Роль и значимость образовательных технологий в современном учебном процессе в школе

Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий. Именно использование в работе педагогических технологий повышает эффективность и результативность учебного процесса.

Процессы цифровизации нынешнего социального пространство оказывают большое влияние на многофункциональные концепции образования. На данном этапе уже давно запланирована и установлена смена образовательных ориентиров. Современная концепция образования, в отличие от классической, придерживающейся опытной парадигмы, где первостепенно субъектно-объектные отношения (педагог-учащийся) и подразумевающей передачу готовых знаний, обучение согласно стандарту, репродуктивное воспроизведение материала, нацелена на передачу ученикам знаний и мастерству правильно ими оперировать. В сегодняшнем учебном процессе, направленным основным образом на деятельностную парадигму по ФГОС второго поколения, следует не только лишь введение и внедрение современных образовательных технологий, но и развитие многоцелевых учебных действий.

Сегодня понятие образовательной технологии может рассматриваться широко, как область педагогической науки и как конкретная образовательная технология. В педагогической литературе существует ряд определений понятия «педагогические технологии».

« Технология– это совокупность психолого-педагогических приёмов, методов обучения и воспитательных средств». (Б. Д. Лихачёв).

«Технология – это модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей». (В. М. Монахов).

« Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО).

Современные образовательных технологии образуются в процессе научных исследований, на данный момент их количество уже достаточно велико - около 100.

Понятие «педагогическая технология» чаще всего характеризуется тремя аспектами:

1) Научный аспект (разработка целей, содержания и методов обучения, а также проекция педагогических процессов);

2) Процессуально-описательный аспект (совокупность алгоритмов для достижения конечных планируемых результатов процесса обучения);

3) Процессуально-действенный аспект (осуществление технологического плана (карты) процесса, взаимодействие и функционирование всех методологических и педагогических средств)

Разновидности современных педагогических технологий представлены в таблице ниже.

Технологии обучения описание разновидности
Личностно-ориентированные технологии в центре всей образовательной системы –  личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов. Учащийся в этой технологии приоритетный субъект; он – цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлечённого. - педагогические мастерские; - учебное исследование; - коллективная мыследеятельность (КМД); - эвристическое обучение; - проекты; - «Школа диалога культур» (В.С, Библер); - «Школа жизни» (Ш.А. Амонашвили)
Предметно-ориентированные технологии Системность подхода к деятельности, направленная на обеспечение высокого уровня знаний и навыков, составная часть «знаньевой педагогики», учитывается спецификация предмета и возраст учащихся. - постановка цели; - полное усвоение; - педагогический процесс по С.Д. Шевченко; -концентрированное обучение; - модульное обучение
Информационные технологии Использование специальных способов, программных и технических средств (аудио- и видео- средства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией, разработка автоматизированных обучающих систем. - дистанционное обучение; - информационная коммуникация; - электронные вебинары.
Интерактивные технологии Каждый ученик участвует в коллективной деятельности, взаимодействует как с классом, так и с педагогом, полное погружение в среду обучения; моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр и т.п. - развитие критического мышления через чтение и письмо; - проведение дискуссий; - дебаты, круглые столы; - тренинговые технологии; - броуновское движение.
Оценивание достижений учащихся Алгоритм действия в ситуациях оценивания. вопроса: «Что оценивать?», «Где фиксировать результаты?», «Когда оценивать?», «Кто оценивает?», «По каким критериям оценивать?» - Портфолио; - безотметочное обучения; - рейтинговая система; - бальная система;

Таблица 1. Виды современных педагогических технологий.

 Из всего вышеперечисленного следует, что технологический метод напрямую зависит от желаемых итоговых результатов обучения, деятельности педагога и учащегося, формата проведения процесса обучения и др. Исходя из этого, в структуру педагогической технологии входит:

1) концептуальная основа;

2) содержательная часть обучения (цели обучения, содержание материала);

3) процессуальная часть обучения (организация учебного процесса, методы и формы изучения материала).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: