалогов»?) В какой-то момент разговора с мусульманином Святой говорит ему: «Уповай не на настоящее, а на будущее, и не верь лжепророку, сыну погибели, но верь Иисусу Христу Назарянину, Распятому. Уверуй во Едино Божество Отца, Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную»[137].

Упомянем здесь и мужественную, достойную христианского пастыря, позицию, которую занял в своё время святитель Евстафий Солунский[138] (XII в.). Он оказался в положении, сходном с тем, в каком находятся современные патриархи и архиепископы, однако повёл себя совершенно иначе. Вполне очевидно, что нынешние религиозные лидеры, организуя между собой встречи и разговаривая о мире, испытывают давление политических властей, ответственных за разжигание распрей и войн, но пытающихся представить дело так, что виной конфликтов повсюду на земле являются межконфессиональные противоречия. Последние во время этих встреч на словах опровергаются, но сама практика постоянной организации межрелигиозных форумов их подтверждает, создавая впечатление, что именно религии виноваты в войнах, хотя ни для кого не являются секретом те экономические и геостратегические интересы, которые провоцируют военные столкновения. Из религий делают своего рода «козла отпущения», а вместе с тем размывают понятия об истинах веры. Особая ответственность ложится на христианских лидеров, которые уникальную и абсолютную истину вочеловечения Бога уравнивают с заповедями и учениями человеческими[139]. Подобное давление оказывал на собравшихся в Константинополе архиереев Император Мануил I Комнин[140], желая более снисходительного отношения к исламу и изъятия из церковных книг анафемы в отношении «бога, проповедуемого Магометом». Святитель Евстафий, который, следует отметить, был обязан Императору своим восхождением на Солунскую кафедру, выразил протест и убедил Собор не отменять анафемы. «Мозг в моей голове, — сказал он, был бы попран ногами, и я был бы вовсе недостоин этой одежды тут он указал на мантию, которая была у него на плечах, если бы признал истинным Богом скотоподобного деторастлителя, учителя и наставника на все гнусные дела»[141].

Сегодня апостасия зашла столь далеко, что предложения об «очищении» учебной литературы и церковных книг от жёстких и строгих формулировок делают не политики, а возглавители Церкви. Мнение святителя Евстафия о том, что это абсурд, «попрание мозга ногами», и уничижение священного сана, должно заставить задуматься многих.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: