План-сценарий урока литературы в 9 классе на тему: Изучение пейзажной лирики А.С. Пушкина с применением технологии РКМ

 

Тема пейзажной лирики в творчестве А.С. Пушкина одна из самых широких тем для изучения. В программе под редакцией В.Я.Коровиной при изучении творчества А.С. Пушкина в 9 классе зафиксирована следующая формулировка: «Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике»[13]. Эти аспекты были приняты мною за основу при составлении плана-сценария урока.

 


Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике А.С. Пушкина

(урок с применением технологии РКМ, по программе под ред. В.Я.Коровиной)

 

Цели:

познавательные (образовательные, обучающие):

- показать пейзажную лирику как основополагающую тему творчества А.С. Пушкина;

- продолжить формирование представлений учащихся о многогранности личности А.С. Пушкна и его творческого мира;

- продолжить обучать анализу рассказа;

- формировать умение анализировать эпическое произведение;

- выяснить разницу между пейзажем романтическим и реалистическим, акцентировать внимание учащихся на постепенный переход поэта к романтическим зарисовкам пейзажей северной и средней полосы России, на постижение пафоса стихотворения «К морю»;

- выяснить в чём притягательная сила стихотворения «Осень» и как изображён Пушкиным процесс творчества

- расширить и углубить понятия: стиль писателя, художественная деталь,

развивающие:

- развить навыки устной речи;

- развить умение работать с информацией;

- развить познавательные способности;

воспитательные:

- привлечь внимание учащихся к богатому духовному миру А.С. Пушкина и формировать личность учащихся на примере личности автора;

- воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.

- воспитывать умение работать в коллективе.

Планируемые результаты:

предметные: научиться понимать язык художественного произведения, уметь анализировать эпическое произведение; знать этапы биографии, творчества поэта и характерные особенности изображения картин природы на разных этапах творчества поэта; определить роль пейзажной лирики А.С. Пушкина в русской литературе.

Личностные УУД:

уметьвыполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).

Уметьоформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы (Познавательные УУД).

 

Тип урока: комбинированный: повторение известного материала и приобретение новых знаний с применением технологии РКМ.

Методы: слово учителя, беседа, работа с текстом, выразительное чтение, комментированное чтение, прием «Инсерт», «Фишбоун», таблица «ПМИ», синквейн, эссе.

Оборудование (наглядность):

- мультимедийный экран (презентация);

-репродукция фотографии А.С. Пушкина;

-собрание сочинений А.С. Пушкина с текстами изучаемых произведений;

-тетради;

- Программа "My test student" с тестами, созданными учителем к уроку;

- распечатанные тексты.

 

Ход урока:

 

 

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;   Подготовка к уроку. Приветствуют учителя и слушают информацию о том, что будут делать на уроке. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай» - Значит, чему будет посвящён наш урок? (изучению нового)     Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения.(К) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (К)  
II. Формулировка темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: - организовать формулировку темы урока детьми; - организовать постановку цели урока детьми. С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель. Организует формулировку темы урока детьми. Организовать постановку цели урока детьми. Уточняет тематические рамки (структуру урока) Учитель зачитывает строки из стихотворений А.С. Пушкина на тему природа. - Какая тема раскрыта в этих строках? (тема природы) - К какой лирике относится? - Какая тема нашего урока? - Какую цель ставим? Определить роль пейзажной лирики А.С. Пушкина в русской литературе. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Р).    
III. Изучение нового (30 мин) Цель: - показать пейзажную лирику, как основополагающую тему творчества А.С. Пушкина. Физкультминутка (2 мин.) - Анализ поэтического текста; - исследовательская работа;   Направляющая, контролирующая. Метод «Инсерт» Раздать ученикам распечатанный недостоверный отрывок из текста поэмы «Руслан и Людмила» (некоторые абзацы из других произведений). - выступления учащихся; - презентация исследовательской работы. Метод «Инсерт» - ученики с помощью ряда маркировочных знаков выделяют в тексте абзацы или отдельные предложения. Маркировочные знаки: «V» - отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику: «+» - отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом. «--.» - отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе. «?» - тмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.   Анализ лирические произведения о природе на разных этапах творчества поэта; раскрыть образ автора через картины и образы природы; Метод «инсерт» После прочтения или прослушивания текста учащимся можно предложить заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Иногда этот приём называют “таблицей двойной (или тройной) записи”. Тогда эта таблица заполняется сразу, по ходу работы с текстом.   -познавательный интерес, эмоциональный (Л); - целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, волевая саморегуляция(Р) - поиск и выделение информации, умение строить речевое высказывание, самостоятельное создание алгоритмов(анализ); творческий поиск(П); - учет мнений, взаимный контроль, умение организовывать учебное сотрудничество, владение основами коммуникативной рефлексии (К)
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Для вывода ученикам: 1. Что нового узнали о пейзажной лирике А.С. Пушкина?- Начиная с лицейского периода изображение природы у поэта постоянно менялось. 2. Почему менялось?- Так как он взрослел, на каждом этапе жизни менялось и отношение к природе.(Действительно, в зависимости от эволюции творческого метода поэта изображение природы менялось на каждом этапе творческого и жизненного пути)3. Что особенного вы заметили?- Для каждого периода характерны свои особенности изображения и восприятия картин русской природы.4. Что нового вы еще узнали по пейзажной лирике поэта?- Влияние таких литературных направлений, как классицизм и сентиментализм, можно увидеть в поэтических строках Пушкина. - В период южной ссылки заметно особенное влияние направления романтизм. Организует рефлексию.     Организует самооценку учебной деятельности.     Метод «Фищбоун» по вопросу «Особенности пейзажной лирики А.С. Пушкина» - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была?   - Расскажите по схеме, чему научились на уроке.                                                                             знаю Я               запомнил                   смог                                                            - Данный прием позволяет выявить причинно– следственные связи изучаемой темы, факта, события.   - Формирование обобщенных знаний. - Схема «фишбоуна» представляет собой “рыбью кость”, в голове которой записывается проблемный вопрос темы, по боковым косточкам напротив друг друга – причины и следствия (или причины и конкретные факты, подтверждающие их наличие), в хвосте – формулируемый вывод. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).              Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
IV.I.  Применение стратегий РКМ   Разделить учащихся на несколько групп, каждая из которых будет выполнять задание, в соответствии с выбранным методом РКМ (синквейн, таблица «ПМИ», эссе) Стадия рефлексии (размышления) позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале. Таким образом, происходит целостное осмысление и “присвоение” нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу. Этому может способствовать таблица ПМИ. (Таблица ПМИ представлена в приложении). Этот прием является достаточно известным и распространенным способом рефлексивной деятельности, позволяющим научить школьников излагать личное отношение к историческому событию или деятелю, подводить итоги размышления. Синквейн - стихотворение, которое требует синтеза информации.На стадии рефлексии возможно создание синквейна – стихотворения из 5 строк (от французского «5»), которое строится по следующим правилам. Эссе После чтения текста, его обсуждения или дискуссии можно предложить учащимся организовать свои мысли с помощью эссе. Для этого просим в течение 10 минут писать без остановки на конкретную тему. Главное правило – не останавливаться, не перечитывать и не исправлять. в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным); 2. во второй строчке дается описание темы в двух словах (два прилагательных); 3. в третьей строчке дается описание действия в рамках данной темы тремя словами; 4. в четвертой строке – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме; 5. в пятой строке – повторение сути темы другим словом на эмоциональном или философско-обобщенном уровне.   Учитель может задать основные направления мысли:   Что нового узнали?   Задайте вопрос, на который не так и не получили ответа.  
V.Информация о домашнем задании.(2 мин) Записывают домашнее задание в дневниках. Направляющая Подготовиться к проверочной работе (разноуровневый тест) по лирике А.С. Пушкина.      
V. Комментирован- ное выставление оценок(2 мин) Анализируют результаты своей работы на уроке. Оценивает результаты работы учащихся на уроке. Выставляет оценки за урок. Учитель: -Спасибо за урок!      

 




Заключение

Пейзаж Пушкина выделяется широтой и многогранностью изображения, чувством гармонии. Основываясь на общенародныех традициях, он основал прекрасные художественные образы, словно акварелью прописанные, помогающие нам правильнее видеть, чувствовать, ощущать свою природу. Таким Образом ощущать и наблюдать способен только лишь человек, поэт, обладающий высокими нравственными эталонами.

Пушкинский пейзаж богат многообразием, он представляет всевозможные оттенки восприятия натуры поэтом. Следует дополнить, что в поэмах Пушкина и в романе "Евгений Онегин" наиболее различные герои в разных условиях принимают находящуюся вокруг природу. Вся проблема как раз в том, что природа у Пушкина в разных моментах принимается и описывается по-разному, потому что изображение природы у него определяет суть персонажа, его подход к общенародному мировидению, его внутренний мир, его положение в конкретный период.

Подобным способом, пейзаж в лирике Пушкина одолевает непростую эволюцию, его функции в стихотворениях объединены напрямую с этапами творчества поэта. В стихотворениях лицейского этапа, копируя знаменитых авторов, юный Гений Русской Литературы пробует себя в формировании различных типов пейзажа: идиллического, оссианического... В период увлеченности поэтом романтическими эталонами ландшафт в стихотворениях делается тоже романтическим, он зачастую смешивается с описаниями любовных переживаний лирического героя. В Михайловский период Пушкин реалистично показывает российскую натуру, ратифицируя реализм в собственном творчестве. В поздней лирике Пушкина ландшафт осуществляет условную и общефилософскую функции, помогая поэту в выражении особенной философской позиции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: