Технология развития критического мышления (ТРКМ) напрямую связана с понятия личностно-ориентированного обучения. Главной характеристической особенностью данной разновидности педагогических технологий является конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности. Самое важное, что сравнительно недавно образовавшийся метод не идет в разрез с традиционным укладом систему обучения и педагогики, а только наоборот преобразовывает и дополняет ее, сохраняя и добавляя все необходимое для реализации ново поставленных образовательных целей, которые так необходимы современному подрастающему поколению.
Критическое мышление — это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что — отвергнуть. При этом иногда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новому знанию.
Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией. Разумеется, при этом нужны не только способности к внутреннему размышлению, но и умение.
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Проведя анализ литературы по данному вопросу, можно сделать вывод о том, что применение технологии РКМ способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Благодаря данной концепции учащиеся получают умение ставить целесообразные вопросы, выделять главное, проводить сравнительный анализ, устанавливать причинно-следственные связи, видеть смысловой посыл в тексте, понимать проблематику в целом, творчески подходить к анализу и переработке информации.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».
Технология критического мышления даёт ученику следующие преимущества:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса к изучаемому материалу и к процессу обучения в целом;
- повышение ответственности подхода к собственному процессу обучения;
- умение работать в сотрудничестве с другими учениками;
- умение стать человеком, который считает, что жизнь – это неиссякаемый источник знаний и непрерываемый процесс обучения.
Технология критического мышления даёт учителю следующие преимущества:
- создание внутри классного коллектива атмосферу доверия и взаимного сотрудничества;
- возможность использовать многообразие методик обучения с целью развития критического мышления учащихся и самостоятельности в процессе обучения;
- практическое умение грамотно использовать свои навыки и анализировать свою деятельность;
- становление источником ценной информации для других педагогов, повышение своего профессионального уровня.
Данная технология предполагает использование в ходе занятия трех этапов: вызов, осмысления содержания, рефлексия. Для каждой учебной дисциплины может быть использован свой набор методов и приёмов. Данная информация представлена в таблице № 2, находящейся в приложении.
В технологии РКМ существует множество приемов и методов. Основные из них перечислены ниже.
1. Разбивка на кластеры (педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы);
2. Понятийное колесо (Свое название приём получил из– за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое понятие, а вокруг него, соединенные лучами слова– ассоциации, которые предлагают дети);
3. Прием «Инсерт» (Учеников необходимо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного текста);
4. Эссе (После чтения текста, его обсуждения или дискуссии можно предложить учащимся организовать свои мысли с помощью эссе);
5. Перепутанные логические цепочки (Ключевые слова располагаются в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии рефлексии учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность).
Глава 2. Теоретические основы изучения лирики Пушкина в школе