Мемуарная проза в литературоведческих исследованиях

Жанровое своеобразие мемуарной литературы достаточно обширно. Интерес к ее изучению возникал и возникает до сих пор у многих литературоведов.

В теоретическом отношении мемуарная проза Пушкина — менее разработанная часть литературного наследия поэта. По Этой Причине абсолютно закономерно, что в заключительном периоде она притягивает к себе все больший интерес исследователей. Но, согласно установившейся традиции, пушкинские мемуарно-биографические тексты рассматриваются равно как элементы общего замысла, над коим писатель трудился на протяжение целой жизни и закончить который так и не смог[8]. При этом понимание Пушкиным терминов «биография», «мемуары», «записки» трактуется как синонимичное[9]. Такой аспект не только стирает междужанровые пределы в мемуарно-биографической прозе, но и затрудняет пояснение пушкинской концепции мемуарно-биографической прозы и развития ее поэтических приемов. Исследование пушкинских мемуарно-биографических текстов дает возможность прийти к заключению, что, согласно своей поэтической организации, они могут быть подразделенными на 3 категории:

1) труды, приближающиеся по своей многоголосной структуре к мемуарам, в коих полифонизм считается результатом того, что в центре внимания создателя пребывают события окружающего мира, значительно более состоятельные, нежели биографические факты индивидуальной человеческой судьбы;

2) биографические тексты, с отличительной для них монологической структурой ведения записей, которая считается следствием авторской конструкции охватить действия всей (хронологически узкой) жизни данного человека и продемонстрировать его духовное развитие;

3) автобиографические тексты, схожие с биографическим по задаче освещения актуального пути определенного человека, но так как они сочиняются человеком, жизнь которого еще продолжается, то они могут охватить только ту или иную ее законченную стадию. К тому же они пишутся создателем с отчетливо осознанной целью, что считается определяющей в выборе монологической либо многоголосной структуры повествования, но вне зависимости от ее выбора и использования личность автора постоянно будет на первом плане в качестве носителя ценностного отношения к обществу, который ее обрамляет.

Также следует помнить, что, несмотря на различие авторских установок и сознательный вывод автора-персонажа на второй план, записки мемуарного характера могут быть использованы в работе над биографией, так как о чем бы мемуарист ни говорил, он всегда говорит о себе. Из мемуарных записок или автобиографических набросков можно реконструировать личность мемуариста и воплотить – ее в биографию. Мемуарист обычно предвидит возможность будущей обработки своих записок. Предвидел ее и П. А. Вяземский, когда писал: «Однажды навсегда обязан я объяснить читателю, что в рассказах моих не всегда держусь хронологического порядка. Подбираю воспоминания свои более по мастям. Если будет у меня биограф, пусть он потрудится сводить и группировать года мои, как следует. А работать на него и за него я не намерен»[10].

Об утрате такой возможности в отношении Грибоедова писал Пушкин в «Путешествии в Арзрум»: «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны...» (VIII, 462). Таким образом, и Пушкин и Вяземский предполагали, что возможность создания биографии должна реализоваться на основе мемуарных свидетельств, а также личных встреч и впечатлений людьми, занимающими хоть и внешнюю, но все-таки близкую позицию по отношению к объекту изображения. Пушкин подчеркивает, что биографами должны стать люди, близко знавшие ушедшего, — его друзья.

Таким образом, изучая любое из произведений А.С. Пушкина на уроках литературы в школе, следуют опираться на тяжелый жизненный и творческий путь автора. Важно обращать внимание на особенности писательского сознания, сформированного и укрепившегося, в большинстве своем, в годы трудной эмиграционной жизни. Особое внимание следует уделять своеобразию языка его художественных текстов, трактовка которого принципиально важна для понимания глубинных пушкинских произведений.

 

 

Глава 3. Изучение пейзажной лирики А.С. Пушкина с применением технологии РКМ

Обзор произведений Пушкина, изучаемых в школьной программе

 

В современной методике обучения литературе существует множество авторитетных программ. Все они соприкасаются в определенных позициях, преследуют равнозначные цели.

Одной из наиболее удачных, на мой взгляд, при изучении творчества А.С. Пушкина на мой взгляд, следует считать программу В.Я. Коровиной и В.П. Журавлева, в которой последовательно реализуется принцип вариативности, что делает программу достаточно гибкой и удобной для применения в школе.

К изучению предлагаются следующие произведения автора:

Класс

В процессе изучения русской литературы ХХ века в 5 классе для самостоятельного чтения и обсуждения в классе предлагаются следующие произведения А.С. Пушкина:

1) Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями,

2) «У лукоморья дуб зелёный...»;

3)  пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведений;

4) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Класс

1) «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта.

2) «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни.

3)  «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях.

4) «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика).

5)  «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.

6) «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов.

7) «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности

Класс

1) «Полтава» («Полтавский бой»),

2) «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»),

3) «Песнь о вещем Олеге».

4)  «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре).

5) «Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения.

Класс

1) «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

2)  К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

3) «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

4) «История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Пугачёв в историческом труде А. С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

5)  Роман «Капитанская дочка». Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»).

Класс

1) Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь ещё, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам...».

2) «Евгений Онегин». Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев.

3) «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: