Лекция 12. Архитектура стран Западной Европы xVI-XVIII веков. Барокко

Основные исторические процессы рассматриваемого периода

Развитие западноевропейской архитектуры в XVI и до начала XIX века в стилистическом отношении может быть расчленено на два крупных этапа - барокко и классицизм.

Стиль барокко возник в конце XVI столетия в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения и развивался в европейских странах на протяжении XVII и первой половины XVIII века. "Нарушение" этих хронологических границ имело место в Германии и Австрии, в которых строительство монументальных сооружений в XVII веке почти не велось в связи с Тридцатилетней войной и её последствиями, а также и в Англии, где некоторые признаки этого стиля отмечаются лишь с середины XVII века.

Монументальная архитектура этого времени в Европе в целом являлась служанкой абсолютистских режимов королей, светских и духовных князей, католической церкви.

В разных странах барокко приобретало свои особые национальные черты, т.к. особые политические, социальные условия, национальные традиции каждой из стран сказывались и на архитектуре.

Родиной барокко стала Италия.

В итальянской архитектуре барочная стилистическая характеристика распространялась и на внешний, и на внутренний облик зданий.

Во французской - наблюдалось значительное расхождение между фасадным и внутренним убранством сооружений, в первом преобладали классицистические начала, во втором - барочные.

В истории французской архитектуры первая половина XVIII столетия связана с последней стадией угасающего барокко - так называемым стилем рококо.

В английской архитектуре стиль барокко выступает как своеобразный оттенок, акцент классицизма; здесь можно говорить скорее об "обароченном" классицизме, чем о барокко как таковом.

Но все же архитектура во всех странах имела и общие черты, о которых пойдёт речь ниже.

Строительные приёмы и конструкции

Стремясь создать впечатление монументальности, живописности, динамики форм, вызвать ощущение необычности и неожиданности при восприятии архитектуры, зодчие исходили, прежде всего, из внешнего пластического облика сооружений (имея в виду и экстерьер и интерьер). Стремясь создать необычный, повышенно-эмоциональный архитектурный эффект, они зачастую пренебрегали логикой построений планов, допускали несоответствия между внешними объёмами и внутренней структурой сооружения. Конструкция в творческом сознании архитекторов в большинстве случаев как бы отодвигается на второй план, являясь необходимым, но все же вспомогательным средством, призванным "обеспечивать", поддерживать ту или иную пластическую форму.

Планы церквей этого периода отличаются необычайной сложностью и построены на ритмическом чередовании вогнутых и выпуклых линий стен. Причудливые формы плана образуют динамическую структуру интерьера. Многочисленные повороты стен, благодаря которым одинаковые элементы и детали (колонны, пилястры, окна), видимые в разных ракурсах, кажутся бесконечно разнообразными, лишают зрителя возможности уловить структуру целого, ощутить реальность пространства.

Сложные архитектурные формы барокко потребовали разработки новых инженерных решений, создания механики материалов. Здания сооружались зодчими, пришедшими в архитектуру из науки.

В XVII - XVIII в. наблюдается заметный прогресс в развитии конструктивных форм. Подробнее…

Монументальная скульптура и монументальная живопись в барокко носили иной, чем в эпоху Ренессанса, характер. В архитектуре Возрождения для произведений живописи и скульптуры отводились определённые места - часть стены, плафон и т. д. Произведения искусства, ограничиваясь отведённым им участком, гармонировали с архитектурой, дополняя и обогащая её. В сооружениях барокко живопись и скульптура "не укладываются" в определенные рамки, они выходят за их пределы, не подчиняются архитектуре, а подавляют её.

Во Франции в первой половине XVIII столетия ограниченное строительство не давало возможности в полной мере раскрыться талантам архитекторов. Поэтому крупные зодчие занимались мелкими работами, преимущественно связанными с постройкой небольших частных особняков и отделкой интерьеров. Главным и почти единственным средством декорировки интерьеров особняков служил орнамент, который становится мелкомасштабным, измельченным в рисунке. Орнаментальные формы и мотивы сильно стилизуются. Очень часто орнамент приобретает асимметричные очертания.

Для французской архитектуры было характерно расхождение стиля экстерьеров и интерьеров. В первой половине XVIII века в "век рококо" это различие ощущается особенно сильно. Стиль рококо не был стилем больших монументальных сооружений, это был стиль внутренних отделок дворянских аристократических салонов, стиль интерьерный: отсюда кратковременность его существования он не имел предпосылок для длительного развития.

Главные признаки рококо - лёгкость, изящество, мелкомасштабность, перенос основного акцента в оформлении на орнамент, большей частью сильно стилизованный, волнообразность очертаний предметов. Интерьеры зданий стиля рококо оказали большое влияние на архитектуру других европейских стран (Германию, Австрию и др.).

Здания и архитектурные комплексы

Наиболее яркие и характерные памятники барокко в Италии связаны с крупнейшими мастерами XVII века - Лоренцо Бернини, Гварино Гварини, Франческо Борромини и др.

Первым архитектором, в творчестве которого уже имел место переход к крупным архитектурным задачам, был Карло Мадерна. Главной работой Мадерны была достройка собора св. Петра в Риме.

Преемником Мадерны по строительству собора св. Петра стал Лоренцо Бернини, крупнейший мастер зрелого барокко, одновременно и архитектор, и скульптор.

Бернини были оформлены интерьеры храма, а в самом центре, под куполом, создана эдикула - сень над предполагаемой гробницей Петра.

Бернини создал огромную площадь перед собором - самый крупный архитектурный ансамбль Италии XVII века. Дорическая колоннада кажется небольшой (h=20 м) в сравнении с тем огромным пространством, которое она ограничивает.

Необычайно одарённый мастер стал подлинным диктатором Рима. В качестве придворного архитектора и скульптора римских пап он выполнял главные заказы и стоял во главе огромного числа зодчих, живописцев и скульпторов.

При сооружении парадной королевской лестницы (1663-1666 гг.), связывающей папский дворец с собором Св. Петра, Бернини использовал приём искусственной перспективы. Благодаря постепенному сужению перекрытой кессонированным сводом лестницы и соответственному уменьшению высоты идущих по её сторонам колонн, архитектор добился не только впечатления иллюзорного увеличения размеров и протяжённости лестницы, но и чисто театрального эффекта - фигура папы, появляющаяся во время торжественных выходов на верхней площадке лестницы как бы вырастает в своих масштабах.

Архитектурные произведения Бернини при всём своём размахе и яркости были свободны от крайностей барочного метода.

В противовес Бернини творчество его соперника, второго крупного представителя архитектуры барокко Борромини даёт пример заострения экспрессивных форм этого стиля.

Оттеснённый всемогущим Бернини от крупных работ градостроительного характера и светских заказов, Борромини нашёл применение своим силам в культовом зодчестве.

Особенно характерна построенная им церковь Сан-Карло-алле-кватро-Фонтане (святого Карла у четырех фонтанов) в Риме. Подробнее…

Борромини любит изгибать, разворачивать в различные стороны поверхности стен, иногда эти выгибы и изгибы более энергичны, иногда манерно вялы и даже мало заметны, но они всегда чрезвычайно пластически выразительны. Многое строится на контрастах, на внесении в архитектуру сочных деталей. В сооружениях Борромини многое атектонично, деконструктивно, но это всегда искупается достигнутым пластическим и декоративным эффектом.

В архитектуре барокко не было создано новых типов зданий, но традиционные типы дворцов и вилл были коренным образом переработаны. Наружный вид дворцов становится сдержанным и суровым, только наиболее важные в композиционном отношении элементы (входной портал, окна) получают богатую архитектурную обработку. В этом сказались как учёт градостроительных факторов (необходимость подчинения построек второстепенного значения главным архитектурным акцентам), так и вкусы феодальной аристократии, стремившейся к внешне подчёркнутой сдержанности, чопорности и замкнутости. Зато дворы палаццо, интерьеры трактовались с роскошью.

Палаццо Барберини в Риме (1624 г.) - типичное для того времени здание. Подробнее…

В отличие от тяжеловесных римских дворцов фасады венецианских палаццо, благодаря чёткому выделению ордерного каркаса и очень большим оконным проёмам в сочетании с богатым декором при почти полном отсутствии стен, производят впечатление лёгкости и парадности.

Крупнейшим венецианским зодчим, который работал в стиле барокко, был Бальдассари. Главное произведение Бальдасарри - церковь Санта Мария делла Салюте в Венеции. Подробнее

Исключительной композиционной сложностью отличаются произведения Гварино Гварини, работавшего в Турине. По степени напряженности форм, барочной декоративности они могут быть сопоставлены лишь с работами Борромини. Особенно характерно палаццо Кариньяно.

XVII и XVIII века были эпохой возникновения целого ряда крупных садово-парковых комплексов - вилл итальянской знати. Подробнее…

Виллы Италии XVI - XVIII веков, их сады и парки определили своеобразный стиль садово-паркового искусства, получивший наименование системы итальянских парков. Главными, исходными её признаками являются наличие основной, главной оси, на которую нанизан ряд архитектурных звеньев, и развертывание всей композиции на рельефе, с постепенным снижением композиционных элементов.

Во Франции ранний период барокко связан с первой третью XVII века - временем правления Людовика XIII. Идея могущества королевской власти, идея абсолютной монархии, запечатленная в известной фразе Людовика XIV: "Государство - это я", выражалась всеми средствами пространственных искусств.

Исключительно важное событие в истории французской архитектуры- строительство Клодом Перро на рубеже 1670-х годов наружных фасадов Лувра. Основной - восточный фасад Лувра, называемый часто Луврской колоннадой, знаменует победу принципов классицизма. Огромный коринфский портик, ограничивающий лоджии второго яруса, центрируется ризалитом, завершенным фронтоном. В архитектурном облике луврских фасадов большое значение придаётся ордеру. Это произведение архитектуры в сильнейшей степени способствовало утверждению принципов классицизма в пределах стиля барокко.

Наиболее активным и авторитетным мастером второй половины XVII века во Франции был Жюль Ардуэн-Мансар, главный королевский архитектор.

С Ж.-А. Мансаром связан один из этапов строительства Версаля. Подробнее…

Собор Инвалидов в Париже, возведенный Мансаром,- крупнейшее церковное сооружение французской столицы того времени.

Мансаром была создана одна из основных, самых больших площадей Парижа - Вандомская, составляющая новый этап французского градостроительства. Площадь имеет прямоугольные очертания и ограничена двумя П-образными сооружениями. Их фасады оформлены большим ордером, охватывающим второй и третий этажи. Таким образом, площадь решена на основе единого классицистического приёма.

Ведущим английским мастером второй половины XVII и начала XVIII века был Кристофер Рэн. Самым крупным произведением Рэна, создавшим ему славу и вошедшим в арсенал величайших памятников мировой архитектуры, является Собор св. Павла в Лондоне - второй по размерам купольный собор нового времени в мире.

В то время как во Франции, Италии, Испании, Бельгии, Германии барокко достигло пределов своих формальных возможностей - в английской архитектуре был очень силён палладианский классицизм, фактически в архитектуре Англии рассматриваемого времени мы не находим памятников, которые могли бы быть с первого взгляда определены как явно барочные, все они в той или иной мере классицистичны.

В эпоху барокко, конечно, строились не только дворцы и храмы, но и жилые дома. Например, французский архитектор Лемюэ составил сборник планов жилых домов XVII в. "для лиц всякого звания". В планах этих домов традиционное расположение помещений: жилые помещения собраны вокруг одной главной комнаты. В то же время начинает расти число домов, сдающихся в наём. В этих домах нижний этаж обычно был занят торговыми помещениями. Но, как и раньше, не жилые дома определяли облик городов, а дорогостоящие дворцы и храмы.

Особый интерес представляет тема строительства в трудах великих предшественников научного коммунизма - социалистов-утопистов XVI-XVII вв., которые провозгласили идею общности и воплотили её в систему коллективного производства, жилища, быта, образования. Разрабатывая принципы коммунизма, утописты облекли их в определенную систему строительных городов, даже оставили после себя графические изображения городских комплексов коммун. Подробнее…

В середине XVIII века в архитектуре Италии и в других странах Европы отмечается уже переход к классицизму.

Особенности и достижения архитектуры барокко

1. Живописность и динамичность дворцов и церквей барокко достигается благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, сложному криволинейному плану и очертаниям. Если в эпоху Возрождения план помещений имел четкую геометрическую форму - круг, квадрат или прямоугольник, то в период барокко это уже эллипс или сложная форма, очерченная изгибающимися линиями, выпуклостями или вогнутостями стен, усложненная примыканиями соседних соподчиненных объемов.

2. На смену рациональности Ренессанса приходит иррациональность. Зодчие барокко явно предпочитают декоративное начало архитектуры. Барокко в архитектуре характеризуется приоритетом, преобладанием пластического начала над началом тектоническим. Конструкция обычно прикрывается декоративными частями, которые нередко создают превратное представление о ней. Фасады имеют целью как бы "заслонить" основную часть здания.

3. Ордера рассматриваются лишь как элементы, декорирующие сооружения. В архитектуре этого времени приобретают распространение явно деконструктивные части - разорванные: фронтоны, волюты и т. п.

4. В сооружениях барокко живопись и скульптура не подчиняются архитектуре и стремятся как бы "перекричать" её. Наблюдалось не мирное сотрудничество, а спор, борьба и противопоставление друг другу отдельных видов искусств.

5. Для интерьеров стиля барокко характерна неумеренная декоративность, тяжелая роскошь - многоцветная скульптура, лепка, резьба, плафонная живопись, зеркала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: