Лекция 16. Архитектура Московского государства XV - XVII вв

Основные исторические процессы рассматриваемого периода

Начиная с середины XIII в. большинство русских земель почти два с половиной столетия находилось под татаро-монгольским игом, терпя гнет и разорение. Подробнее…

Потребовалось почти целое столетие упорного труда, чтобы восстановить домонгольский уровень народного хозяйства, обеспечить его дальнейший подъём. В конце XV - начале XVI вв. русские земли объединились вокруг Москвы в единое Русское государство. Подробнее…

Создание единого Русского государства происходило в условиях непрерывной борьбы с татарами на юге и востоке и с западными соседями, в том числе с исконным врагом Руси - немецким Ливонским орденом, стремившимся не допустить Московское государство к Балтийскому морю и изолировать от Западной Европы. В то же время на рубеже XVI и XVII вв. процесс усиления крепостного гнёта и разорения крестьянства привёл к резкому обострению классовой борьбы и внутри Московского государства.

Хозяйственная разруха и иностранная интервенция тяжело отразились на внутреннем состоянии Русских земель. В первой четверти XVII в. монументальное строительство почти не велось. После разгрома интервентов и укрепления центральной власти экономический кризис начала столетия постепенно ликвидировался.

Последующее развитие общерусских экономических связей и рост торговых и культурных связей с другими государствами укрепили внутреннее и международное положение Русского государства и составили своеобразный рубеж, отделяющий древнюю Русь от новой России. Подробнее…

Русская архитектура XVII в. может быть условно разграничена на три периода.

Первый период - архитектура начала XVII в. (первая четверть века), когда в условиях борьбы с иноземной интервенцией и последовавшей экономической разрухи строительство резко сократилось. Для архитектуры этого периода характерно повторение старых, традиционных художественных форм и композиционных приёмов.

Второй период - архитектура середины XVII в. (вторая и третья четверти века), период бурного расцвета строительства в Москве и в провинции, когда в тесной связи со сложением всероссийского рынка в монументальном строительстве значительную роль начинает играть богатое купечество. В это время вырабатываются новые художественно-стилистические особенности "узорочной" архитектуры XVII в.

Третий период - архитектура конца XVII в. (последняя четверть века), когда окончательно складывается абсолютистское государство, полностью подчинившее себе церковную организацию, значительно сильнее, чем раньше сказывается светский характер в культовом зодчестве, и крепнут культурные связи с Украиной, Белоруссией и западноевропейскими странами. В этот период древнерусское зодчество достигает высокого совершенства и стилистического единства не только в архитектуре культовых зданий и монастырских ансамблей, но и в общественных и жилых зданиях и в инженерных сооружениях.

Культурный перелом рубежа XVII и XVIII вв., обусловил развитие и распространение классических форм в русской архитектуре.

Строительные приёмы и конструкции

В Москве и далеко за её пределами наиболее распространенным видом строительства было строительство из дерева. Подробнее…

О простейших жилых деревянных домах и хоромах XV - XVI вв. трудно иметь полное суждение на основе их остатков, открываемых раскопками, описаний и старинных изображений. Подробнее…

Больше можно сказать об архитектуре деревянных церквей, так как до нашего времени, помимо описаний и рисунков, дошло несколько построек этого рода, относящихся к XVI и даже к XV вв.

Деревянные церкви в это время строились в основном двух типов: клетские - прямоугольные с двускатными крышами и шатровые - восьмиугольные и крестообразные в плане. Высокие шатровые церкви-башни имели в плане вид восьмиугольника или креста, что позволяло строителям, которые были связаны длиной бревна, строить здания значительной площади. Шатровое покрытие давало возможность придать зданию высоту, считавшуюся в глазах русского человека одним из признаков красоты здания, особенно в условиях равнинного северного пейзажа. В конце XV - начале XVI вв. шатёр стал формой покрытия, излюбленной и у зодчих, и у их заказчиков.

Наиболее выдающимся и глубоко национальным явлением в русской архитектуре XVI в. было создание нового типа башнеобразных каменных церквей. Деревянные шатровые церкви послужили тем прообразом, на основе которого был выработан этот тип высотных зданий XVI в.

В XVI в. вырабатываются типы культовых зданий, отличные от традиционного типа крестовокупольного храма. Такой новый тип церковного здания представляют собой бесстолпные храмы, крытые крещатым сводом, что создаёт единое внутреннее пространство храма. Подробнее…

К строительству в Москве привлекались лучшие мастера из Пскова, Твери и Ростова. Однако строительство больших каменных зданий и требования передовой военной техники в крепостном деле не были достаточно знакомы русским мастерам того времени вследствие почти полного прекращения каменного строительства во время татарского ига. Поэтому в Москву приглашали мастеров высокой квалификации из передовой тогда в области зодчества Италии. Итальянские мастера часто приглашались в это время во Францию, Германию и другие европейские страны

Обширные масштабы государственного строительства и необходимость руководить им из единого центра вызвали организацию правительственного учреждения, ведавшего государственным строительством, - Приказа каменных дел, созданного в 1583 г. Подробнее…

Частые и опустошительные пожары в Москве способствовали развитию огнестойкого каменного строительства не только культовых зданий, но и жилых домов богатых горожан. С расширением масштабов строительства, в целях удешевления его, наряду с белым камнем начинают широко применять кирпич, который в качестве строительного материала имел ряд преимуществ по сравнению с белым камнем (известняком). Подробнее…

Если в XVI в. в московских постройках декоративное обрамление окон и дверей не играло существенной роли в архитектуре здания, то в XVII в. особенно широкое распространение получила нарядная декорация оконных наличников и порталов как церковных зданий так и гражданских. Подробнее…

После длительного периода хозяйственной разрухи со второй четверти XVII в. продолжается, дальнейшее усовершенствование строительной техники. Рост добычи железа способствует всё большему применению в строительстве железных гвоздей, скоб, петель, связей, оконных и дверных перемычек из полосового железа, а также листового кровельного железа. Широкое применение железных связей дает возможность создавать более смелые конструкции сводов и перекрывать более широкие, чем раньше, пролёты.

В устройстве фундаментов, кладке стен и сводов в XVII в. продолжают развиваться и совершенствоваться строительные приёмы XVI в. Обычный способ кладки - чередование ложков и тычков, т. е. так называемая крестовая кладка. В строительстве преобладает большемерный кирпич (около 30х15х8 см), обычно снабженный клеймом завода, на котором он изготовлялся.

Стремясь найти новые пути развития архитектуры русские мастера XVII в. следуют в двух направлениях. Одни ищут новых эффектов в сложной и живописной композиции объёмов, в бесконечном разнообразии и богатстве декоративного убранства здания, используя для этого художественные формы и приёмы, выработанные ранее в древнерусском зодчестве. Другие стремятся к созданию компактной и стройной композиции здания, разрабатывают новые приёмы архитектурной декорации, в которых значительную роль играют элементы украинской, белорусской и западноевропейской архитектуры того времени, пытаются ввести в декоративное убранство некоторую стандартизацию, создать единство художественной системы.

Со второй половины XVII в. арочная форма оконных проемов уступает место прямоугольной, а в оконных перемычках широко применяется полосовое железо. Как и в XVI в., оконницы делаются из слюды, фигурные кусочки которой соединяются зажимами - двойными полосками из луженого железа. Вместе с тем, все шире начинают применяться стекольчатые оконницы, составленные из круглых кусков оконного стекла, соединенных свинцовыми скрепами. Кровли редко делались железными; чаще они были черепичные, тесовые или из лемеха. Железные кровли иногда расписывались в шашку, кровельная черепица также покрывалась цветной глазурью. Во второй половине XVII в. получила также распространение пестрая наружная раскраска зданий.

Сложное и многообразное развитие русской архитектуры в XVII в. завершается созданием в последнем десятилетии нового ярусного типа культового здания. Небольшое по площади, компактное по композиции, изящное и стройное по силуэту, оно получило широкое распространение в усадебном строительстве конца XVII и начала XVIII вв

Здания и архитектурные комплексы

XII-XVI вв. - время строительства городских и монастырских крепостей. Оборона Московского государства носила характер хорошо продуманной системы. Строительство каменных крепостей в это время составляет блестящую страницу в истории русской архитектуры. К. ним в первую очередь относятся укрепления Нижнего Новгорода, Тулы, Коломны, Пскова и Смоленска, сохранившиеся лучше других.

В государственную оборонительную систему входили также и монастыри, среди которых особенно выделяются своей крепостной архитектурой Соловецкий монастырь, крайний форпост Русского государства на севере, и расположенный на северо-западе Кириллов-Белозерский монастырь.

В это время в основном сложился архитектурный ансамбль Московского Кремля, города-крепости. Московский Кремль к середине XV в. сильно обветшал и не отвечал уже требованиям фортификационной техники. В 1462 г. его белокаменные стены подверглись починке и реставрации. Подробнее…

Главным архитектурным сооружением Кремля, был в это время Успенский собор, построенный в 1475 - 1479 гг. под руководством Аристотеля Фьораванти. Подробнее…

В строительстве главных зданий Кремля участвовали также и псковские мастера, построившие Благовещенский собор - княжескую придворную церковь (1484 - 1489 гг.). Подробнее…

С середины XV в. мы имеем наиболее ранние летописные сведения о строительстве в Москве первых каменных жилых домов. Подробнее…

Древнейшая из сохранившихся русских деревянных церквей - Лазаревская церковь Муромского монастыря на восточном берегу Онежского озера, построенная, по местному преданию, до 1391 г.

Эта маленькая квадратная постройка, покрытая высокой двускатной крышей с главой, шея которой поставлена прямо на конёк, с квадратным прирубом для алтаря с восточной стороны и холодным притвором из стоек, забранных досками с запада, является хорошим примером простейшей клетской церкви.

Примером восьмиугольной, с прирубами для алтаря и притвора, шатровой церкви может служить церковь в с. Панилове (Архангельской обл., 1600 г.). Подробнее…

Помимо шатровых церквей, русская деревянная архитектура уже в XVI в. имела и иные церкви-башни - ярусные, состоявшие из ряда постепенно уменьшавшихся в своих размерах, квадратных в плане срубов, поставленных один на другой.

Церковь Вознесения в Коломенском - первый башнеобразный храм-памятник XVI в, построенный в подмосковной царской усадьбе на берегу Москвы-реки. Подробнее…

Архитектура церкви Вознесения оказала огромное влияние на последующее развитие русского зодчества. Тип стройной высотной композиции стал с этого времени характерным для русской монументальной архитектуры.

Выдающимся архитектурным произведением этого ряда был Покровский собор (Храм Василия Блаженного) в Москве, сооруженный в 1555 - 1560 гг. зодчими Бармой и Посником в память покорения Казани и Астрахани - крупнейших событий русской истории, знаменовавших победоносное завершение борьбы русского народа с татаро-монгольскими завоевателями. Подробнее…

Завершает развитие высотных сооружений XVI церковь-колокольня Ивана Великого (Ивана Лествичника) в Кремле (1600 г.). Подробнее…

Величественный столп Ивана Великого объединил в качестве основной вертикальной оси все сооружения Кремля и в течение столетий был самым высоким сооружением Москвы, господствовавшим в её ансамбле.

В XVII в. характерное стремление к декоративности и живописности сказалось в каменной шатровой надстройке Спасской башни Московского Кремля (1625 г.) Подробнее…

В XVII в. широкое распространение получили ярусные церкви. Русские зодчие-плотники XVII - XVIII вв. для придания своим постройкам ещё большей живописности стали увенчивать их большим числом глав. Пять, а иногда и девять глав ставили и на крыше восьмерика ярусной церкви как это можно видеть в Покровской церкви Кижского погоста 1764 г. В соседней с ней Преображенской церкви (1714 г.) число глав доведено до двадцати двух.

Наиболее характерным примером пышной и декоративной церковной архитектуры середины XVII в. является московская церковь Троицы в Никитниках (1635 - 1653 гг.). Подробнее…

На протяжении XVII в. заново были обстроены и московские монастыри, в особенности южное полукольцо монастырей, среди которых видное место по красоте и архитектурным достоинствам занимает ансамбль Новодевичьего монастыря. Подробнее

Как и древнерусские кремли, живописные монастырские ансамбли являются совершенными образцами художественного единства архитектуры и окружающей природы. Создававшиеся на протяжении столетий разными зодчими, они отличаются в целом изумительным единством архитектурного ансамбля, в котором нельзя что-либо отнять, не нарушив художественной гармонии целого.

Каменное строительство конца XVII и начала XVIII вв., как церковное, так и гражданское, отличалось большим разнообразием архитектурных форм и типов, исключительной нарядностью архитектурного убранства, красочностью и живописностью композиций.

Сложное и многообразное развитие русской архитектуры в XVII в. завершается созданием в последнем десятилетии нового ярусного типа культового здания. Небольшое по площади, компактное по композиции, изящное и стройное по силуэту, оно получило широкое распространение в усадебном строительстве конца XVII и начала XVIII вв. Среди построек этого типа наиболее выдающимся является церковь Покрова в Филях (1693 - 1694 гг.). Подробнее…

Это ярусное сооружение конца XVII в. знаменует переход от древнерусского зодчества к новому периоду в развитии русской архитектуры, связанному с образованием могущественной Российской империи. В подобных высотных композициях общественных и культовых зданий получила архитектурное выражение идея величия, экономической мощи и политического могущества складывавшейся Российской империи.

Особенности и достижения архитектуры Московского государства

1. С образованием Русского централизованного государства во второй половине XV в. в Москве закладываются основы общерусской архитектуры. Различные местные художественные школы влились в архитектуру Москвы, которая, творчески используя это богатейшее наследие, начинает оказывать решающее влияние на строительство во всех русских землях. В начале XVI в. Москва не только становится лучшим и красивейшим русским городом, но превращается в образец, которому подражают в различных городах Русского государства.

2. На рубеже XV и XVI столетий, как в Москве, так и на периферии самым значительным по масштабу было крепостное строительство, вызванное сложным международным и внутренним положением Русского государства.

В этот период окончательно сложился тип русского каменного города-крепости, в этом отчетливо сказалась ведущая роль градостроительного начала в русской архитектуре. Необходимо отметить принципиальное отличие русского кремля от западноевропейского феодального замка-крепости. В то время как последний был укрепленной резиденцией феодала, русский кремль являлся центром государственной и общественной жизни города и был рассчитан на то, чтобы в случае опасности укрывать от врага население посада и окрестных селений.

3. Замечательное развитие получила в XVII в. крестьянская деревянная архитектура, особенно на севере, где не было крепостного права, и продолжала существовать старинная община. Народные зодчие создали замечательно разнообразные архитектурные сооружения, ярко отразившие необычайное богатство народной фантазии и неисчерпаемые творческие возможности народного искусства.

4. До начала XVIII в. в России не было специального архитектурного образования. Архитекторы, или, как их именовали в то время, мастера и подмастерья каменных дел, учились на практическом опыте строительства. Выйдя из крестьян, они в дальнейшем становились городскими ремесленниками. Характерным явлением в древнерусском зодчестве была наследственная передача технического опыта и архитектурных познаний от отца к сыну, братьям и т. д.

5. В русской архитектуре конца XVII в. отчетливо сказались противоречия между гениальными творческими силами мастеров, вышедших из народа, и ограниченными творческими возможностями, которыми они располагали, выполняя заказы боярства и духовенства. Они были стеснены в своём творчестве узкими рамками церковного зодчества, продолжавшего до конца XVII в. играть преобладающую роль в монументальном каменном строительстве. Однако и в этих условиях древнерусские архитекторы сумели создать прекрасные произведения национальной архитектуры, которыми законно гордится русский народ.

6. Образование централизованного государства и сопутствовавший этому процессу подъём национального самосознания русского народа создали необходимые предпосылки для возникновения совершенно нового архитектурного типа высотного сооружения - храма-памятника, который является наиболее ярким архитектурным выражением нового этапа в историческом развитии Русского государства.

Древнерусская архитектура не знала скульптурных монументов в память особо выдающихся событий, их заменяли архитектурные сооружения. Эти памятники в честь важнейших событий в политической жизни Русского государства имели церковно-культовое назначение.

7. Культурный перелом рубежа XVII и XVIII вв., обусловивший распространение классических форм в русской архитектуре, не означал механического разрыва новой русской культуры с культурой Московского государства. Древнерусская культура не отмирает полностью, её прогрессивные черты продолжают развиваться в новых условиях, но уже в творчески переработанном виде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: