Практические заповеди для иджтихада и таглида

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ БИОГРАФИИ ВЫСОКОПОСТАВЛЕННОГО ДУХОВНОГО ЛИЦА, ДОСТОЙНОГО ПОДРАЖАНИЮ, ЕГО СВЕТЛОСТИ АЯТОЛЛЫ СИСТАНИ.

РОЖДЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

Аятолла Систани родился в месяце раби - оль - авваль, лунной хиджры, в городе Машхаде. Его отец был одним из величайших богословов той местности. Для продолжения цепи знаний в их семье, он посылает своего сына к ученым и профессорам. Арабской литературе и науке красноречия он научился у Мухаммеда Таги Нишабури, прославленного литератора Хорасана. Фикху, науке «Усул», интеллектуальным наукам и божественным познаниям научился у ученых и учителей Хорасана и в то же время принял участие в дискуссиях по урокам «Харидж» (высшие религиозные уроки), где извлек пользу от великого ученого Алламе Мохаккик Мирза Махди Исфахани.

Затем, в 1368 году лунной хиджры, для усовершенствования образования и извлечения пользы от других учителей, он отправляется в научный центр, город Кум.

В то время, научный центр Кум и его процветающие уроки находились под руководством великого аятоллы его светлости Хусейна Буруджерди, являющегося лицом, к которому обращались люди по вопросам исламского законоведения. Его светлость, великий аятолла Систани активно участвовал в дискуссиях по исламскому законоведению и считался одним из лучших учеников. Он извлёк много пользы от новых взглядов и точек зрений своего учителя по исламскому законоведению и науки «Риджал». Систани также присутствовал на уроках великого аятоллы Худжат Кухкамери и других учёных того края (Кум) и извлёк пользу от этих уважаемых учёных.

Затем, в 1371 году лунной хиджры, переселяется в город Неджеф, который являлся научным центром того времени и находился на вершине процветания. Аятолла Систани принимал активное участие в дискуссиях по знанию фикха и извлёк пользу от уроков великого аятоллы Хойи, а также получил пользу от уроков выдающегося аятоллы Хаким. После извлечения пользы от уроков) великого аятоллы Шейха Хусейна Хилли по исламскому законоведению, аятолла Систани стал известен в дискуссиях своей проницательностью. После нескольких лет дискуссий по исламскому законоведению и преподаваний, рассуждений над религиозными текстами, участия в разных интеллектуальных направлениях и извлечения пользы в научных центрах Машхада, Кума, Неджефа, в 1381 году он начал преподавать свои уроки «Харидж» - (высшие религиозные уроки), на основе книги «Макасиб», шейха Муртаза Ансари. Через нескольких лет преподаваний уроков «Харидж», для достижения высшего звания (в богословских науках) он продолжает дискуссии на основе толкования известной книги «Урват - аль - вуска». Он до сих пор преподает уроки по книге «Тахарат» - (Ритуальное омовение), большую часть из книги «Салят» - (Намаз) и некоторую часть книги «Хумс» - (пятая часть с годичного дохода, любой военной добычи и т.п., шедшая на содержание потомков и родичей Пророка (да благословит Аллах его и род его), вдов, сирот, нищих и т.д))

Научный талант аятоллы Систани.

Его светлость, великий аятолла Систани очень быстро засиял на уроках своих учителей. Однокурсники, сопутствующие ему люди и учителя высоко оценивали его за критическую и исследовательскую способность, широкие научные исследования, осведомлённость в научных взглядах и внимание к мнениям ученых, работоспособность в разных сферах религиозных наук, особенно, в исламском законоведении и в науке «Риджал». Великий аятолла Систани является одним из тех редких людей, который в молодости добивается от своего, учителя, великого аятоллы Хои, письменного разрешения «Иджтихад»-а (достижения высшего звания (в богословских науках)). В том же году мусульманский законовед по хадисам, большой библиограф и выдающийся учёный Хадж Ага Бозорг Тегерани письменно подтвердил его научный талант в науке «Риджал» и в учении о хадисах. Надо отметить, что ему не было и тридцати одного года, во время получения этих подтверждений, которые являются признаками высшего научного достоинства.

Написанные произведения

Великий аятолла Систани в течении тридцати четырёх лет преподавал уроки «Харидж» по исламскому законоведению, «Усул» и «Риджал». Благодаря этим стараниям и усилиям, он оказал большие услуги, некоторые из которых отмечены ниже:

1- Толкование книги «Ал - урват - ул - вуска».

2-книги «Аль - бухус - уль - усулийа».

3-книга «Аль - газа».

4-книга «Аль - бей ва аль - хийарат».

5- трактат о молитве путника (на арабском).

6- трактат о кибле (направление к Святой Мекке)

7- трактат о иджтихаде и подражанию (на арабском).

8- трактат «Гаиде ла зирар ва ла зарар» (на арабском).

9- трактат о процентах и барышах.

10- трактат о правилах жребия (на арабском).

11- трактат об истории составлений хадисов в Исламе (на арабском) и несколько других научных книг...

ВО ИМЯ АЛЛАХА, МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Практические указы Ислама, определяющие обязанности людей по отношению к их деяниям, которые они должны совершать или избегать их (совершения), называют «Ахкам»-ом. Каждое деяние, которое совершает человек, в Исламе имеет особое решение. Религиозные догмы, определяющие нашу обязанность по отношению к деяниям, делятся на пять видов «Ваджиб, харам, мустахаб, макрух и мубах.»

Ваджиб

- деяние, совершение которого обязательно, а несовершение его, грешно и имеет наказание; например: читать намаз, поститься.

Харам

- деяние, отречение от которого обязательно, а совершение его имеет наказание; например: обман и несправедливость.

Мустахаб

- деяние, совершение которого желательно и поощрительно, а отречение от него не имеет наказаний; например: давать милостыню.

Макрух

- деяние, которое не одобряется, а совершение которого не имеет наказаний; например: дуть в пишу или есть горячую еду.

Мубах

- деяние, совершение или отречение от которого одинаково, так как не имеет ни вознаграждений, ни наказаний; например: ходить, сидеть и т.п.

Иджтихад (достижение высшего звания в богословских науках) и таг- лид (подражание).

Каждый человек может посредством таглида или иджтихада исполнять ахкам (практические заповеди и указания религии).

Иджтихад -

усердие и старание для извлечения практических указаний религии из достоверных источников, важнейшими из которых - являются Священный Коран и хадисы (предания Величайшего Пророка Мухаммеда и рода его, да будет мир с ними).

Человек может извлечь ахкама религии из источников, после изучения особых наук. Того, (кто имеет такие научные силы, называют Муджтахидом - (религиозный законовед, достигший высшей ступени в толковании религиозных наук).

Таглид

означает подражание, здесь в значении подражание от муджтахида, т.е. свои деяния исполнять согласно его фетве (решение по какому-либо юридическому вопросу, вынесенное мусульманским духовным лицом Муджтахидом).

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАПОВЕДИ ДЛЯ ИДЖТИХАДА И ТАГЛИДА

Положение 1. Муджтахида, которому подражают другие, называют ««Мардже-е- таглид» (духовное лицо, достойное подражанию), а тех, кто подражает ему, называют «мугаллид» (подражатель).

Положение 2. Тот, кто не является муджтахидом и не может извлекать ахкам и божественные указы из источников, должен подражать муджтахиду, т.е. совершать свои деяния согласно его фетве или совершать «Ихтият» (предосторожность).

Положение 3. Совершение ихтията, т.е. совершать так, чтобы человек был уверен, что он исполнил свою обязанность; например: если группа муджтахидов считает какое-либо деяние харамом (недозволенным шариатом), а другая группа не считает это харамом, то этот человек не должен совершить это деяние. Если какое-либо деяние некоторые считают ваджиб (обязательным), а некоторые мустахаб (желательным), его необходимо совершить.

Положение 4. Обязанностью большинства людей в исполнении религиозных обрядов, является подражание, так как очень мало тех, которые могут совершать иджтихад или ихтият в ахкаме.

Положение 5. Муджтахид, которому подражают, должен быть

· справедливым

·живым

· мужчиной

· совершеннолетним

·шиитом (последователем) двенадцати Имамов рода Пророка (да будет мир с ними).

В известных вопросах, подлежащих расхождению во взглядах муджтахидов, необходимо подражать «а’лям»у (человеку, который превосходит своей нравственностью и знаниями всех муджтахидов».

Положение 6. Каждый кто подражает какому-либо муджтахиду, если его мардже-е-таглид скончается и если этот скончавшийся муджтахид превосходит других муджтахидов, то необходимо продолжать подражать ему. Но если среди живых муджтахидов будет таковой, который превосходит скончавшегося муджтахида, то необходимо подражать тому, кто жив.

Положение 7. А’лям - муджтахид, который превосходит других в извлечении ахкама из достоверных источников.

Положение 8. Какими путями можно опознать муджтахида и А’ляма:

· убедиться самому человеку (при условии если он будет ученым, который может опознать муджтахида и А’ляма

· свидетельство двух справедливых ученых, которые могут распознать муджтахида и а’ляма, - при условии, чтобы двое других справедливых - ученых не противоречили им. И если кто-либо противоречит им, то принимается свидетельство тех, кто силен в распознании, также принимается, свидетельство одного доверенного лица в их иджтихаде и превосходстве.

·Группа ученых, которая может опознать муджтахида и а’ляма, и чьи слова не вызывают сомнений, подтвердит, что некий является муджтахидом и а’лямом.

Положение 9. Пути приобретения фетвы муджтахида

· слышать от самого муджтахида

· слышать от других справедливых людей

· слышать от одного человека, слова которого внушают доверие

·видеть в трактате муджтахида, в правильности которого уверен.

Положение 10. Если человек не знает, что фетва муджтахида изменилась или даже будет предполагать о изменении фетвы, то может исполнять то, что написано в трактате, и нет необходимости розыскивать, изменилась ли фетва или нет.

Положение 11. Вопросы, в которых человек, нуждается больше всего, должен усвоить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: