Лекция 18. Архитектура России середины XVIII в. Русское барокко

Основные исторические процессы рассматриваемого периода

Творческие достижения архитектуры петровского времени были развиты зодчими следующего этапа развития русской архитектуры, относящегося к середине XVIII столетия.

Преобразования петровского времени и победоносная Северная война, прочно закрепившие за Россией место великой мировой державы и обеспечившие ей возможность дальнейшего развития производительных сил, явились предпосылками значительного прогресса русской культуры, характеризующего 40-е и 50-е гг. XVIII в.

Развитие культуры передовых слоёв русского общества протекало под знаком высокого подъёма русского национального самосознания и протеста против немецкого засилья при дворе. Подробнее…

Однако в ведущей тематике архитектурной деятельности этого времени ярко сказались политика абсолютизма с его классовыми интересами и обогащение придворной знати. Это привело к расцвету монументального дворцового и культового строительства в ущерб жизненно необходимому стране общественному строительству в растущих городах. В силу этого не получили осуществления такие широкие архитектурные замыслы, направленные на создание крупных общественных ансамблей, как проекты Инвалидного дома Ухтомского в Москве и госпиталя Чевакинского в Кронштадте или возникшая в эти годы идея устройства Воспитательного дома. Продолжавшееся в это время городское жилое строительство не играло заметной роли в общем развитии архитектуры рассматриваемого периода.

Запросы двора и высших придворных кругов Дворянской знати, для которых создавались наиболее значительные архитектурные сооружения и ансамбли этого времени, выдвигали требования пышности, декоративного богатства и внешнего блеска архитектуры. Однако в творчестве лучших русских зодчих эти требования приобретали более глубокий смысл и понимались как художественное выражение крупных успехов русской государственности и культуры, получивших мощный толчок для своего развития в петровское время, как отражение высокого национального подъёма. На этой национальной основе, отражая патриотические устремления своего времени, русские зодчие создавали архитектуру - торжественную и великолепную, реалистические образы которой хранят память о высоком подъеме, проявившемся во многих областях русской жизни и культуры того времени.

Строительные приёмы и конструкции

Дворцы петровского времени ни по своим размерам, ни по характеру архитектуры уже не удовлетворяли изменившимся требованиям и вкусам елизаветинского двора. В середине века дворцово-парковые ансамбли стали строить с невиданными прежде размахом и роскошью.

Типичной чертой этих ансамблей, в которых получили дальнейшее развитие художественные особенности, наметившиеся в архитектуре петровского времени, было строго регулярное построение генерального плана. Вся композиция подчинялась главенству центральной оси, определяемой положением основного дворцового здания, обрабатываемого тремя членящими главный фасад ризалитами. Богато разрабатывались наружные объёмы дворцов и их внутреннее убранство, где главное внимание уделялось декоративному оформлению торжественной анфилады парадных залов.

В обработке интерьеров широко использовались технические приёмы и средства старого русского декоративного искусства, приобретавшие теперь новый художественный смысл. Сочетание резьбы, лепки, позолоты и декоративной росписи, а также окраска здании внутри и снаружи в яркие цвета - оранжевый, бирюзовый, зеленый, красный - придавали исключительное богатство и нарядность архитектурным сооружениям этого времени. Подробнее…

Русское барокко зрелого периода несёт на себе печать подлинно национального стиля. Решение планов и объёмных композиции зданий отличается большой простотой и структурностью, тесным смыканием внутренних и внешних объёмов сооружений. Декоративные элементы в основном ограничиваются внешним, облицовочным "слоем" построек. Эти элементы включают преимущественно архитектурные мотивы и орнаментальную лепку.

Искусно распланированные сады и парки, украшенные декоративной скульптурой и садово-парковой архитектурой, составляли неотъемлемую часть дворцовых ансамблей.

Наиболее крупные культовые сооружения этого времени строились с той же роскошью и с тем же блеском, что и дворцы. Национальные тенденции сказались здесь в возврате к богатой форме русского пятиглавия и в строительстве монументальных многоярусных колоколен.

В рядовой застройке мещанства и мелкого чиновничества были распространены небольшие деревянные оштукатуренные дома, по своему наружному виду и внутренней планировке мало отличавшиеся от широко применявшихся в Петербурге "образцовых" домов для низших слоев населения. Подробнее…

Различие исторических и природных условий строительства Москвы и Петербурга ещё в петровский период определило два различных течения в общем пути развития русской архитектуры последующего времени. Подробнее…

После смерти Петра его ближайшие преемники проявили полнейшее равнодушие к делу воспитания русских художников. Теперь вновь была выдвинута задача воспитания кадров русских художников и учёных. Подробнее…

Примерно в середине 1760-х годов в русской архитектуре ощутимо дает себя знать стилистический перелом: барокко начинает сменяться классицизмом.

Здания и архитектурные комплексы

Архитектура Петербурга

Наибольшее развитие в середине XVIII столетия получило строительство дворцов в Петербурге и его окрестностях. В этом строительстве видную роль играл Варфоломей Варфоломеевич Растрелли, творчество которого сформировалось под непосредственным воздействием русской культуры и русского зодчества.

В начале 1750-х гг. Растрелли построил два больших дворца для крупнейших сановников елизаветинского Петербурга - М. И. Воронцова и С. Г. Строганова.

Дворец М. И. Воронцова - пример богатого городского дворцово-паркового ансамбля этого времени. Подробнее…

Лучшими произведениями Растрелли были Большой Царскосельский дворец, Зимний дворец и Смольный монастырь.

Царскосельский дворец является одним из замечательнейших памятников мирового зодчества. Подробнее…

В Зимнем дворце перед Растрелли стояла задача построить дворец, который по своему значению и архитектуре должен был господствовать в ансамбле столичного города. Подробнее…

Одним из грандиознейших замыслов зодчего был ансамбль Смольного монастыря. Подробнее…

Многочисленные и разнообразные произведения Растрелли, в которых получили художественное обобщение наиболее распространенные в середине XVIII в. типы сооружений (загородный и городской дворцы, многоярусная колокольня, монастырский дворцовый ансамбль), характеризуются общностью композиционных и пластически-декоративных приёмов, типичных для русской архитектуры середины столетия.

Наряду с В. Растрелли в России работали замечательные мастера XVIII столетия - Д.В. Ухтомский, С.И. Чевакинский, А. В. Квасов, С. А. Волков и др.

Зодчие середины века не переносили механически в свои проекты заимствованные у древнерусских мастеров мотивы и формы, но, творчески претворяя их, создавали глубоко своеобразные произведения. Никольский Морской собор (арх. С.И. Чевакинский) - прекрасный пример такого претворения национальных архитектурных форм. Подробнее…

В середине XVIII в. крупнейшие крепостники-помещики, нуждавшиеся в квалифицированных архитекторах для работ в своих поместьях, широко практиковали обучение крепостных у столичных зодчих.

Талантливые художники, вышедшие из народных масс, несмотря на своё тяжелое, зависимое положение, создавали многочисленные произведения, говорящие о силе художественного гения великого русского народа.

Одним из представителей крепостных художников в середине столетия был Федор Леонтьевич Аргунов.

С именем Ф. Аргунова связана постройка Фонтанного дома Шереметевых в Петербурге, дошедшего до наших дней. Большое участие принимал Ф. Л. Аргунов в создании дворцово-паркового ансамбля в подмосковной усадьбе Шереметевых - Кускове. Ф. Аргунов был учителем крепостных зодчих Шереметева А. Ф. Миронова и Г. Дикушина.

Архитектура Москвы

В середине XVIII в. усиливается экономическое и культурное значение Москвы в жизни государства. Московская архитектурная школа, переживавшая в 30-е гг. XVIII столетия период собирания творческих сил, теперь получает важнейшее значение в развитии русской национальной архитектуры.

Помимо И.Ф. Мичурина, в начале 40-х гг. в Москве работали прибывшие из Петербурга И.К. Коробов и Иван Бланк, при которых начали создаваться архитектурные "команды". Эти команды способствовали быстрому творческому росту нового поколения московских зодчих.

Архитектура Москвы 1740-х - 1750-х гг. была связана с творчеством выдающегося зодчего - Дмитрия Васильевича Ухтомского.

Первым крупным произведением Ухтомского, в котором ярко проявилась его художественная индивидуальность и в то же время сказались типичные черты барочной архитектуры, была пятиярусная колокольня в Троице-Сергиевой лавре. Подробнее…

Крупнейшим замыслом Ухтомского был проект Инвалидного и госпитального дома в Москве. Этот последний и самый значительный из крупных замыслов Ухтомского (1759 г.) не мог в условиях того времени получить осуществление.

В Москве почти не сохранилось значительных архитектурных памятников гражданского строительства середины XVIII столетия. Одним из крупных жилых зданий того времени был дом Апраксиных у Покровских ворот, выстроенный в 1760-х гг. Подробнее…

Городское жилое строительства Москвы значительно оживилось после пожара 1737 г. и приобрело характер регулярности. Основными требованиями, которые предъявлялись в это время к жилой застройке со стороны административных органов, наблюдавших за строительством Москвы, были вынесение зданий из глубины участка на линию улицы и симметрия в построении фасада. Если второе требование до известной степени выдерживалось, то первое наталкивалось на противодействие владельцев. Обходя это требование, они нередко располагали по линии улицы не основной дом, а помещения для слуг и хозяйственные строения.

Особенности и достижения архитектуры русского барокко

1. Барокко в России развивалось особым путём. Оно было связано с традициями русского зодчества XVII столетия и в петровское время обогатилось в результате воздействия со стороны западноевропейского строительства. Русское зрелое барокко отличалось от западного, в частности, наиболее ярко выраженного - итальянского, структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов.

Расцвет стиля падает на 40-50-е годы XVIII века, то есть на тот период, когда на Западе отмечается уже угасание поздней стадии барокко, так называемого стиля рококо, и отмечается переход к классицизму. Стиль рококо по существу в русской архитектуре не нашёл применения.

2. Русское зрелое барокко обладало целым рядом чисто национальных особенностей. Общие исходные принципы имели сходство с западным барокко, но в нём было много и своеобразного, своего, особого. Причины этого связаны с тем, что западноевропейское барокко начало складываться на иной почве, возникнув путем дальнейшей эволюции стиля Возрождения. В России процесс протекал иначе, и истоки русского барокко надо искать в узорочье второй половины XVII столетия.

В отличие от западноевропейской архитектуры, фасады монументальных сооружений облицовывались не камнем, а штукатуркой с гипсовыми деталями, что содействовало усилению пластического начала, а также позволяло применять окраску. Яркие, контрастные колеры: синий, лазурно-голубой с белым, желтый с белым и другие, при одновременном введении позолоты и белой жести для кровельных покрытий - всё это придавало зданиям особый яркий, мажорный, оптимистический колорит и характер, отвечавший традициям русского национального зодчества.

3. Большую роль в декоративной отделке интерьеров дворцов играла деревянная резьба. Традиции этого искусства в России передавались из поколения в поколение, технические приемы совершенствовались и развивались. В XVIII столетии кадры опытных русских резчиков были привлечены к светскому строительству; их высокое мастерство нашло широкое применение в строительстве дворцовых резиденций и в значительной мере определило характер оформления дворцовых интерьеров.

4. Широкое развитие в середине XVIII века приобретает садово-парковое искусство. Наблюдается тесная связь с садами и парками петровской поры. Вновь создаваемые или расширяемые парки в основном следуют в своей планировке регулярной, геометрической системе: создаются прямые аллеи, правильных очертаний площадки, высаживаются по строго продуманной системе деревья и кустарники. Активно применялась стрижка крон деревьев в соответствии с широко распространенной в западноевропейской ландшафтной архитектуре "версальской системой".

5. В истории развития русской архитектуры середина XVIII в. ознаменовалась высокими творческими достижениями. За два десятилетия (1740-е - 1750-е гг.) были созданы многочисленные архитектурные ансамбли и отдельные сооружения, свидетельствующие о мощном расцвете архитектурного гения русского народа. Такие блестящие по своим художественным достижениям и грандиозные по размаху ансамбли и архитектурные сооружения, как дворцы в Царском селе (г. Пушкин) и Петергофе, как Смольный монастырь и Зимний дворец в Петербурге или колокольня Троице-Сергиевой лавры, стоят в ряду высших достижений мировой архитектуры. Этот важный этап в развитии русского зодчества XVIII в. характеризуется деятельностью замечательных русских зодчих В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомского, С. И. Чевакинского и целой плеяды работавших с ними мастеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: