Лекция 13. Архитектура стран Западной Европы xVI-XVIII веков. Классицизм

Основные исторические процессы рассматриваемого периода

На всем протяжении XVIII в. во взаимодействии и в полемике с барокко развивается классицизм, который становится общеевропейским стилем в XVIII - начале XIX в.

В середине XVIII века, во всех странах Европы, и особенно сильно во Франции и Англии, отмечается усиление элементов капитализма в экономике и укрепление буржуазии в политической жизни государств. Идейной основой класса буржуазии являлась философия просвещения, а в области искусства велись поиски нового стиля, который должен был отразить его цели и идеалы.

Буржуазия, создавая свою культуру, стремилась опереться на прошлое, использовать культуру минувших эпох. Формы античного искусства больше всего соответствовали буржуазным представлениям о новом создаваемом стиле; в основу последнего была положена античность. Древнее искусство и древняя архитектура стали предметом изучения, заимствования, подражания. Происходил второй "круг" изучения и освоения античного наследия: первый был связан с эпохой Возрождения - временем первого пробуждения буржуазного самосознания, периодом борьбы со средневековыми представлениями о мире, когда гуманистическая интеллигенция обратилась к античной культуре.

Для создания нового классицистического стиля имели большое значение многие философские труды этого времени. Подробнее…

Возникновение классицизма связано с Италией, которая явилась центром идейно-теоретических изысканий в области становления в архитектуре и в искусстве новых принципов. Именно в Италии и главным образом в Риме были сосредоточены основные памятники античности, которые на протяжении веков не переставали оказывать воздействие на архитекторов. Однако становление классицизма в Италии происходило не столько под воздействием непосредственно античных памятников, сколько под влиянием позднего Возрождения и основных его представителей, особенно Андреа Палладио.

Процессы, происходившие во французской культуре, и в частности архитектуре, были общими с теми, которые протекали в Италии. Отмечается всеобщее увлечение античностью. Рококо вытесняется классицизмом.

Великая буржуазная революция (1789-1794 гг.), уничтожившая феодальный режим во Франции, потрясла основы феодализма во всей Европе. Активная экономическая политика революции была направлена на различные стороны хозяйственной жизни страны, в том числе и на преобразование строительной деятельности.

Новую фазу в развитии классицистической архитектуры, соответствовавшую новым политическим и идеологическим задачам, представляет собой архитектура Франции времен Наполеона - начала XIX века, так называемый стиль империи - ампир Архитектура должна была прославлять и возвеличивать захватническую политику Наполеона. В создании нового стиля источником вдохновения зодчих того времени была архитектура древнеримской империи, величественные, триумфально-приподнятые формы которой как нельзя лучше отвечали запросам данного периода.

Зодчество Германии второй половины XVIII века так же развивалось в направлении классицизма, хотя в некоторых сооружениях этого времени всё еще ощущаются реминисценции барокко. В области архитектурной теории Германия наряду с Францией занимала в XVIII веке руководящее положение среди европейских стран.

Англия во второй половине XVIII века в отличие от прочих европейских стран, переживала расцвет экономический и культурный. Она стала крупнейшей колониальной державой, занимавшей монопольное положение в Европе в ряде важнейших отраслей промышленности и в области внешней торговли. Англия стала ведущей страной и в отношении культуры.

В английской архитектуре трудно провести грань между барокко и классицизмом. Ранее отмечалось (см. лекцию №12), что архитектура Англии второй половины XVII и первой половины XVIII века в целом носила классицистический характер, и барокко в ней выражено было слабо.

К концу XVIII в. классицизм пришел к каноническому набору форм и правил. На страже этих правил стояла Школа изящных искусств - парижская художественная академия. Постепенно форма классицизма превратилась в штамп, закоснелый классицизм стали называть академизмом. Классицизм второй половины XVIII века в области интерьера и связанного с ним прикладного искусства иногда называют стилем Людовика XVI.

Строительные приёмы и конструкции

Этот период характеризуется возникновением и развитием инженерно-строительной науки. Так, в XVIII в. во Франции складывается профессия инженера-строителя, специалиста, имеющего научно-теоретическую подготовку. Подробнее…

Крупнейшим центром научно-технического образования стала созданная в 1794 г. Политехническая школа в Париже. Выпускники этой школы - это совершенно новый тип специалиста - инженера-строителя, имеющего возможность в своей практической деятельности систематически применять точные математические методы для определения размеров конструкций и их элементов. Появилась и специальная научно-техническая литература: пособия, инструкции, содержащие правила строительства, размеры конструктивных элементов и т. п.

Первым примером совместной работы архитектора и инженера над одним проектом является проект Хлебного рынка в Париже.

В связи с усилением государственной регламентации художественной жизни в 1671 г. во Франции возникла первая Академия архитектуры - Королевская академия архитектуры, которая оказала большое влияние на развитие архитектуры в этот период. Задача Академии заключалась в выработке эстетических норм и критериев архитектуры классицизма, которыми должны были руководствоваться зодчие.

Во Франции строительство и контроль над ним сосредотачиваются в руках государства. На строительство затрачиваются огромные средства. Государственные учреждения контролируют строительство не только в Париже, но и в провинциях. Изменилась и форма составления архитектурно-строительных проектов, значительную часть которых занимала теперь пояснительная записка, включающая не только инженерные, но и экономические расчеты. Таким образом, облегчились методы производства работ, повышалось качество работ.

В практику строительства внедрялись новые материалы. Заметный прогресс произошел в развитии конструктивных форм. К концу XVIII в. начинают использовать металл для балок и решетчатых конструкций, строятся мосты с конструкциями из чугуна, а затем из ковкого железа. Подробнее…

Новые конструктивные достижения расширяли возможности архитектуры, однако их влияние на композицию не выходило за рамки традиционных форм, изменявшихся в соответствии с характерными особенностями стиля.

Здания и архитектурные комплексы

Во Франции классицизм превращается в целостную стилевую систему.

Самым значительным памятником французского классицизма XVII в. является резиденция короля - грандиозный по масштабам ансамбль Версаля, созданный вблизи Парижа по приказу Людовика XIV - "короля-солнца".

К созданию грандиозного комплекса привело стремление соединить привлекательные стороны городской жизни и жизни на лоне природы. Комплекс включает в себя Королевский дворец, огромный парк и примыкающий к дворцу город. Ансамбль Версаля - вершина архитектурной деятельности времени Людовика XIV.

Одно из самых замечательных помещений дворца - Зеркальная галерея длиной 73 м, построенная Монсаром на 2-м этаже. Подробнее…

Ось дворца служит главным дисциплинирующим фактором преобразования ландшафта. Символизируя безграничную волю царствующего владельца страны, она подчиняет себе элементы геометризованной природы, чередующиеся в строгом порядке с архитектурными элементами паркового назначения: лестницами, бассейнами, фонтанами, разнообразными малыми архитектурными формами. Подстриженные в форме пирамид кусты и деревья подчёркивали линейную глубину и искусственность созданного ландшафта.

В возведении Версаля участвовали лучшие инженеры и техники, тысячи рабочих и ремесленников. Подробнее…

Вслед за парижским Версалем многие европейские короли и вельможи помельче стали строить собственные "версальчики", вкладывая в строительство огромные средства.. В то же время городские кварталы, населенные ремесленной беднотой, оставались в полном забвении. Такая картина была типичной не только для Франции, но и для всех прочих государств Европы того времени.

Идея "преобразованной природы" соответствовала новому образу жизни монарха и знати. Она привела и к новым градостроительным замыслам, к решительному преобразованию города на основе принципов регулярности и введения в него элементов ландшафта. Следствием было распространение принципов и приёмов, выработанных в планировке Версаля на работы по реконструкции городов и, прежде всего Парижа.

Андре Ленотру - творцу садово-паркового ансамбля Версаля - принадлежит идея урегулирования планировки центрального района Парижа.

Ось Лувр - Тюильри, совпадающая с направлением дороги в Версаль, определила значение знаменитого "парижского диаметра", ставшего впоследствии главнейшей магистралью столицы. На этой оси были разбиты сад Тюильри и часть проспекта - аллеи Елисейских полей; во второй половине XVIII в. была создана площадь Согласия, объединившая Тюильри с проспектом Елисейских полей. В первой половине XIX в. монументальная арка Звезды, поставленная в конце Елисейских полей в центре круглой площади, завершила формирование ансамбля, протяженность которого около 3 км.

Площадь Согласия в Париже - наиболее значительная работа Жака Анж Габриэля - "первого архитектора короля". Площадь была спланирована как место установки прижизненного памятника Людовику XV. Подробнее…

В стилистическом отношении особо примечателен построенный Габриэлем в 1770-х годах павильон версальского парка - Малый Трианон. Квадратное в плане небольшое сооружение содержит ряд комнат, отделанных в стиле классицизма (стиль Людовика XVI).

Крупнейшим произведением архитектуры классицизма явилась спроектированная Жаком Жерменом Суффло церковь св. Женевьевы в Париже (Пантеон), Подробнее…

В XIX веке строительство эпохи Наполеона не отличалось размахом: войны отвлекали все средства. Большинство сооружений представляли собой триумфальные памятники, помимо этого реконструировались некоторые старые здания и отделывались дворцовые интерьеры. Представителем ампира в зодчестве Франции был Пьер Фонтен - придворный архитектор Наполеона. Хотя этот мастер и построил ряд сооружений, в основном он был декоратором, и большая часть его деятельности связана с оформлением интерьеров и работами для художественной промышленности. Он составлял эскизы для внутренних отделок, мебели, художественных изделий из металлов, художественных тканей, ваз, широко привлекая римские, помпейские декоративные мотивы.

В Германии самым значительным немецким мастером углубленно изучавшим античную архитектуру был Карл Фридрих Шинкель,. Как теоретик Шинкель призывал следовать формам античного зодчества, придерживаясь в то же время рационалистических принципов при проектировании зданий. Воззрения Шинкеля оказали сильное воздействие на современную ему архитектуру.

В 1788 - 1791 годах Берлин обогатился известными Бранденбургскими воротами, возведенными Карлом Ланггансом. Это типичное произведение немецкой классицистической архитектуры конца XVIII века. Архитектура их в значительной мере ретроспективна, она основана на использовании композиции конкретного памятника античности - Пропилеи Афинского акрополя. Бранденбургские ворота явились первым произведением немецкого строгого классицизма, оказавшего воздействие на последующее развитие берлинской архитектуры.

Наиболее строгим по своим теоретическим воззрениям зодчим-классицистом Англии первой половины XVIII века был Вильям Кент, требовавший от архитектурного произведения простоты внешнего и внутреннего облика и отвергавший всякую усложненность формы.

Кент являлся последовательным палладианцем. Крупнейшее его произведение - замок Холькхэм (1730-е гг.) является вместе с тем и самым крупным произведением палладианского классицизма в английской архитектуре. Подробнее…

Вильям Кент явился основоположником английского ландшафтного парка; планировка и распределение групп деревьев, лужаек, водоёмов - все подражало естественным формам природы, в отличие от искусственной системы французского регулярного парка.

Особенности и достижения архитектуры классицизма

1. Отличительными чертами классицизма являлись

- огромный пространственный размах построек;

- последовательное применение классической ордерной системы;

- преобладание горизонтальных членений над вертикальными;

- цельность объёмной композиции и внутреннего пространства здания.

2. В сооружениях классицизма стены трактуются как гладкие поверхности, ограничивающие четкие, симметрично расположенные объемы. Более сдержанным становится архитектурный декор, снижается стоимость строительства по сравнению со зданиями, построенными в стиле барокко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: