Методика обучения литературы об изучении творчества А.С. Пушкина

 

Творчество А.С. Пушкина активно изучается на уроках литературы в школе на протяжении шести лет (период с 5 по 11 класс), и методика его освоения, предложения по организации уроков литературы предлагаются для учителей-словесников в разнообразных пособиях и статьях, исследовательских работах известных методистов.

«Философы русского зарубежья подчеркивали универсализм, всемирную отзывчивость Пушкина, определившую характер века, писали об удивительной «прозрачной ясности» и цельности его произведений («цельном приятии Божьего мира»). Г.П. Федотов замечал, что в трудные минуты сомнений в человеке и человечестве «божественный нектар» пушкинских строчек «вливает успокоение, надежду и любовь к человеку», - так в своей работе о творчестве Пушкина высказывается Моисеенко Марина Валентиновна, кандидат философских наук, доцент[11]. Творчество Пушкина – это культура целой эпохи, и соответственно только в контексте времени необходимо изучать его произведения. Среди основных трудностей в понимании произведений Пушкина, хотела бы выделить основные:

- лексические (перед началом изучения произведения с учениками необходимо проводить словарную работу со словами, что будут встречаться в тексте);

- исторические (в своих произведениях А.С. Пушкин очень часто использует исторические факты, называет исторических личностей, поэтому необходимо проводить работу над исторической основой произведения); культурологические (мы люди 21 века и нам порой трудно представить быт и культуру 19 века, для некоторых учеников является открытием, что во времена Пушкина не было электричества);

- нравственно- эмоциональность насыщенность произведения (что бы ученики в полной мере ощутили красоту слова великого поэта, прониклись высоким искусством поэзии, учитель необходимо настроить ученика на восприятие).

Для решение поставленных проблем в своей работе применяю разнообразные методы и приёмы работы. Так работая над лексикой произведения можно использовать работу с токовыми словарями или предоставить небольшой текст и предложить из контекста объяснить значение слова. Возможна также работа непосредственно с самими словами, например, зная значение слова, составить кёнинг, или сенкан, синквейн, дайнинг. Работая над исторической основой произведения ученикам можно предложить, в качестве опережающего задания, подготовить видео сообщение, или видео лекцию, возможно изучение по портретам исторических личностей. Знакомя с культурой и бытом 19 века использую предметно-наглядный материал (канделябры, подсвечники, веер, пенсне), интернет экскурсия по дому Пушкина[12]. При работе над пониманием нравственно-эмоциональной насыщенности произведения в своей работе использую музыкально-литературные постановки, чтение под музыкальное сопровождение.

Методы и приёмы для изучения учителю необходимо выбирать исходя из особенностей возрастной группы, специфики произведения. Самое главное, что бы учитель не забывал, что он личность творческая, призванная не только вкладывать знания, а научить восторгаться, ощущать, прикоснуться к душе ребёнка.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: