Учет начисленных и фактически поступивших сумм налогов и финансовых санкций ведется в соответствии с классификацией доходов и расходов бюджетов, утверждаемой Министерством финансов РФ. Для четкого разграничения поступлений доходов в классификации определены конкретные разделы, на которые соответственно зачисляются отдельные виды налогов и платежей, платежи, объединенные в одну группу, или платежи от отдельных групп плательщиков.
В то же время многие разделы бюджетной классификации подразделяются на параграфы, соответствующие отдельным налогам, установленным на конкретные виды продукции (товаров), категориям плательщиков или видам налогов и других обязательных платежей. Указания о порядке зачисления конкретных налогов и платежей на определенные разделы, параграфы и виды бюджетов содержатся в законодательных и других нормативных актах, регулирующих порядок исчисления и уплаты этих платежей. В целях предоставления административно-территориальным образованиям в составе Российской Федерации большей самостоятельности в решении задач экономического и социального развития законодательство предусматривает наделение их необходимыми финансовыми ресурсами.
|
|
В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» непосредственно в местные бюджеты зачисляется ряд налогов, введенных федеральными органами власти, а также налоги и сборы, введенные местными органами власти. Все другие налоги полностью зачисляются в федеральный бюджет. Регулирующие налоги распределяются между федеральным и местными бюджетами в долях, устанавливаемых законодательством. К таким налогам относятся акцизы, налог на прибыль, НДС на отдельные группы товаров. К ним могут быть в законодательном порядке отнесены и другие налоги. Налог на прибыль в установленных долях уплачивается предприятиями одновременно в федеральный и местные бюджеты. НДС, акцизы по ряду товарных групп первоначально поступают в федеральный бюджет, а затем часть их в установленном размере отчисляется в местные бюджеты.
Таблица 1 – Структура поступлений основных администрируемых доходов по уровням бюджета РФ за 1 квартал 2020 года
Администрируемые доходы | Поступило в консолидированный бюджет РФ | в том числе: | ||||||
в федеральный бюджет | в консолидированный бюджет субъекта РФ | |||||||
млн. руб. | в % к соотв. периоду предыдущ. года | млн. руб. | в % к соотв. периоду предыдущ. года | млн. руб. | в % к соотв. периоду предыдущ. года | |||
Всего поступило доходов | 41 020,3 | 109,3 | 16 684,9 | 106,4 | 24 335,4 | 111,4 | ||
Налог на прибыль | 6 779,2 | 95,5 | 460,8 | 114,5 | 6 318,5 | 94,4
| ||
НДФЛ | 7 649,1 | 106,7 | X | X | 7 649,1 | 106,7 | ||
НДС | 2 965,7 | 140,1 | 2 965,7 | 140,1 | X | X | ||
Акцизы | 13 653,3 | 114,5 | 7 637,6 | 102,7 | 6 015,7 | 134,1 | ||
Налог на имущество физических лиц | -9,9 | X | X | X | -9,9 | X | ||
Налог на имущество организаций | 1 963,1 | 154,8 | X | X | 1 963,1 | 154,8 | ||
Транспортный налог | 275,3 | 108,7 | X | X | 275,3 | 108,7 | ||
Земельный налог | 459,8 | 104,1 | X | X | 459,8 | 104,1 | ||
НДПИ | 5 154,9 | 96,0 | 5 134,8 | 96,1 | 20,1 | 86,2 | ||
Остальные налоги и сборы | 2 130,0 | 116,0 | 486,1 | 129,4 | 1 643,8 | 112,5 |
По данным таблицы видно, что основные поступления доходов произошли в основном за счет акцизов 13653,3 млн. руб. и составляет 102,7 % в федеральный бюджет и 134,1 в консолидированный.
Поступление доходов от НДФЛ составляет 7649,1 млн. руб. и налога на прибыль составляет 6779,2 млн. руб.
Таблица 2 – Налоговые поступления в бюджеты различных уровней
Показатель | Годы | Отклонения 2019г. к 2017г. | |||
2017 | 2018 | 2019 | +,- | % | |
Всего | 6601982 | 6331243 | 6904222 | 302240 | 104,5 |
Налоговые доходы | 3781334 | 3808791 | 4447335 | 666001 | 117,6 |
Федеральный бюджет | 2015898 | 1839755 | 2063537 | 47639 | 102,4 |
Консолидированный бюджет | 4586084 | 4491488 | 4840685 | 254601 | 105,6 |
Региональный бюджет | 3457461 | 3301379 | 3559193 | 101732 | 103 |
Местный бюджет | 1128623 | 1190109 | 1281492 | 152869 | 113,5 |
В 2019 году ИФНС России по г. Волжскому достигнуты определенные положительные результаты в вопросах обеспечения мобилизации налоговых платежей в бюджеты всех уровней и совершенствованию методов налогового администрирования.
В 2019 году налогов, сборов и иных платежей, с учетом сумм, зачисляемых во внебюджетные фонды, мобилизовано в размере 6904222 тыс. руб., что на 302240 тыс. руб. или 4,5% больше, чем в 2017 году.
Прирост налоговых платежей и других поступлений в федеральный бюджет составил 2,4%, в региональный бюджет – 3%, в местный бюджет – 13,5%.
В 2017 году сумма налоговых платежей в федеральный бюджет страны по данным ИФНС России по г. Волжскому составила 2,02 млрд. руб., в региональный бюджет – 3,5 млрд. руб., а в местный – 1,1 млрд. руб.. В 2018 году наблюдается спад налоговых поступлений в федеральный и региональный бюджеты. Так, в федеральный бюджет поступило 1,8 млрд. руб., что на 0,22 млрд. меньше, чем в предыдущем году, в региональный – 3,3 млрд. руб., а в местный бюджет поступления увеличились на 0,1 млрд. руб. и составили 1,2 млрд. руб..
В 2019 году заметно увеличились поступления во все бюджеты. В федеральный бюджет поступило 2,1 млрд. руб., в процентном соотношении это на 2,4 % больше, чем в 2017 году, в региональный бюджет – 3,6 млрд. руб., на 3 % больше, чем в 2017 году, а в местный – 1,3 млрд. руб..
Можно сделать вывод о том, что динамика налоговых поступлений в бюджеты различных уровней в ИФНС России по г. Волжскому положительная. Основная часть поступлений приходится на региональный и местный бюджеты.
Таблица 3 – Начисление налоговых поступлений по видам налогов
Показатель | Годы | Отклонения 2019г. к 2017г. | |||
2017 | 2018 | 2019 | +,- | % | |
Всего | 7028366 | 7013689 | 5885018 | -1143348 | 83,7 |
Налоговые доходы | 3781334 | 3808791 | 4447335 | 666001 | 117,6 |
Налог на прибыль | 1542190 | 1000627 | 1403971 | -138219 | 91,0 |
НДС | 1612641 | 2033869 | 2205942 | 593301 | 136,7 |
Акцизы | 8963 | 13629 | 18993 | 10030 | 212 |
Налог на имущество | 545882 | 729288 | 776224 | 230342 | 142,2 |
- физ. лиц | 30451 | 40443 | 35836 | 5385 | 117,7 |
-юр. лиц | 253556 | 405551 | 430522 | 176966 | 169,8 |
Транспортный налог | 158943 | 199006 | 234173 | 75230 | 147,3 |
-физ. лиц | 20921 | 23870 | 29150 | 8229 | 139,3 |
-юр. лиц | 138022 | 175136 | 205023 | 67001 | 148,5 |
Налог на игорный бизнес | 46241 | 30139 | -7417 | -53658 | 16,0 |
Земельный налог | 56691 | 54149 | 83110 | 26419 | 146,6 |
НДПИ | 257 | 475 | 274 | 17 | 106,6 |
Водный налог | 22827 | -7524 | 13814 | -9013 | 60,5 |
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов | 8 | 0 | 0 | -8 | 0 |
Прочие налоги | 3033723 | 2960031 | 1155934 | -1877789 | 38,1 |
Страховые взносы | 2600546 | 2864263 | 729650 | -1870896 | 28,1 |
ЕНВД | 177877 | 176349 | 200406 | 22529 | 112,7 |
УСН | 454115 | 155270 | 498343 | 44228 | 109,7 |
ЕСХН | 14494 | 9016 | 9284 | -5210 | 64,1 |
Из таблицы 3 видно, что всего по видам налогов в 2019 год начислено меньше, чем в 2017 году, а именно на 16,3%. Уменьшение произошло вследствие снижения таких налогов, как налог на прибыль (9%), налог на игорный бизнес (84%), водный налог (39,5 %), страховых взносов (71,9 %). Но значительный прирост произошел вследствие увеличения НДС – 36,7%, акцизы – 112%, налог на имущество – 42,2 %, транспортный налог – 47,3%, земельный налог – 46,6%. Что касается специальных налоговых режимов, то по ЕНВД и УСН заметно увеличение на 12,7% и 9,7% соответственно.
|
|
Таблица 4 – Налоговые поступления в бюджет по видам налогов
Показатель | Годы | Отклонения 2019г. к 2017г. | |||
2017 | 2018 | 2019 | +,- | % | |
Всего | 9991931 | 9907485 | 7832130 | -2159801 | 78,4 |
Налоговые доходы | 6595061 | 6326932 | 6900579 | 305518 | 104,6 |
Налог на прибыль | 3785638 | 3256371 | 3462784 | -322854 | 91,5 |
НДФЛ | 2168171 | 2254276 | 2370165 | 201994 | 109,3 |
НДС | 1594385 | 1712949 | 1922088 | 327703 | 120,5 |
Акцизы | 9313 | 13282 | 19064 | 9751 | 204,7 |
Налог на имущество | 544051 | 710037 | 743186 | 199135 | 136,6 |
-физ. лиц | 25768 | 34162 | 31468 | 5700 | 122,1 |
-юр. лиц | 263587 | 403166 | 423601 | 160014 | 160,7 |
Транспортный налог | 141697 | 189452 | 215269 | 73572 | 152 |
-физ. лиц | 21549 | 24271 | 28530 | 6981 | 132,4 |
-юр. лиц | 120148 | 165181 | 186739 | 66591 | 155,4 |
Налог на игорный бизнес | 55072 | 23775 | 23 | -55049 | 0,04 |
Земельный налог | 57927 | 59482 | 72825 | 14898 | 125,7 |
НДПИ | 299 | 423 | 292 | -7 | 97,7 |
Водный налог | 21641 | -5122 | 11745 | -9896 | 54,3 |
Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов | -22 | 0 | 6 | 28 | 27,3 |
Государственная пошлина | 11676 | 15952 | 24032 | 12356 | 205,8 |
Прочие налоги | 1602083 | 1676608 | -1009349 | -2611432 | 65 |
Страховые взносы | 2748414 | 2921150 | 152212 | -2596202 | 5,5 |
ЕНВД | 177515 | 177868 | 199149 | 21634 | 112,2 |
УСН | 460509 | 468510 | 574600 | 114091 | 124,8 |
ЕСХН | 10432 | 13025 | 5590 | -4842 | 53,6 |
По данным таблицы 4 мы видим, что по сравнению с таблицей 3, поступления в бюджеты различных уровней намного выше. Однако, наблюдается опять же спад налоговых платежей в 2019 году на 21,6% в отличие от 2017 года. Увеличения поступлений также происходит вследствие большого потока денежных средств от НДФЛ – 9,3%, НДС – 20,5%, акцизов – 104,7%, налога на имущество – 36,6%, транспортного налога – 52%, земельного налога – 25,7%, государственная пошлина 105,8%, также ЕНВД – 12,2% и УСН 24,8%. Снизились поступления от налога на прибыль 8,5%, водного налога – 45,7%, а также страховых взносов – 84,5% и ЕСХН – 46,4%.
|
|
Таблица 5 – Начисление налоговых поступлений по ИФНС России по г. Волжскому
Показатель | Годы | Отклонения 2019г. к 2017г. | |||
2017 | 2018 | 2019 | +,- | % | |
Всего | 4427820 | 4149426 | 5155368 | 727548 | 116,4 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 178116 | 175174 | 230760 | 52644 | 129,5 |
Рыболовство | 48 | 39 | 191 | 143 | 398 |
Добыча полезных ископаемых | 16679 | 28013 | 27054 | 10375 | 162,2 |
Производство пищевых продуктов | 171265 | 201176 | 187158 | 15893 | 109,3 |
Производство табачных изделий | 16483 | 46066 | 29093 | 12610 | 176,5 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 277924 | 202349 | 249858 | -28066 | 90 |
Строительство | 593458 | 522579 | 746213 | 152755 | 125,7 |
Оптовая и розничная торговля | 1336516 | 1188261 | 1607802 | 271286 | 120,3 |
Гостиницы и рестораны | 54374 | 24263 | 50524 | -3850 | 93 |
Транспорт, связь | 132426 | 103366 | 148529 | 16103 | 112,2 |
Финансовая деятельность | 25251 | 59302 | 18859 | -6392 | 74,7 |
Операции с недвижимым имуществом | 786428 | 672337 | 876787 | 90359 | 111,5 |
Государственное управление | 28555 | 38443 | 53619 | 25064 | 187,8 |
Образование | 69688 | 76659 | 91047 | 21359 | 130,6 |
Здравоохранение | 52904 | 108155 | 136343 | 83439 | 257,7 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 108101 | 105699 | 97496 | -10605 | 90,2 |
Прочие | 579604 | 597545 | 604035 | 24431 | 104,2 |