Лекция 17. Архитектура Петровского времени первой половины XVIII в

Основные исторические процессы рассматриваемого периода

В течение чрезвычайно богатого событиями XVII в. территория России значительно возросла. В её состав вошли Украина и Сибирь. К концу XVII в. Россия стала одним из величайших государств мира. Однако несмотря на усиление торговых и культурных связей внутри страны Россия всё ещё отставала от передовых европейских стран в экономическом и политическом отношении.

XVII - XVIII вв. - время позднего феодализма, развитие дворянского крепостнического государства. Борьба за преодоление отсталости протекала в обстановке длительных войн за выход к Балтийскому морю и требовала предельного напряжения материальных и творческих сил страны. Понадобилось строительство мощного военного флота, полная реорганизация армии и государственного аппарата, создание новых отраслей промышленности. Необходимость проведения широких государственных преобразований явилась важнейшей движущей силой в развитии экономики, политики и культуры русского государства петровского времени.

Поставленные перед Россией новые исторические задачи, потребовавшие коренного переустройства страны, определили новый характер архитектуры начала XVIII столетия, её новое содержание. В архитектуре петровского времени, тесно связанной с борьбой за прогрессивное развитие государства, утверждаются идеи национального могущества России, преодоления отсталых форм быта и культуры с их привязанностью к старому.

Строительные приёмы и конструкции

Крупные масштабы строительства, связанные с большими затратами средств, характер самых работ и необходимость выполнения их в кратчайшие сроки требовали новой организации всего строительного дела. В соответствии с этим расширялось и совершенствовалось производство строительных и отделочных материалов: кирпича, цемента, естественного камня, мрамора, стекла и пр.; широко начала применяться штукатурка. Для разделки леса были пущены лесопильные "вододействующие" заводы. Была введена новая единая мера кирпича. По распоряжению Петра составлялись письменные указания, как класть фундамент, стены и пр.

Большое внимание уделялось противопожарным требованиям и внедрению огнестойких материалов; вместо деревянных изб предписывалось строить мазанки, вместо рубленых хором - каменные палаты.

Государственные преобразования начала XVIII в. вызвали потребность в разработке новых типов зданий - военных, административных и общественных - таких, как судостроительная верфь, арсенал, госпиталь, театр, музей, библиотека. Взамен старых помещений приказов возводятся регулярно распланированные здания коллегий и других административных правительственных учреждений. На смену старым дворцам и боярским хоромам с небольшими, скупо освещенными "горницами" и "светёлками" приходят обширные, окруженные распланированными садами, дворцы и особняки с просторными комнатами, отвечающими потребностям нового бытового уклада.

Всё это предъявляло более широкие требования к архитектуре и вызывало необходимость использования наиболее совершенных, передовых по технике приёмов и методов строительства, требовало решительного пересмотра и обновления старой системы художественных, композиционных и технических приёмов.

Архитектор, помимо практических навыков, должен был в полной мере обладать теперь и научно-теоретическими познаниями. Подробнее…

Крупнейшим архитектурным начинанием петровского времени было строительство крепости, порта и столицы - Петербурга. Это строительство осуществлялось на началах регулярности, которая была здесь средством архитектурной организации новой системы городской застройки. В процессе этого строительства формировался облик, и складывались характерные особенности архитектуры петровского времени: геометрическая правильность планировок, архитектурная организованность и симметричность планов, парадность фасадов, их классическое, ордерное построение.

Дома строились преимущественно из кирпича. Для домов беднейшего населения применялись комбинированные конструкции на деревянном каркасе с заполнением глиной. Такие фахверковые дома-мазанки нередко расписывались под кирпич. Дворовые строения, согласно правилам застройки, надлежало располагать в глубине двора.

На рубеже XVII и XVIII вв. в московском строительстве так же вырабатывались новые архитектурные приёмы и градостроительные принципы, развитые затем в архитектуре и строительстве Петербурга. Однако если Петербург строился на новом месте и новые требования выполнялись в нём строго и последовательно, то в Москве, с её исторически сложившейся системой застройки, выполнение их наталкивалось на большие трудности. Практически требование застройки по линии улиц выполнялось в Москве в течение долгого времени только на таких магистралях города, по которым проходил путь в новую царскую резиденцию - Лефортово. Огромное же большинство улиц и все переулки продолжали застраиваться деревянными домами, располагавшимися в глубине участка. Типичной для массового жилого строительства Москвы начала XVIII столетия продолжала оставаться рубленая изба, расположенная вместе с хозяйственными строениями, по старому обычаю, во дворе.

В начале столетия наметилось некоторое сокращение церковного строительства. Строительство церквей велось преимущественно на средства отдельных богатых купцов; в нём сочетались одновременно многие архитектурные направления. С одной стороны по-прежнему строились пятиглавые и одноглавые церкви с деталями, внешне сходными с применявшимися ещё в конце XVII столетия, с другой стороны разрабатывается тип церкви, где основной объём четверика завершался одним или несколькими восьмериками.

В церковных сооружениях Москвы петровского периода, в отличие от предшествующего времени, когда определяющими в русской архитектуре были церкви, ведущее значение начинают приобретать жилые, общественные и административные здания. В церковном строительстве используются их новые формы и характер убранства, призванный выражать здесь те же идеи, которые воплощались в новых видах светского, гражданского строительства.

Архитектура начала XVIII столетия обычно именовалась "петровским барокко". Подробнее…

Отличительной чертой многих построек этого времени была суровая простота архитектурных форм. Мы называем постройки этого времени архитектурой эпохи Петра I.

Приёмы и формы старого, допетровского зодчества и новые, основанные на правилах классической, ордерной архитектуры, не только боролись между собой, но и нередко связывались в одном произведении в более или менее органическое целое. Целиком в новом духе строились обычно здания утилитарного характера: крепости, арсеналы, верфи и т. п. Каменные жилые дома сохраняли больше элементов старого, повторяя формы конца XVII столетия.

После смерти Петра строительство в стране, и, прежде всего в Петербурге, значительно сокращается. Архитектура второй половины 20-х и 30-х годов стилистически следовала установившимся приёмам предыдущего времени, но в ней появились новые признаки, стало усиливаться декоративное начало, в том числе в убранстве интерьеров.

При преемниках Петра основная архитектурная деятельность сосредоточивается преимущественно в дворцовом строительстве, обслуживающем двор и высшие круги дворянства. Постепенно усиливаются пышность и богатство городских и загородных дворцово-парковых ансамблей, которые приобретают значение ведущего типа сооружения в архитектуре последующего периода.

Здания и архитектурные комплексы

Архитектура Петербурга петровского времени

В первую четверть XVIII в. развертывается большое утилитарное, преимущественно военное строительство. Подробнее…

В 1712 г. были начаты работы по строительству усовершенствованной дороги Петербург - Москва по прямому направлению. Подробнее…

Архитектура первой трети XVIII в. связана более всего с застройкой Петербурга. Датой основания новой русской столицы является день закладки Петропавловской крепости - 16 мая 1703 г. Крепость была построена на острове перед разветвлением Невы на два больших рукава и запирала с моря устье Невы. Она имела в плане форму вытянутого шестиугольника с бастионами по углам. Под прикрытием крепости, на нынешней Петроградской стороне, был устроен торговый порт; в непосредственной близости от него образовалась торговая Троицкая площадь с первым гостиным двором.

В 1704 г. на левом материковом - берегу Невы была заложена судостроительная верфь - Адмиралтейство с дополнительными крепостными сооружениями. Над воротами, обращёнными к дороге на Москву, возвышалась башня со шпилем.

В 1708 г. Петром I был издан указ о подготовке в Петербурге зданий для переезда двора и высших сановников, фактически превращавший новый город в столицу России. С этой датой совпадает и строительство в Петербурге на берегу Невы, у устья Фонтанки, Летнего дворца (1708 - 1714 гг.). Подробнее…

Крупнейшим монументальным сооружением новой столицы был каменный Петропавловский собор (1712 - 1733 гг.), построенный в Петропавловской крепости арх. Д. Трезини при участии И. Устинова. Подробнее…

Местоположение Петропавловской крепости, Адмиралтейства и Летнего дворца определило в дальнейшем развитие тяготевших к ним построёк. При Адмиралтействе строилась Морская слобода; на Петроградской стороне - слобода для военного гарнизона, для дворянства и торговцев; при возникшем позднее Литейно-пушечном дворе - Пушкарская слобода. Между Адмиралтейством и Летним дворцом, по берегу Невы, строились жилые дома приближенных Петра.

Массовое жилое строительство, связанное с быстрым притоком населения, регулировалось государством. Для застройки города по указанию Петра, "фортификационного и палатного дела мастером" Доменико Трезини были разработаны "образцовые" проекты жилых домов, которыми должны были обстраиваться прямые и правильно распланированные улицы. Подробнее…

Первым зданием на набережной Васильевского острова, которое своими масштабами и архитектурной обработкой значительно отличалось от "образцовых" домов, был каменный дворец Меншикова (1710 - 1720 гг.). Подробнее…

В строительстве новой столицы Пётр требовал применения новейших методов науки и техники. В 1711 г. была проложена "Невская перспектива" - будущий Невский проспект, ориентированный на башню Адмиралтейства.

В 1718 г было выстроено одно из первых в России монументальных сооружений для научных целей - музей, библиотека и обсерватория, так называемая Кунсткамера. Подробнее…

Кунсткамера и Адмиралтейство (1704 - 1738 гг.) олицетворяли флот и науку, служили парадными пропилеями новой столицы.

Интересно строительство здания "Двенадцати коллегий" (1721 - 1742 гг.; Арх. Д. Трезини). Подробнее…

В начале XVIII в. в окрестностях Петербурга, преимущественно на морском побережье, началось строительство загородных дворцов Петра и его приближённых. Подробнее…

Близость моря блестяще использована и в знаменитом дворцово-парковом ансамбле этих лет - Петергофе (ныне г. Петродворец). Подробнее…

Архитектура Москвы петровского времени

Политические, хозяйственные и культурные преобразования рубежа XVII и XVIII вв. нашли отражение и в архитектуре Москвы. Здесь в эти годы появились новые типы зданий, вызванные к жизни новыми государственными, общественными и бытовыми потребностями, обозначились новые приёмы и новые методы, основанные на началах классической архитектурной науки.

Одним из первых сооружений, ознаменовавших собой новый этап в архитектуре Москвы, был дворец Лефорта в Немецкой слободе (1697 - 1707 гг.). Подробнее…

С задачами государственного переустройства было связано и строительство общественных зданий на Красной площади. К ним принадлежит трехэтажное каменное здание Главной аптеки, обработанное ордером полуколонн и завершённое небольшой ярусной башней. В те же годы на Красной площади недалеко от Василия Блаженного, было выстроено здание первой в России книжной лавки, называвшейся "библиотекой".

Вблизи Главной аптеки, у Никольских ворот на Красной площади, в 1702 г. была сооружена "Комедийная хоромина" - первый русский общедоступный театр, устройству которого Пётр придавал большое значение. Деревянная "комедийная хоромина", длиной свыше 40 м, шириной около 25 м и вышиной около 13 м, была настоящим театральным зданием. В зрительном зале были устроены хоры и ложи. Внутри театр был расписан. Театр простоял на Красной площади до 1733 г.

В этот период новую художественную трактовку получают такие сооружения, как триумфальные ворота, служащие для торжественных въездов в город. Для подобных торжеств теперь строятся специальные отдельно стоящие сооружения. Богато декорированные резной деревянной скульптурой и живописью, ворота устанавливались по пути торжественных шествий Петра во главе победоносного войска. Первые такие ворота были сооружены в 1696 г. у Каменного моста по случаю взятия Азова.

Широкое развитие в начале XVIII в. русской крепостной мануфактуры вызвало строительство новых промышленных зданий. Подробнее…

Одновременно с новым строительством в Москве проводились и мероприятия по общему упорядочению городской, главным образом, жилой застройки древней столицы. Подробнее…

Выдающимся памятником церковной архитектуры Москвы является церковь Архангела Гавриила, сооруженная арх. И. П. Зарудным в московской усадьбе А. Д. Меншикова на Чистых прудах. Подробнее…

Новое направление в церковной архитектуре Москвы начала столетия, выразившееся в таком ярком произведении, как Меньшикова башня, сказалось в строительстве ряда крупных московских церквей. Сочетание традиционной композиции целого с элементами нового придавало этим сооружениям своеобразный облик. Это направление постепенно получало преобладающий характер, вытесняя старые формы.

Архитектура провинций петровского времен

В начале XVIII столетия неотложные нужды страны вызвали в ряде провинциальных городов и местностей строительство новых сооружений: крепостей, арсеналов, складов, заводов, морских гаваней и т. п. Ведущая роль этих сооружений в строительстве провинции создала основу для внедрения новых архитектурных принципов и приёмов как в постройке отдельных зданий, так и в планировке новых городов.

В конце XVII и начале XVIII вв. велось интенсивное строительство городов-крепостей на южных и северо-западных рубежах государства. Подробнее…

Подобно новым городам-крепостям, регулярными планами отличались и вновь создаваемые промышленные поселения при заводах. Подробнее…

Коренные изменения, происшедшие в жизненном укладе высших слоев общества, предъявили новые требования и к архитектуре загородных дворянских усадеб. Наряду с прежними поместьями с их патриархальным бытовым укладом, ограниченным рамками замкнутого натурального хозяйства, начинают появляться новые усадьбы дворцового типа, предназначенные для временного пребывания связанных теперь со столичной жизнью владельцев. Примером такой усадьбы может служить выстроенная Я. В. Брюсом подмосковная усадьба "Глинки" (конец 1720-х - 1730-е гг.). Подробнее…

Подобного рода усадьбы строились и в более отдаленных от обеих столиц местностях.

Особенности и достижения архитектуры Петровского времени

1. Петровский период был переломным этапом в истории русской архитектуры и началом нового периода её развития, в котором крупнейшую роль, наряду с Москвой, играл Петербург с его создававшейся заново архитектурой.

Ведущим в этот период становится гражданское строительство, в котором широкий размах приобретает строительство зданий государственного назначения - военных, производственных, административных.

2. В величественных образах монументальной архитектуры петровского времени - колокольни Петропавловской крепости и Адмиралтейства - утверждаются передовые идеи времени: пафос государственного преобразовательного начала, идея борьбы за национальное развитие России в качестве великой европейской державы.

3. Потребности растущего государства вызывают появление новых типов архитектурных сооружений - арсеналов, госпиталей, театров, музеев библиотек. Строится новая столица и морской порт Петербург, возводится ряд новых городов-крепостей, в планировке которых широко применяются принципы и приёмы организованного градостроительства. В этих городах начинает осуществляться массовое строительство рядовых жилых домов, возводимых по "образцовым" проектам для различных слоёв населения.

4. В петровское время осуществляется политика меркантилизма, направленная на всемерную экономию, обусловленную затянувшейся Северной войной, расходы на чрезмерную декоративность в архитектурном убранстве не поощрялись, что определило относительную простоту большинства построек петровского времени. В такой политике в области архитектуры больше всего были заинтересованы частные застройщики.

5. Изменяется общий внутренний и наружный архитектурный облик зданий различного рода. Их характерными чертами становятся: построение отдельных зданий и ансамблей на основе геометрической правильности и симметрии плана и фасада; представительность фасадов, выполняемых в приёмах классической ордерной композиции; подчиненность общей композиции здания новым градостроительным требованиям. Вводятся новые мотивы архитектурного убранства зданий - шпиль, волюты, фигурные фронтоны, рустовка, скульптурные вставки и проч. В декоративном убранстве интерьеров применяются скульптура, роспись и резьба в их новой, светской трактовке.

6. Для создания архитектуры, отвечавшей новым национально-историческим задачам, русские зодчие петровского времени обращаются к мировому классическому архитектурному наследию. Они творчески осваивают лучшие достижения классической архитектурной науки, передовые по технике приёмы строительства, средства художественной выразительности, разработанные в западноевропейской архитектуре. Но архитектура петровского времени не была подражательной. Её живая связь с конкретными задачами государственной преобразовательной деятельности этого периода и преемственное развитие в ней национальных художественных традиций сообщали ей глубокое своеобразие.

7. Прогрессивная и в лучших своих проявлениях реалистическая архитектура петровского времени, правдиво отвечавшая на поставленные перед ней многообразные задачи, положила начало новому большому этапу русской национальной архитектуры и её дальнейшему расцвету.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: