Второй половины XII - XV вв

Основные исторические процессы рассматриваемого периода

Процесс экономического и политического обособления отдельных русских земель, начавшийся еще в XI в., завершился во второй четверти XII в. раздроблением Руси на ряд самостоятельных, независимых от Киева феодальных княжеств, что привело к падению политической роли Киева, к усилению княжеских усобиц и феодальных войн.

Распад Киевского государства означал ослабление страны в политическом и военном отношении, что особенно сказалось во время татаро-монгольского нашествия в XIII вв., когда разъединенная Русь не смогла дать решительного отпора захватчикам, опустошившим русские земли и надолго замедлившим поступательное развитие русской культуры.

Процесс феодального раздробления сопровождался образованием и развитием во всех частях Киевского государства местных экономических и культурных центров. В новых центрах развивается культура, связанная с местным народным творчеством. Отсюда проистекает большое художественное разнообразие в архитектуре отдельных русских земель, хотя, в общем, по своему содержанию, русская архитектура продолжала оставаться единой, основанной на своеобразной творческой разработке культурного наследства архитектуры Киевского государства.

Строительные приёмы и конструкции

Жилые и хозяйственные постройки этого периода до нас не дошли. Археологические и литературные данные указывают на значительное строительство в это время дворцов феодальной аристократии и домов городских ремесленников.

Объём каменного строительства, и размеры монументальных построек стали в XII в. более скромными, чем раньше. Сложный шестистолпный вариант крестовокупольного типа общественно-культового здания применялся в соборах крупных городов. Вместе с тем получил широкое распространение более простой и компактный четырехстолпный вариант храма в качестве центрального здания княжеской вотчины, монастыря, а иногда и города.

Характерные общие черты общественно-культового здания XII в. составляют также центрическая композиция, компактная форма внешнего объёма, крепкие, толстые стены с небольшим числом очень узких оконных проёмов-щёлок, закомары, расположенные на одном уровне, три алтарные апсиды и один барабан, увенчанный полусферическим куполом.

Архитектурная композиция одноглавых церквей имела в XII в. характер простых геометрических объёмов. Однако постепенно умножились декоративные элементы, что внесло нарядность в суровый облик храма, например во владимиро-суздальском и галицком зодчестве; сами архитектурные объёмы сооружений стали во второй половине XII в. и в начале XIII в. менее приземистыми и более лёгкими, динамичными.

Интерьеры церквей украшаются фресками. Последние проникнуты религиозным началом, игравшим в руках феодальной аристократии роль дополнительного средства воздействия на массы крестьян и горожан с целью укрепления авторитета церкви и феодалов. Нередко продолжают применять яркие разноцветные полы.

Технический прогресс сказался в применении очень хорошей кладки из тёсаного белого камня-известняка в галицкой и владимиро-суздальской архитектуре или из одного кирпича в других землях, в появлении крестовых сводов и встречаемого только в русском зодчестве выдающегося конструктивного приёма ступенчатых арок. Кирпичная декорация наружных стен усложняется. Развиваются арочные пояски.

Широко применяются местные строительные материалы, развиваются местные конструктивные приёмы. В Киевской, Черниговской, Полоцкой и Смоленской землях продолжают строить из кирпича. В Новгороде и Пскове строят из грубо отесанного местного камня в сочетании с кирпичом, продолжая традицию, сложившуюся в предыдущий период. Подробнее…

Устройство фундаментов владимиро-суздальских зданий аналогично системе, принятой в архитектуре древнего Галича. Владимиро-суздальские постройки имеют ленточные фундаменты, выложенные из бута крупного размера на известковом растворе. Фундаменты, которые в своей верхней части примерно вдвое шире стены, несколько сужаются книзу и имеют обычно неглубокое заложение (1 - 1,5 м).

Замечателен синтез архитектуры и наружной скульптуры во владимиро-суздальском зодчестве. Резные рельефы, обильно украшающие наружные стены некоторых зданий, свидетельствуют о влиянии на каменную архитектуру древнего народного искусства резьбы по дереву: они покрывают наружные стены церковных зданий нарядным декоративным ковром из фантастических образов людей, зверей и растений, отличающихся сказочным характером. Русская архитектура этого периода была связана с народным эпосом, образы которого плодотворно влияли на творчество русских зодчих.

Здания и архитектурные комплексы

Архитектура Черниговского и Рязанского княжеств

В монументальных постройках Черниговского княжества сохраняются шестистолпный вариант трехнефного крестовокупольного храма.

Черты, характерные для церквей этого времени, отчётливо выражены в первоначально одноглавом Успенском соборе Елецкого монастыря (середина XII в.). Подробнее…

Строятся также и небольшие здания без столбов (церковь в Переяславле-Южном и Ильинская церковь в Чернигове).

Архитектура Полоцкого и Смоленского княжеств (северо-запад)

В XII в. Полоцк был главным городом удельного княжества, земли которого простирались до Рижского залива. Смоленск в XII в. был центром обширного княжества, занимавшего почти весь бассейн Западной Двины и верхнего течения Днепра.

Полоцк и Смоленск были в XII - XIII вв. культурно близко связаны друг с другом, что позволяет говорить об общей полоцко-смоленской архитектурной школе этого периода. Смоленские мастера придерживались приёмов строительной техники и архитектурных форм, характерных для Приднепровья. Четырёх- и шестистолпные храмы с тремя апсидами возводились из кирпича в технике обычной порядовой кладки с последующей обмазкой поверхности стен. Стены членились по вертикали полуколоннами, а по горизонтали - аркатурным пояском и поребриком. Стремление к центрическим динамичным композициям дополнялось сильно расчленёнными пучковыми лопатками.

Единственным хорошо сохранившимся памятником полоцкой школы является собор Спасо-Ефросиньевского монастыря (середина XII в.). В Смоленске памятником этого периода является церковь Михаила Архангела (1191 - 1194 гг.).

Архитектура Галицко-Волынского княжества (юго-запад)

Галицкое и Волынское, самые западные русские княжества граничили с Венгрией и Польшей. Галицкое княжество имело оживленные культурные отношения с Чехией, Венгрией и Балканами и могло воспринимать, осваивать и перерабатывать элементы зодчества этих стран.

Галицкая архитектурная школа формировалась в тесных контактах с западноевропейским искусством, что налагало отпечаток на облик зданий. Творческому освоению романских форм способствовало также наличие плотного мелкозернистого известняка, позволявшего выполнять тонкую орнаментальную резьбу.

Наружные стены галицких построек, выложенные из белого галицкого и зеленого холмского камня, были украшены разнообразными скульптурными изображениями.

Шестистолпный Успенский собор во Владимире-Волынском (1160 г.) свидетельствует о тесной связи волынской архитектуры с киево-черниговским зодчеством, являясь очень близкой аналогией Елецкой церкви в Чернигове.

Галич на р. Днестре, столица Галичского княжества, был обширным и богатым городом, в центре которого находился детинец, расположенный на высоком холме между рекой и крутым оврагом. В детинце стоял княжеский дворец с небольшой четырехстолпной церковью Спаса (до 1152 г.).

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества

Владимиро-Суздальское княжество занимало обширные земли между Окой и средним течением Волги и представляло собой лесистую страну. Среди леса находились "ополья" - безлесные и плодородные участки земли, в центре которых возникли древнейшие города края - Ростов и Суздаль.

Обширное строительство во Владимиро-Суздальской земле началось в середине XII в., в период княжения сына Мономаха - Юрия Долгорукого (1125-1157 гг.

Юрий Долгорукий построил ряд укрепленных городов на её юго-западной и южной границах - Дмитров, Юрьев-Польский, Переславль-Залесский и др. К этому же времени относится и основание Москвы (1147 г.), будущей столицы Русского государства.

В период княжения его сыновей Андрея и Всеволода (XII - начало XIII вв.) владимиро-суздальская архитектура достигла своего наивысшего расцвета. Мощно укрепленный город с высоким земляным валом и монументальным каменным собором является ведущим типом строительства со времени Юрия Долгорукого. Около собора обычно стоял деревянный княжеский дворец, соединенный с ним особым переходом.

Хорошо сохранившийся памятник архитектуры этого времени - Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152 г.). В этом сооружении древним мастерам удалось в простой и совершенной форме создать архитектурный образ небольшого, но монументального общественно-культового здания феодального города-крепости. Подробнее…

Настойчивое стремление Андрея Боголюбского к объединению русских земель нашло свое яркое выражение в создании замечательных ансамблей: нового государственного центра - города Владимира и загородной княжеской резиденции в Боголюбове.

Основанный ещё Владимиром Мономахом, красиво расположенный на высоком, крутом берегу Клязьмы, Владимир был значительно расширен при Андрее, построившем сложную систему крепостных валов с каменными воротами. Сохранились главные ворота города - Золотые ворота (1164 г.) Подробнее…

Высокий обрывистый берег Клязьмы, на котором расположен Владимир, господствует над рекой и низким противоположным берегом. Благодаря этому город и его главные здания видны издалека. Сверху, из города, открывается широкий вид на противоположный берег реки и заречные дали. В самой высокой точке города был построен Успенский собор (1158 - 1161 гг.) - главное здание столицы. Это большое шестистолпное здание, с хорами только в западной его части. Собор был значительно перестроен после пожара 1185 г. Первоначальный одноглавый собор сохранился как средняя часть современного здания. Подробнее…

Церковь Покрова на Нерли была выстроена князем Андреем в 1165 г. поблизости от Боголюбова, при впадении р. Нерли в Клязьму. Подробнее…

Такие жемчужины русской архитектуры, как владимирский Успенский собор и церковь Покрова на Нерли, являются памятниками мирового значения и должны быть причислены к лучшим созданиям человеческого архитектурного гения.

Замечательным произведением русской архитектуры времени Всеволода является четырехстолпный, одноглавый, трехапсидный Дмитриевский собор - дворцовая церковь, построенная в 1194 - 1197 гг. при княжеском дворце во Владимире. На его наружных стенах впервые появляется большое количество рельефов, занимающих всю верхнюю половину стен, начиная от аркатурного пояса. Подробнее…

Дробление Владимиро-Суздальского княжества на уделы после смерти Всеволода (1212 г.) и беспрерывные войны между сыновьями последнего способствовали тому, что в этот тяжелый период мало строили из камня. Наблюдаются измельчение архитектурных форм, утеря конструктивной ясности и сосредоточение внимания зодчего на изощренной архитектурной декорации фасадов здания.

Наиболее выдающимся произведением владимиро-суздальского зодчества XIII в. является Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230 - 1234 гг.), построенный незадолго до татарского нашествия. Подробнее…

Архитектура XIII в. была только эпизодом в общем развитии владимиро-суздальского зодчества, наивысший расцвет которого относится к предыдущим его периодам. Его дальнейшее развитие было приостановлено татаро-монгольским нашествием, сокрушившим раздробленные княжества древней Руси и надолго замедлившим её культурное развитие.

Архитектура Псковского и Новгородского княжеств

Во второй половине XII в. после переворота 1136 г. в Новгороде установился вечевой строй, в котором руководящая роль принадлежала боярам и верхушке купечества; князья остались лишь должностными лицами. Эти политические изменения получили свое отражение и в архитектуре.

Значительно уменьшились масштабы отдельных сооружений, причиной чего было уменьшение экономических возможностей князей. Крестовые своды не встречаются; преобладают более простые цилиндрические своды. Декоративные детали помещались на стенах новгородских церквей в ограниченном количестве. Исчезли миниатюрные нишки, ранее украшавшие наружные стены; верхние части барабанов куполов увенчивают простые аркатуры.

Последней княжеской постройкой в Новгороде была маленькая, скромная церковь Спаса на Нередице, выстроенная князем Ярославом в 1198 г. в монастыре близ Новгорода. Подробнее…

И Новгород и Псков играли роль форпостов русской земли, оборонявших её от западных врагов. Подробнее…

Ведущим архитектурным типом в новгородской и псковской монументальной каменной архитектуре XIV и XV вв. был небольшой посадский храм, простое и лаконичное по своим формам, квадратное в плане, четырехстолпное крестовокупольное здание, с одной или тремя апсидами.

Новгородские и псковские церкви были внутри расписаны фресками, причем в XIV и XV вв. существенно изменился самый характер этих росписей. Подробнее…

Наиболее выдающиеся городские монументальные сооружения Новгорода того времени - церковь Федора Стратилата (1361 г.) и Церковь Спаса Преображения (1374 г.), оба - на Торговой стороне. В обоих зданиях сохранились замечательные остатки фресковых росписей. Для интерьера этих сооружений, наряду с расширением центральной части здания благодаря приближению столбов к стенам, характерно наличие палат (хор) с небольшими приделами на них, сооруженными боярскими семьями для личного пользования, и нескольких тайников для хранения ценностей.

Новгородская и Псковская земли были единственными русскими областями, которые не были разграблены татарами, в Новгороде и Пскове сохранились древнерусские традиции каменного зодчества. Они нашли отражение в одновременно развивавшейся архитектуре Москвы, где в XIV - XV вв. закладывались основы будущей общерусской архитектуры.

Архитектура Московского княжества

В тяжёлый период татаро-монгольского ига все силы русского народа были направлены на то, чтобы объединиться и освободиться от власти захватчиков. Необходимость борьбы с татаро-монголами за свое освобождение ускорила образование на Руси централизованного государства. Объединение отдельных русских земель вокруг Москвы и начало образования сильного русского централизованного государства - основное явление этого исторического периода.

Обширное крепостное, жилое и культовое строительство, которое ведется в это время в Москве, создает новый архитектурный облик молодого города, соответствующий его новому положению общерусского культурного и политического центра. Кремль обстраивается при Дмитрии Донском белокаменными стенами с башнями (1367 г.), что означало создание нового типа каменного города Московского государства, приспособленного к изменившимся условиям военно-оборонительной техники.

Объединенные усилия русских земель под руководством Москвы привели к крупной победе над татарами на Куликовом поле (1380 г.).

В области строительной техники в это время наблюдается стремление преодолеть некоторую отсталость, вызванную длительным отсутствием крупного строительства на Руси во времена татарского владычества. Ранне-московские гражданские здания, так же как и храмы, отличаются небольшими размерами, что было вызвано как скромными экономическими возможностями Москвы, так и тем, что мастера не решались ещё возводить здания больших масштабов.

Храмы этого времени отличаются очень простыми планами. Для них характерны прямоугольная, почти квадратная форма, четыре внутренних столба и три апсиды. Это соответствует типу древних владимиро-суздальских храмов.

Простой и скромный характер архитектурного убранства церквей сближал раннемосковские постройки с новгородско-псковской архитектурой и свидетельствовал о тесной связи с народным зодчеством.

В то же время в храмовых постройках становятся характерными новые динамичные архитектурные формы: килевидные очертания порталов, закомар и ярусов кокошников, которыми завершаются здания, шлемовидные главы, начинающие превращаться в луковичные. Все это придает зданиям устремленность вверх, выражающую в своеобразных, русских формах торжество народа-победителя.

Выдающимся конструктивным приёмом ранне-московского зодчества было применение ступенчатых арок. Последние получили художественное выражение в наружных архитектурных формах здания в виде килевидных кокошников, окружающих центральный барабан. Благодаря этому наружные архитектурные объемы московских церквей стали выразительными, динамичными, праздничными и нарядными. Этот архитектурный приём получил в дальнейшем широкое развитие в русской архитектуре XVI-XVII вв. Уже в XIV в. Москва приобрела архитектурный облик, выделявший её среди русских городов.

Большое значение в поступательном движении русского искусства имело развитие ранне-московской живописи, фресковых росписей и, в особенности, станковых произведений - икон. Выдающимся является творчество замечательного русского живописца Андрея Рублева, которого мы знаем по его знаменитой "Троице", находившейся в иконостасе собора Троице-Сергиева монастыря, по хорошо сохранившемуся иконостасу этого собора (произведение его школы) и по фрескам Успенского собора во Владимире.

Ранне-московское зодчество положило начало развитию архитектуры Московского государства

Особенности и достижения архитектуры периода разрозненных княжеств

1. Обособленность русских княжеств, трагедия их разорения в период монголо-татарского порабощения задержали поступательное развитие национальной архитектуры. Оборвалась блестящая нить владимиро-суздальского зодчества, угасла черниговская школа, замерла художественная жизнь Киева и Смоленска, но достигнутые их безвестными строителями успехи не пропали даром. Они преломлялись в творчестве новгородских и псковских каменных дел мастеров и во многом были возрождены строителями Москвы.

2. В тяжёлые времена монголо-татаркого господства преобладающим типом культового здания становится небольшой четырехстолпный одноглавый храм. Резко уменьшившееся воздействие византийской церкви, нарушение культурных взаимосвязей способствовали усилению местных художественных традиций. Начавшийся в XII в. процесс творческой переработки канонического типа крестово-купольного храма получает в XIV-XV вв. свое завершение. В разных княжествах он проходит по-разному, знаменуя проникновение в той или иной мере народных идеалов в отвлеченный богословский образ церкви.

3. В трудные годы татарского ига и непрерывной борьбы с немецкими захватчиками талантливые мастера Пскова и Новгорода творчески перерабатывают наследие киевского зодчества. Вместо роскошных сооружений великокняжеского периода они вырабатывают новые типы зданий, более простые и скромные по своей архитектуре, но не менее прекрасные по своему художественному образу.

В истории русской архитектуры их значение особенно велико и потому, что в трудных и сложных исторических условиях, когда во всех русских землях каменное строительство почти прекратилось, архитекторы Пскова и Новгорода разработали те реалистические художественные принципы, которые так характерны для русской архитектуры:

- тесную связь с потребностями жизни;

- умение прекрасно использовать самые простые и доступные материалы;

- умение создать органическое единство практического назначения здания, его художественного образа и окружающего ансамбля и ландшафта.

Архитектура Новгорода и Пскова XIV- XV вв. с удивительной непосредственностью воплотила лучшие черты народного искусства - его правдивость и простоту. В этом причина огромной художественной ценности, внутренней силы и убедительности скромных новгородских и псковских построек, ставящая их в один ряд с лучшими созданиями человеческого архитектурного гения. Эти традиции были развиты впоследствии в русском зодчестве.

4. Объединение русского народа в борьбе и национальную независимость, усиление роли средних слоёв городского населения, возникновение вечевых республик содействовали проникновению в каменное зодчество элементов народного художественного мировоззрения. Русские мастера тактично ввели в декор каменной культовой постройки обыденные детали, почерпнутые из сокровищницы деревянного зодчества.

5. Сохраняя типологическую схему постройки и принципы её объемно-пространственного построения, зодчий мог изменять в определенной мере пропорциональные отношения, придавая ей черты индивидуальности. Многообразие архитектурных форм, различия художественных образов характерны для зодчества Руси периода феодальной раздробленности.

6. Ранне-московская архитектура была ограничена в своих возможностях, и здания возводились сравнительно небольших размеров, что вызывалось главным образом недостатком средств, шедших на укрепление военной мощи Московского княжества. Подражая владимирским образцам, а, также используя наследие киево-черниговской и новгородско-псковской архитектуры, ранне-московские мастера заложили первые камни в фундамент общерусского зодчества. Динамичное построение храмов по вертикали, включение элементов народного узорочья, более житейски трактовка образа церкви, введение иконостаса - вот далеко не полный вклад московских каменодельцев, который получил в дальнейшем творческое развитие. С конца XIV в. Москва становится средоточием всех творческих сил. Раннемосковское искусство впитало высокие общенародные идеалы, связанные с объединительной миссией Москвы, ставшей знаменем освободительной борьбы русского народа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: