Глава 1. Современная образовательная технология на уроках литературы в школе

Историко-филологический факультет

Кафедра русского языка, литературы и журналистики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Изучение пейзажной лирики А.С. Пушкина в школе с применением современных образовательных технологий.

 

Студента (ки) 4 курса РЛ-16-1 группы

Специальность / Направление подготовки Педагогическое образование

Специализация / Профиль Русский язык. Литература

Автор работы Буркалина Я.С.

Научный руководитель     кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и журналистики Н.А. Бражкина

 

_________________                                                 ____________/_____________                                                                            

(оценка цифрой и прописью)                                                                        (подпись науч. рук-ля / расшифровка подписи)

_______________                                                                        _________________ 

(количество баллов)                                                                                                                                       (дата)

 

____________ № __________

(дата)           (журнал регистрации)

________________________          

 (должность регистрирующего)

 ______________/____________

(подпись / расшифровка)

 

Ульяновск, 2020 г.

 

 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Современная образовательная технология на уроках литературы в школе 6

1.1. Роль и значимость образовательных технологий в современном учебном процессе в школе. 6

1.2. Технология применения РКМ на уроках литературы в школе. 10

Глава 2. Теоретические основы изучения лирики Пушкина в школе. 13

2.1. Общие представления. Особенности творчества. 13

2.2. Мемуарная проза в литературоведческих исследованиях. 19

Глава 3. Изучение пейзажной лирики А.С. Пушкина с применением технологии РКМ 22

3.1. Обзор произведений Пушкина, изучаемых в школьной программе. 22

3.2. Методика обучения литературы об изучении творчества А.С. Пушкина 25

3.3. План-сценарий урока литературы в 9 классе на тему: Изучение пейзажной лирики А.С. Пушкина с применением технологии РКМ.. 27

Заключение. 37

Список использованных источников. 38

Приложение. 40

 

 

 

Введение

Лирическая поэзия – один из самых важных элементов в курсе изучения литературы. Она приобщает к духовному и внутреннему богатству народа, формирует морально-нравственное мировоззрение детей, обогащает опытом и навыками восприятия жизни в самых разнообразных ее проявлениях. Представляя собой высшее выражение духовной культуры человечества, лирика играет весьма немаловажную роль в формировании и создании гуманистических эталонов и эстетических потребностей личности, в особенности в период ее становления и развития. Отражая изящные и сложные движения души, лирическая поэзия открывает обучающимся смысл гуманистических устремлений человека, непростые пути к доброму делу, красоте и истине. Глубина чувств и эмоцией, отраженная в лирическом произведении, стимулирует читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже и основательнее понимать то, что происходит вокруг него.

Работа над пейзажной лирикой несет в себе огромную воспитательную значимость. Острее почувствовать поразительную красоту родной природы и в то же время ее ломкость, хрупкость, уязвимость, чаще всего незащищенность перед наступлением техники и человека, осознать и понять сердцем, что природа имеет крайнюю необходимость во внимании, бережном отношении, помощи и охране со стороны каждого человека и всего общества в целом – все это так важно в период школьного обучения, когда детям закладываются основные принципы нравственности и морали.

Александр Сергеевич Пушкин является одним из тех авторов, чья поэзия внесла неимоверный вклад в воспитание многих будущих поколений. Поэт в своих произведениях писал на многие темы: любви, дружбы, природы, Родины. А. С. Пушкин был крайне неравнодушен к красотам природы, поэтому тема пейзажей звучит во многих его произведениях. Ландшафтные зарисовки в прозаических и лирических произведениях автора выполняют разнообразные функции: являются фоном повествования, раскрывают характер персонажа или лирического героя, передают настроение и главную мысль произведения.

Актуальность темы исследования заключается в том, что поэтическое наследие А.С. Пушкина несказанно велико, и лишь его малая часть изучается в школе и становится предметом для размышлений учащихся. Творчество писателя вызывает неподдельный интерес как основа к освоению новых методик преподавания литературы для учащихся средней и старшей школы.

Объектом исследования является многообразие методических материалов и взглядов на изучение творчества поэта А.С. Пушкина на уроках литературы в общеобразовательных учреждениях.

Предметом исследования следует считать особенности изучения пейзажной лирики и темы природы в произведениях А.С. Пушкина на уроках литературы с применением современных образовательных технологий.

Цель данного исследования заключается в оптимизации и адаптации современных методов образования и использования инновационных образовательных технологий в курсе изучения литературы для учащихся образовательных учреждений, с целью эффективного обучения учащихся при работе с творчеством А.С. Пушкина, в частности с темой пейзажной лирики.

Для достижения поставленной цели были сформированы следующий задачи:

1. Ознакомиться, систематизировать и проанализировать множество классификаций и методик современных образовательных технологий на уроках литературы.

2. Исследовать и дать оценку методическим подходам к изучению творчества А.С. Пушкина в средних и старших классах образовательных учреждений.

3. Разработать литературоведческую концепцию для изучения пейзажной лирики А.С. Пушкина с применением современных технологий для учащихся 9-х классах.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что не смотря на всеобщий интерес к творчеству А.С. Пушкина в разных его аспектах, до сих пор не выявлен наиболее результативный подход к его изучению в школе.

В ходе написания работы были использованы следующие методы подбора информации: структурно-функциональный и структурно-семиотический методы, анализ и сбор исторических данных, онтологический, гносеологический и аксиологический методы.

Структура данной курсовой работы непосредственно представлена в оглавлении, содержит введение, основную часть, состоящую из трех глав, одна из которых является отражением практических и современных данных по вопросу об использовании современных образовательных технологий в школах, а также об особенностях творчества выдающегося драматурга А.С. Пушкина.

 

 

Глава 1. Современная образовательная технология на уроках литературы в школе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: