Часть первая Язык логики и философии 14 страница

Ce que nous regardons comme absolument machinal dans les animaux n'est peut-кtre q'une habitude anciennement prise, et perpйtuйe ensuite de race en race54.

Обучение, привычка только с течением времени делаются наследственными. «Родовое наследие» восходит к индивидуально приобретенному, передаваемому по наследству.

Все сказанное о типах отношения к животным и типах психологических теорий инстинкта можно было бы объединить в следующей схеме:


     
 





Инстинкт


378


Титченер в Text-book of Psychology55 пишет: «Ни полного перечня инстинктов, ни определенной терминологии еще не установлено: нет и удовлетворительного анализа душевных процессов, сопровождающих инстинктивные действия». У само­го Титченера в числе инстинктивных действий оказываются и кашель, и улыбка, и чихание, и глотание, и хождение по улице, и сосание, и кусание, и хватание, и тенденции к вчувствованию, и социальные тенденции, и страх, и любовь, и рев­ность, и любопытство, и сварливость, и антипатия, и самоуничижение, и себялюбие и много другого. У Иерузалема в разряд инстинктов попадают пьянство и болез­ненная скупость. Правы поэтому те исследователи, которые говорят, что класси­фикаций инстинктов существует почти столько же, сколько авторов36. Немудрено, что в этот классификационный хаос можно вместить и художественный инстинкт. В новейшее время (1923) Киркпатрик57 говорит об эстетическом инстинкте. Другие авторы говорят о музыкальном инстинкте. Но вопрос в том, что приобретается таким термином и термин ли это? Термин развился в термин в биологии и субъек­тивной психологии, но и там доселе царит путаница, потому что инстинкт то как бессознательное противополагается сознательному, то как наследственное проти­вополагается индивидуально-приобретенному. За последние десятилетия ряд исследователей (в особенности американских) начал поход против самого термина «инстинкт». Так, Herrick на 20-м ежегодном съезде американской психологической ассоциации в 1911 году предлагал заменить термины «инстинкт» и «разум» обо­значениями «врожденные действия» и «индивидуально-приобретенные действия». Против термина «инстинкт» высказывались также Waxweiter (1907), Bohn (1909) и целый ряд английских и американских авторов: Dunlap (1919 и 1922), Bernard (1921), Zing Yang Kuo (1921) и др.58 Но как бы то ни было, все же термин «ин­стинкт», если не одно-, то все же дву- или трезначен в биологии. Не то в эстетике.


 

379

Инстинкт

Если обозреть по словарю Гримма59, в каких смыслах слово Instinkt, укоренившееся в немецком языке с середины XVIII века, применяется Виландом, Гердером, Гёте и другими, если вспомнить такие выражения, как «cet enfant a l'instinct de musique», «он инстинктивно чувствует фальшь этого произведения», то получится впечатле­ние, что культурная традиция слова «инстинкт» вне биопсихологии и вне первона­чального своего значения, где инстинкт предполагает instinctor'a, не традиция, а хаос, включающий все: от непосредственного чутья к эстетическому, непосредст­венного вкуса, от художественной разборчивости, до влечения к художественной игре, художественной склонности и т. п.

Есть однако одна область художественная, где те же проблемы, что и в общем учении об инстинкте, разрабатывались под другим названием. Это учение о гении. Если, как это сделал Е. Zilsel в своей новой монографии о понятии гения60, взять различные выражения, которыми передавалось понятие гения в многочисленных переводах Cortegiano, то мы получим следующую картину:

1528 — instinto итал.

1540 — inclination франц.

1593 — natьrliches eingeben und antrieb нем.

1565 — anraitzung нем.

1577 — instinctus лат.

1571 — genius лат.

1727 — natural genius англ.

Цильзель на основании этих и других материалов делает вывод61, что гений как олицетворение личного прирожденного своеобразия вошел в словесный обиход в середине XVI века. Для нас существенно, что в известную эпоху гений и инстинкт употреблялись promiscue.

Значило бы ломиться в открытые двери — доказывать, что в древности сущест­вовала теснейшая связь между индивидуальными действиями пророка и поэта. Связь Платонова учения о поэтическом творчестве с воззрениями, господствовав­шими у греков касательно оракулов и мантики вообще, подробно разбирает О. Вихманн62. К мантике и телестике Платон, по мнению Вихманна, апеллирует как к непререкаемой достоверности и по аналогии с ними понимает поэтическое творчество. Не только поэты, но и политики, и философы сравниваются с пророка­ми и их творчество с мантико-пророческим бессознательным клокотанием души. «Если в природе, в искусстве, в науке, в общественной жизни или даже в филосо­фии проступает что-либо бессознательное, то в этом Платон усматривает воздейст­вие сверхчувственного существа»63. Здесь тот instinctus Musarum, о котором мы говорили раньше. Обращение к музам в поэме указывает на перенесение представ­лений об одержимости с ведунов на поэтов64. Античный миф о вдохновении ка­ким-то высшим существом не угасает полностью даже в Средние века, и на исходе Средних веков следы его мы находим у Данте и Боккаччио. В XVI веке создается целая литература о furor poeticus65. В середине XVI века вычеканивается слово «художественный гений» (ingenium, genius) и становится боевым кличем эпохи Барокко. В качестве центрального понятия эстетики «гений» выдвигается однако лишь в XVIII веке.

Здесь-то мы встречаемся впервые с детальной проработкой той антитезы, кото­рую мы встречали уже в общем учении об инстинкте: прирожденность, одарен­ность — выучка.

Вопрос о прирожденных художественных талантах возникал уже в древности. В эпоху развития денежного хозяйства в Греции, когда проблема φύσις — νόμος


580


Инстинкт


Инстинкт


381


 


волновала с особенной настойчивостью, это понятие уже намечалось. У римлян этот вопрос разбирал Цицерон в речи за Архия. Вопрос об одаренности и выучке дебатируется у Горация, Лонгина, Лукиана.

В новое время даже рационалист Буало подхватывает мысль о прирожденных

66 талантах.

S'il ne sent point du Ciel l'influence secrиte Si son astre en naissant ne l'a formй poиte Dans son gйnie йtoit il est toujours captif: Pour lui Phкbus est sourd et Pйgase est rйtif67.

Перро в послании к Фонтенелю о гении (1688) говорит о жаре в душе поэта:

Ce feu qu'autrefois, d'une audace nouvelle

Promйthйe enleva de la voыte йternelle...

Un merveilleux scavoir qu'on ne peut enseigner.

Но еще в XVI веке Du Bellay (1549) утверждал: «la Nature fait plus sans la Doctrine que la Doctrine sans le Naturel». Тридцать лет спустя Du Bartas (1579) говорит: «Tout art s'apprend par l'art: la seule Poйsie Est un pur don cйleste».

В Англии Поп под влиянием Буало говорит о даре свыше (1711), Юнг утверждает: «Genius is Knowledge innate». Готтшед в Германии цитирует в своей Kritische Dicht­kunst (1730) стихи Rachelt'a:

Wer nicht von Natur hiezu ist wie geboren

Bey dem ist Kunst und Fleiss und Uebung auch verloren.

Зульцер (1757) утверждает Nascuntur poetae non fiunt и говорит о гении как даре природы68. В ту же эпоху появляются попытки физиологического истолкова­ния природной одаренности. Во Франции Дюбо первый трактует «божественное вдохновение» чисто натуралистически и материалистически (1719), хотя подобные же попытки найти физиологический субстрат тех или иных душевных способно­стей делались уже в древности (учение о темпераментах и прирожденных способ­ностях, обусловленных конституцией, — в гуморальной школе медиков и в школе Эпикура)б9.

В общем учении об инстинкте мы проследили, как первоначальное воззрение на инстинкт понимаемого в смысле воздействия сверхъестественного существа переходит в новых общественных условиях сначала в теорию толчка природы, понимаемой как индивидуальное разумное существо, а затем в чистый физический натурализм и детерминизм. Те же типы воззрений, как мы видим, повторяются в учении о художественном гении: Платон с его кругом мантических представле­ний — теории прирожденного гения как дара природы, Дюбо с материалистическим толкованием инстинктивной гениальности в точности повторяют те же схемы.

После того, как обострена противоположность изучаемого и прирожденного, следует ждать попыток их объединения. И действительно уже Шефтсбери (1711) и Аддисон (1711-1712) различают наивный и естественный гений и гений образо­ванный или: хотя гений и прирожден, так сказать инстинктивен, но допускается возможность усиления и развития гения при помощи школы и выучки. В другой группе авторов стремительный натиск срывает всякие оковы учености и выучки с гения. Юнг в более поздних сочинениях пренебрегает всякой «ученостью», Мен­дельсон (1759) выступает в Германии первый в защиту наивного «необразованного гения». Гению совсем не нужны для воспитания произведения древних, как думал Зульцер, для которого хотя гений и дар природы, но усиливается и умножается


 


образованием (Ausbildung). Подобно Зульцеру и Кант (1790), говорящий о гении как прирожденной способности angeborene Gemьtsanlage, ingenium, посредством которой природа дает искусству правила70, все же не отвергает моментов выучки в художественном творчестве:

Das Genie kann nur reichen Stoff zu Produkten der schцnen Kunst hergeben; die Verarbeitung desselben und die Form erfordert ein durch die Schule gebildetes Talent".

После Канта, в романтизме, синтетическое стремление к примирению гения и школы, инстинкта и интеллекта достигает кульминационной точки. А. Шлегель (1801-1802) критикует Канта за чрезмерное преувеличение чисто природных моментов в гении. Для Шлегеля, так же как и для Шеллинга (1800), гений — не проявление чуждой, естественно-слепой силы природы, а синтез свободы, харак­терной для интеллекта, и необходимости, характерной для природы или инстинкта. Гений — «теснейшее соединение бессознательной и самосознательной деятельно­сти в человеческом духе, инстинкта и намерения, свободы и необходимости»72. Кант не прав, потому что «превращает гения в слепое орудие природы. Его опреде­ление почти без изменений можно применить к инстинктам животных (Kunsttriebe der Tiere)73. Таким образом, гениальность в романтизме должна сочетать инстинк­тивность со свободой выбора, имеющей место в интеллекте, должна упразднить

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ φύσει И θεσά.

Так же, как мы нашли в учении о гении существенные для инстинкта понятия прирожденное™ и выучки — приобретенности, так и понятие бессознательности, отсутствие сознания целей может быть легко нами найдено в теориях гения. Стоит ли перечислять все те отрицательные характеристики всякого исступления (в том числе и поэтического), которые мы встречаем у Платона?74 У англичан, у немецких писателей бури и натиска мы найдем развитое учение о бессознательной целесооб­разности художественного творчества. Даже Кант75 говорит:

kein Homer oder Wieland kann anzeigen, wie sich seine phantasie-reichen und doch zugleich gedanken-vollen Ideen in seinem Kopfe hervor- und zusammenfinden, darum weil er es selbst nicht weiss, und es also auch keinem Andern lehren kann.

Шлегель на это язвительно замечает:

Wieland weiss gar wohl, oder wenn er es vergessen haben sollte, so wissen andre und kцnnen ganz bestimmt angeben, aus welchen franzцsischen und andern Autoren sich seine Ideen zusammengefunden haben ".

Если мы вспомним, что долгое время бессознательность характеризовала инстинкт, то бессознательная целесообразность гения — ничто иное, как его ин­стинктивность.

Подтвердим последними наиболее бросающимися в глаза параллелями бли­зость теорий художественного гения к общим воззрениям на природу инстинкта. Если англичане говорили о врожденной искусности гения, то Булье77 говорит об инстинкте как art innй. Боннэ (1770), говоря о животных, применяет противополо­жение discipline и gйnie (привычки и инстинкта, сказали бы мы). Зульцер вслед за Дидро видит в животных что-то гениальное:

Bey dem Tier liegt allemal ein hцchst feines Gefьhl, eine aus-nehmende Reizbarkeit der Sinne zu Grunde. Man beraube den Hund seines Gehцres, so nimmt man ihm zugleich sein Genie weg7«.


382

Инстинкт

Наконец, основное противоположение инстинкта и разума и требование у романтиков их синтеза имеет полную параллель в учениях XVIII века об инстинк­те животных и разуме человека. Разум — свободен, имеет в себе начало личной инициативы и, следовательно, способен ошибаться, инстинкт — безошибочен, но ограничен, связан узким кругом в своих действиях. Оба, и разум, и инстинкт — отсветы «Верховного Разума», синтезирующего то и другое:

La libertй de la raison humaine est en nous un trait de l'essence divine qui ne se peint qu'imparfaitement dans ses crйatures. L'instinct dans les bкtes est un autre trait qui nous reprйsente l'infaillibilitй de la Souveraine Raison ".

Гений романтиков (Шеллинга, Шлегеля), отчасти синтетические устремления Шиллера — вот полная аналогия этому Верховному Разуму в учениях XVIII века об инстинкте животных и разуме человека.

ПРИМЕЧАНИЯ

Роль историко-культурных факторов хорошо подметил еще Шейтлин, который, указывая на зоо­географию, восклицает: «В каждой стране свои особенные начатки и отправные пункты для совер­шенно своеобразной зоопсихологии!» (Scheillin Р. Vers. e. vollst. Tierseelenkunde. Stuttg. u. Fьb., 1840. Bd. I. S. 39). В этой книге — подробная история воззрений на природу инстинкта. Из более новых работ укажем: Zeigler. Der Begr. d. Instinktes einst u. Jetzt. 2-te Aufl. 1910 (есть рус. пер.); из более ранних — трактат Ribow'a (Diss. historico-philosophica de anima brutorum) в его издании Rorarius'a (Heimst. 1728).

Келлер К. Происхождение домашних животных. СПб., 1913. С. 79 (нем. подл. 1909). О Смите см.: Scheitlin. Op. cit. Bd. I. S. 221-222.

Пишу Gassend (Gassendus), как подписывался он сам в письмах, а не, как принято обычно, испор­ченную форму Гассенди. Dictionnaire critique. Art. Rorarins.

В своей истории физиогномики Фюллеборн (Fьlleborn G. G. Abr. e. Gesch. u. Litter, d. Physio­gnomik — в его Beytr. z. Gesch. d. Philos. Stьck. 8. 1797. S. 15) правильно указывает на зародыши этих воззрений в патогномических сравнениях Гомера, перечисляя сравнения героев со львами. Но, конечно, точное и детальное истолкование наукообразных построений физиогномики может быть дано в связи с историей взглядов на взаимоотношение человеческой и животной природы и в свою очередь проливает свет на эту историю.

Arist. Pol. Ι, 2: κτήμα τι ΐμψυχον', Eth. Nicom. VIII, 13: ο γαρ Βοΰλοζ ζμφυχον όργανον, το ο^οργανον άψυχος δούλο?; Pol. Ι, 2: μέρος τι του bta-noTov.

Collitz. Gr. Dial. Inochr. II. 1684 fr.

U. v. Wilamowitz. Staat u. Gesellschaft d. Griechen. 1910. S. 36. Сравнение с домашним скотом нахо­дится уже у Bьschenschьtz'a Besitz u. Erwerb im gr. Altertum. 1869. S. 150. См.: Busoll G. Griech. Staatskunde. I. 3-teAufl. Mьnch., 1920. S. 279. Waitz-Gerland. Anthrop. d. Naturvцlker. Bd. VI. Lpz., 1872. S. 307. Ibid. S. 302.

1-er Entretien sur la mort.

BouillerF. Hist. de la philos, cartйsienne. 3-е йd. P., 1868. I. P. 155. Bougeant. Amusement philosophique sur le langage des bкtes. La Haye, 1739. P. 8. Bouiller. Op. cit. P. 148.

О нем см.: Lemoine A. Le vitalisme et l'animisme de Stahl. P., 1864. Особенно см. с. 54, 57-58, 64, 66. Voltaire. Dial. XXV.

Цит. по: Дарвин. Происхождение человека и половой подбор. Соч. Т. И. СПб., 1896. С. 53. Федорченко С. Народ на войне. 1923 (2-е изд.). С. 119. Rel. innerh. d. Grenzen, d. bl. Vern. Anthropol. S. 77.


 


41

































42 43

49 50 51 52 53 54 55 56


 

383

Инстинкт

Изл. в: Kiesewetter К. Gesch. d. neueren Okkultismus. 2-te Aufl. Lpz., 1909. S. 303-314. Instinkt u. Intelligenz im Tierreich. 2-te Aufl. Freib., 1899. S. 37.

Сын Реймаруса в доп. к опубликованной им рукописи отца Betir. ьb. d. bes. Arten d. tier. Kunsttriebe. Hamb., 1773. S. 111. так выражает ту же мысль: Es mьssen bei den Trieben der Tiere Bewegungsgrьnde des Willens jedoch nicht aus Vorstellungen der Vernunft angebracht sein. Psyche (1846). S. 133.

Ed. Dickinson в соч. Delphi Phoenicizantes. См. цитату у Becher'a в Tripus hermeticus fatidicus, pandeno oracula chemica. Frcf., 1689. P. 19, откуда я и заимствую это указание. Ср. исторические труды Маха и Бертло.

В русских народных сказках дьявол учит героя языку птиц (Аф. V. С. 46). В Пентамероне (П. С. 5) лиса научает языку птиц. В одной монгольской сказке мудрый карлик понимает язык птиц. В гер­манских поверьях — змеиный жир дает разумение птичьего языка. То же в эстонской сказке — о мясе свиньи. См.: De Gubernatis. Mythol. zoologique. V. И. Р., 1874. P. 182-183, a также V. I. P. 165. De Gubernatis. Op. cit. V. II. P. 186.

Cp. Brйal et Bailly. Dict. йtymologique latin. 6-me йd. P. 367-368. Baudelaire Ch. Les Fleurs du Mal. (XIII. Recueillement).

Материал беру из Georges Κ. Ε. Lat.-deutsches Handwцrterbuch. Bd. 2. Lpz., 1918. S. 327. Littrй Ε. Dict. de la langue Franзaise. T. III. P., 1889. P. 118.

Термин instinctus nature встречается уже у Фомы Аквината (Contra gйnt. III, 75). В XVII в. Merbert Cherbury (1624) говорит об instinctus naturalis.

Еще в XVIII веке иезуит Bougeant (см. примеч. 14) считал себя вынужденным для объяснения пове­дения животных прибегнуть к странной гипотезе, что «души» животных — бесы. Bougeant. Op. cit. (см. примеч. 14). Р. 68. Протест против метафизических абстракций перипатетизма, впрочем, не мешает Бужану предложить «бесовскую», т. е. совершенно шаманскую теорию ин­стинкта. См. примеч. 35.

Сводку разночтений указанного места Теофраста см. в: Rivaud A. Le probl. du devenir et la notion de la matiиre dans la philosophie grecque. P., 1906.

Phil. Qu. Mund. s. incorrupt. 960. Собр. цитат о «томической» теории в применении к душевным способностям см. в книге: Chaignel A. Hist. de la psychol. d. grecs. P., 1887-1893. 5 v. V. II. P. 41-42. Diog. L. VII, 85. Cp. Cic. Le fin. IV, 10.

Подробности истории воззрений на impetus в механике см.: Wohlwill Ε. Die Entd. d. Beharrungs­gesetzes. Ztschr. f. Vцlkerpsych. Bd. XIV. S. 365-410; Bd. XV. S. 70-135, 337-387 (1883-1884); Duhem P. De l'accйlйration produite par une force constante / Congrиs internat, de philos. Genиve, 1905. P. 859-915; Его же. Et. sur L. de Vinci. 2-me sйrie. P., 1909. P. 185-255, 442-443; Его же. Le Systиme du monde. P., 1913. V. I. P. 371-388. Chaignet. (См. примеч. 38) V. П. Р. 69.

Das Kapital. Bd. I. 6-te. Aufl. Hamb., 1909. 4-ter Abschn. Anm. III. S. 354. В соч. Antoniana Margarita. 1554.

Сужу по излож. в: Meier G. F. Vers. e. neuen Lehrgebдudes v. d. Seelen d. Tiere. Halle, 1749. S. 24-25. Напр., Plut. Bruta ratione uti: 9. Cp. Bas. M. Нот. in Hex. 9: «что едва изобрели мирские мудрецы, просидев над сим большую часть жизни, — разумею хитросплетение умозаключений, — тому пес оказывается наученным от природы». Цит. по: Groos К. Die Spiele der Tiere. Jena, 1896. S. 24. Boullier. Essai philos, sur l'вme des bкtes. Amst., 1728. P. 196. Syst. d. ges. PhUos. S. W. Abs. I. Bd. 6. S. 462. Tr. de l'вme, chap. XI. S. 2.

Динамика живого вещества. 1905. Рус. пер.: Одесса, 1910. С. 223.

Contributions to the theory of natural sйlection. 1870. Рус. пер.: Естеств. отбор. СПб., 1878. Philos. Tr. 1773. Т. 63. Уоллэс [51]. Рус. пер. С. 248.

Lettres philos, sur l'intelligence des animaux. Nouv. йd. P., 1802. P. 44. Титченер. Text book of Psychology. 1912. Рус. пер.: M., 1914. 4. II. § 42. С. 149. Боровский В. М. К вопросу об инстинкте в науке о поведении// Психология и марксизм. Л., 1925. С. 173.


57 58 59 60 61 62 63 64 65 66

69

70 71 72 73 74 75 76 77 78 79


Инстинкт

Genetic psychology. N. Y., 1923.

Боровскии.Указ. соч. С. 171-172.

Deutsch. Wцrterb. Lpz., 1877. Bd. IV. Abt. 2. 2146.

ZilselE. Die Entstehung d. Geniebegriffs. Tьb., 1926. S. 294-295.

Ibid. S. 296.

Wichmann 0. Piatos Lehre von Instinkt und Genie. Berl., 1917.

Ibid. S. 72.

Zilsel. Op. cit. S. 16-17.

Ук. лит. у Zьsel'H [60]. S. 275-276 примеч.

Все дальнейшее по истории понятия прирожденного таланта беру из книги: Wolf H. Vers. e. Gesch.

d. Geniebegr. in d. deutsch. Aesth. d. 18. Jahrh. Bd. I. Heidelb., 1923.

Art poйtique I, 3-6.

Cm. Wolf. Op. cit. S. 7, 10, 14, 33, 85, 145.

Wolf. Op. cit. S. 53; Zilsel. Op. cit. S. 41-42.

Kr. d. Urteilskraft. § 46.

Ibid. § 47.

Schlegel. Vorles. ьb. sch. Lit. u. Kunst. 1-thr. Teil. (1801-1802). Heilbronn, 1884. S. 83.

Ibid. S. 81.

Cp. Wichmann. Op. cit. S. 75: Ζκφρων, ουκ ίμφρων, ανίυ νου, ουκ βννους παράνοια И т. Д.

Kr. d. Un. § 47.

Schlegel. Op. cit. S. 82.

Boullier. Op cit. P. 197.

Allg. Theorie der sch. Kьnde. (1771-1774) - Art. Genie.

Boullier. Op. cit. P. 202.

[Конец 20-х гг.]


К ИСТОРИИ СЛОВА «НИГИЛИЗМ)

Как известно, начальным годом широкого распространения слова «нигилизм» счи­тается 1862-й, когда на страницах февральской книжки «Русского Вестника» появи­лось такое определение: «Нигилист, это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип»'. Журнал и публика подхватили сло­вечко и к маю 1862 г. оно было на устах у всех2. Термин имел свою Vorgeshichte. Исследователи обычно ограничиваются указаниями на Надеждина (1829) и казан­ского профессора Берви (1858), употреблявших до Тургенева то же выражение3. Ни Надеждин, ни Берви не могут однако считаться прямыми источниками Тургенева. Источник Тургенева — другой, на который, насколько мне известно, до сих пор не было обращено никакого внимания.

В своей «Vorschule der Aesthetik» (1804) Жан-Поль Рихтер уделил два специаль­ных параграфа «поэтическим нигилистам» и «поэтическим материалистам»4. Любопытно, что здесь в том же сочетании, рядом, как и позднее в 60-х гг. в России, употребляются термины «нигилизм» и «материализм». Не менее любопытно, что термин «нигилизм» имеет здесь значение диаметрально противоположное поздней­шему. Нигилизм здесь обозначает абсолютный художественный идеализм в отли­чие и в противоположность художественному «материализму», рабски копирующему реальный мир. Сторонники «подражания природе» или «материалисты» противо­полагаются романтикам, не знающим удержу своей субъективной фантазии. Сродни этому романтическому нигилизму Новалис. Дух времени (т. е. романтизм) — это «беззаконный произвол», это дух, «уничтожающий во имя своего Я всё и вся, ради только того, чтобы, создав вокруг себя пустоту, иметь в небытии простор для своей игры». Романтизм или нигилизм можно было бы назвать в этом понимании худо­жественным солипсизмом. Как мы видим здесь, нигилизм является антиподом материализма.

Не было бы оснований сближать параграфы «Эстетики» Жан-Поля с тургенев­ским нигилизмом, если бы не одно обстоятельство. В своих лекциях по истории поэзии, читанных в Московском университете, Шевырев пользовался делением на нигилистов и материалистов и подробно развил его на девяти страницах своей кни­ги. «Все способы смотреть на поэзию разделяются на два главные, совершенно противоположные друг другу воззрения, — утверждал Шевырев. — Одни говорят, что Поэзия есть самобытное, ни от каких внешних обстоятельств не зависящее, безусловное творение человеческого духа. Сюда относится учение всех Идеалистов Немецких... Жан-Поль называет такого рода Идеалистов — Нигилистами, потому что они хотят создать мир Поэзии из ничего. Другого рода воззрение, совершенно Противоположное первому, говорит, что Поэзия есть верное подражание жизни, рабская копия с природы. Такого рода эмпириков называет Жан-Поль материали-

'3 - 10816



386

К истории слова «нигилизм»

стами»6. Свою первую (вступительную) лекцию Шевырев читал в Московском университете 15 января 1834 г.7 Чтение, в котором идет речь о материалистах и ни­гилистах, помечено в «Истории поэзии» третьим, т. е. относится к январю-февралю 1834 г. Тургенев поступил в Московский университет в сентябре 1833 г., в июне 1834 г. был переведен на 2-й курс и вскоре же затем перевелся в Петербургский университет8. Иными словами, лекция Шевырева падает на тот недолгий период, когда Тургенев был студентом Московского университета. Весьма вероятно, что он слышал Шевырева. Что же могло сохраниться из лекции в памяти пятнадцатилет­него студента? Прежде всего то, что Шевырев, следуя за Жан-Полем, критиковал и нигилистов, и материалистов: и те и другие оказывались неправы, будучи одно-сторонни. Отсюда психологически понятно, почему мог произойти сдвиг, благода­ря которому нигилисты приравнялись к материалистам: борьба Шевырева на два фронта способствовала усвоению словосочетания «нигилисты и материалисты» не в смысле противоположения, а в смысле сближения, в особенности если самые дефиниции выветривались из памяти. Создавалось впечатление, что нигилисты и материалисты в сущности одно и то же, что и те и другие одинаково погрязли в заблуждениях».

Еще одна небезынтересная черта: нигилисты (т. е. субъективисты-романтики), по Шевыреву, это — преимущественно увлекающиеся, незрелые юноши, «зеленая молодежь». «Отчего молодые люди скорее увлекаются лирическим родом, — спра­шивает Шевырев, — отчего их трагедии изобилуют лиризмом? Оттого, что лиризм не требует никаких запасов природы и жизни... Отчего молодые люди любят летать своим воображением в неизвестные страны, в Италию, в Грецию, на Восток, и там искать идеальных сюжетов? Оттого, что там легче строить воздушные замки»9. Лиризм, воздушные замки — все эти черты поэтического нигилизма оказываются выражением духовной незрелости и юношеской самонадеянности. Передвинем теперь точку зрения на два с половиной десятилетия. Конечно, теоретические дистинкции погрузятся в туман, и наиболее яркими останутся в памяти: во-первых, обличение нигилизма вместе с материализмом, во-вторых, нигилизм как проявле­ние строя мыслей, свойственного молодому поколению — детям в противополож­ность отцам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: