Тема пейзажной лирики в творчестве А.С. Пушкина одна из самых широких тем для изучения. В программе под редакцией В.Я.Коровиной при изучении творчества А.С. Пушкина в 9 классе зафиксирована следующая формулировка: «Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике»[13]. Эти аспекты были приняты мною за основу при составлении плана-сценария урока.
Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике А.С. Пушкина
(урок с применением технологии РКМ, по программе под ред. В.Я.Коровиной)
Цели:
познавательные (образовательные, обучающие):
- показать пейзажную лирику как основополагающую тему творчества А.С. Пушкина;
- продолжить формирование представлений учащихся о многогранности личности А.С. Пушкна и его творческого мира;
- продолжить обучать анализу рассказа;
- формировать умение анализировать эпическое произведение;
- выяснить разницу между пейзажем романтическим и реалистическим, акцентировать внимание учащихся на постепенный переход поэта к романтическим зарисовкам пейзажей северной и средней полосы России, на постижение пафоса стихотворения «К морю»;
|
|
- выяснить в чём притягательная сила стихотворения «Осень» и как изображён Пушкиным процесс творчества
- расширить и углубить понятия: стиль писателя, художественная деталь,
развивающие:
- развить навыки устной речи;
- развить умение работать с информацией;
- развить познавательные способности;
воспитательные:
- привлечь внимание учащихся к богатому духовному миру А.С. Пушкина и формировать личность учащихся на примере личности автора;
- воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.
- воспитывать умение работать в коллективе.
Планируемые результаты:
предметные: научиться понимать язык художественного произведения, уметь анализировать эпическое произведение; знать этапы биографии, творчества поэта и характерные особенности изображения картин природы на разных этапах творчества поэта; определить роль пейзажной лирики А.С. Пушкина в русской литературе.
Личностные УУД:
уметьвыполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).
|
|
Уметьоформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения (Коммуникативные УУД).
Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Тип урока: комбинированный: повторение известного материала и приобретение новых знаний с применением технологии РКМ.
Методы: слово учителя, беседа, работа с текстом, выразительное чтение, комментированное чтение, прием «Инсерт», «Фишбоун», таблица «ПМИ», синквейн, эссе.
Оборудование (наглядность):
- мультимедийный экран (презентация);
-репродукция фотографии А.С. Пушкина;
-собрание сочинений А.С. Пушкина с текстами изучаемых произведений;
-тетради;
- Программа "My test student" с тестами, созданными учителем к уроку;
- распечатанные тексты.
Ход урока:
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Подготовка к уроку. Приветствуют учителя и слушают информацию о том, что будут делать на уроке. | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай» - Значит, чему будет посвящён наш урок? (изучению нового) | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения.(К) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (К) | |
II. Формулировка темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: - организовать формулировку темы урока детьми; - организовать постановку цели урока детьми. | С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель. | Организует формулировку темы урока детьми. Организовать постановку цели урока детьми. Уточняет тематические рамки (структуру урока) | Учитель зачитывает строки из стихотворений А.С. Пушкина на тему природа. - Какая тема раскрыта в этих строках? (тема природы) - К какой лирике относится? - Какая тема нашего урока? - Какую цель ставим? | Определить роль пейзажной лирики А.С. Пушкина в русской литературе. | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Р). |
III. Изучение нового (30 мин) Цель: - показать пейзажную лирику, как основополагающую тему творчества А.С. Пушкина. Физкультминутка (2 мин.) | - Анализ поэтического текста; - исследовательская работа; | Направляющая, контролирующая. Метод «Инсерт» Раздать ученикам распечатанный недостоверный отрывок из текста поэмы «Руслан и Людмила» (некоторые абзацы из других произведений). | - выступления учащихся; - презентация исследовательской работы. Метод «Инсерт» - ученики с помощью ряда маркировочных знаков выделяют в тексте абзацы или отдельные предложения. Маркировочные знаки: «V» - отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику: «+» - отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом. «--.» - отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе. «?» - тмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. | Анализ лирические произведения о природе на разных этапах творчества поэта; раскрыть образ автора через картины и образы природы; Метод «инсерт» После прочтения или прослушивания текста учащимся можно предложить заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Иногда этот приём называют “таблицей двойной (или тройной) записи”. Тогда эта таблица заполняется сразу, по ходу работы с текстом. | -познавательный интерес, эмоциональный (Л); - целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, волевая саморегуляция(Р) - поиск и выделение информации, умение строить речевое высказывание, самостоятельное создание алгоритмов(анализ); творческий поиск(П); - учет мнений, взаимный контроль, умение организовывать учебное сотрудничество, владение основами коммуникативной рефлексии (К) |
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Для вывода ученикам: 1. Что нового узнали о пейзажной лирике А.С. Пушкина?- Начиная с лицейского периода изображение природы у поэта постоянно менялось. 2. Почему менялось?- Так как он взрослел, на каждом этапе жизни менялось и отношение к природе.(Действительно, в зависимости от эволюции творческого метода поэта изображение природы менялось на каждом этапе творческого и жизненного пути)3. Что особенного вы заметили?- Для каждого периода характерны свои особенности изображения и восприятия картин русской природы.4. Что нового вы еще узнали по пейзажной лирике поэта?- Влияние таких литературных направлений, как классицизм и сентиментализм, можно увидеть в поэтических строках Пушкина. - В период южной ссылки заметно особенное влияние направления романтизм. | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Метод «Фищбоун» по вопросу «Особенности пейзажной лирики А.С. Пушкина» | - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? - Расскажите по схеме, чему научились на уроке. знаю Я запомнил смог - Данный прием позволяет выявить причинно– следственные связи изучаемой темы, факта, события. | - Формирование обобщенных знаний. - Схема «фишбоуна» представляет собой “рыбью кость”, в голове которой записывается проблемный вопрос темы, по боковым косточкам напротив друг друга – причины и следствия (или причины и конкретные факты, подтверждающие их наличие), в хвосте – формулируемый вывод. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
IV.I. Применение стратегий РКМ | Разделить учащихся на несколько групп, каждая из которых будет выполнять задание, в соответствии с выбранным методом РКМ (синквейн, таблица «ПМИ», эссе) | Стадия рефлексии (размышления) позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале. Таким образом, происходит целостное осмысление и “присвоение” нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу. Этому может способствовать таблица ПМИ. (Таблица ПМИ представлена в приложении). Этот прием является достаточно известным и распространенным способом рефлексивной деятельности, позволяющим научить школьников излагать личное отношение к историческому событию или деятелю, подводить итоги размышления. Синквейн - стихотворение, которое требует синтеза информации.На стадии рефлексии возможно создание синквейна – стихотворения из 5 строк (от французского «5»), которое строится по следующим правилам. Эссе После чтения текста, его обсуждения или дискуссии можно предложить учащимся организовать свои мысли с помощью эссе. Для этого просим в течение 10 минут писать без остановки на конкретную тему. Главное правило – не останавливаться, не перечитывать и не исправлять. | в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным); 2. во второй строчке дается описание темы в двух словах (два прилагательных); 3. в третьей строчке дается описание действия в рамках данной темы тремя словами; 4. в четвертой строке – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме; 5. в пятой строке – повторение сути темы другим словом на эмоциональном или философско-обобщенном уровне. Учитель может задать основные направления мысли: Что нового узнали? Задайте вопрос, на который не так и не получили ответа. | ||
V.Информация о домашнем задании.(2 мин) | Записывают домашнее задание в дневниках. | Направляющая | Подготовиться к проверочной работе (разноуровневый тест) по лирике А.С. Пушкина. | ||
V. Комментирован- ное выставление оценок(2 мин) | Анализируют результаты своей работы на уроке. | Оценивает результаты работы учащихся на уроке. Выставляет оценки за урок. Учитель: -Спасибо за урок! |
|
|
|
|
Заключение
Пейзаж Пушкина выделяется широтой и многогранностью изображения, чувством гармонии. Основываясь на общенародныех традициях, он основал прекрасные художественные образы, словно акварелью прописанные, помогающие нам правильнее видеть, чувствовать, ощущать свою природу. Таким Образом ощущать и наблюдать способен только лишь человек, поэт, обладающий высокими нравственными эталонами.
Пушкинский пейзаж богат многообразием, он представляет всевозможные оттенки восприятия натуры поэтом. Следует дополнить, что в поэмах Пушкина и в романе "Евгений Онегин" наиболее различные герои в разных условиях принимают находящуюся вокруг природу. Вся проблема как раз в том, что природа у Пушкина в разных моментах принимается и описывается по-разному, потому что изображение природы у него определяет суть персонажа, его подход к общенародному мировидению, его внутренний мир, его положение в конкретный период.
Подобным способом, пейзаж в лирике Пушкина одолевает непростую эволюцию, его функции в стихотворениях объединены напрямую с этапами творчества поэта. В стихотворениях лицейского этапа, копируя знаменитых авторов, юный Гений Русской Литературы пробует себя в формировании различных типов пейзажа: идиллического, оссианического... В период увлеченности поэтом романтическими эталонами ландшафт в стихотворениях делается тоже романтическим, он зачастую смешивается с описаниями любовных переживаний лирического героя. В Михайловский период Пушкин реалистично показывает российскую натуру, ратифицируя реализм в собственном творчестве. В поздней лирике Пушкина ландшафт осуществляет условную и общефилософскую функции, помогая поэту в выражении особенной философской позиции.