Психология личности. Основные подходы к изучению личности. Теории личности: обзор

 

Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в её взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.

В настоящее время сложился целый ряд подходов к пониманию личности: 1) биогенетический; 2) социогенетический; 3) персоногенетический.

 

В соответствии с биогенетическим подходом развитие личности представляет собой развертывание генетической программы конкретного человека. Этот подход изучает развитие человека как индивида, обладающего определенными человеческими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга и др.).

С точки зрения социогенетического подхода личность представляет собой продукт культурно-исторического развития, поэтому в рамках данного подхода изучают процессы социализации человека (освоение им социальных норм и ролей, приобретение социальных установок и ценностных ориентаций, формирование социального и национального характера человека как члена определенного общества).

В зарубежной психологии возникла отрасль, которая занимается изучением личности, получившая называние ``персонология'' (от англ. persona -- личность). Благодаря этой отрасли и возник третий подход в понимании личности - персоногенетический. В центре внимания этого подхода стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого ``Я'', борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации, поиска смысла жизни.

 



Индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности как понятия, раскрывающие разные стороны феномена «человек».

 

Слово ``личность'' широко используется в повседневном общении наряду с понятиями ``человек'', ``индивид'', ``индивидуальность'', которые, однако, не являются тождественными.

Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Понятие ``человек'' используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

 

Основные характеристики человека:

· особое строение организма;

· способность к трудовой деятельности;

· наличие сознания.

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием ``индивид''.

Определение. Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:

· целостность психофизической организации организма;

· устойчивость по отношению к окружающей действительности;

· активность.

Иначе, можно сказать, что индивид - это ``конкретный человек'' от рождения до смерти. Индивид - исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии.

Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность - это социальная сущность человека.

Определение. Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Сложнее определить понятие ``индивидуальность'', потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.

Определение. Индивидуальность - это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

С помощью понятия ``индивидуальность'' чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.

 



Темперамент.

Темперамент– индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его поведения и психических процессов. Является нервной структурой человека, заложенной от рождения. В первую очередь темперамент проявляется во впечатлительности, то есть в силе и устойчивости переживания, которое возникает у человека. Выражением, «практическим выходом» темперамента является импульсивность. Темперамент преобразуется в процессе формирования характера, а свойства темперамента переходят в черты характера.

 

Гиппократ выделил 4 типа темперамента:

· Сангвинический темперамент обладает сильным уравновешенным быстрым типом нервной системы.

· Флегматический темперамент обладает сильным уравновешенным медленным типом нервной системы.

· Холерический темперамент обладает сильным неуравновешенным типом нервной системы.

· Меланхолический темперамент обладает слабым типом нервной системы.

(Холерический темперамент характеризуется сильной впечатлительностью и большой импульсивностью;

сангвинический – слабой впечатлительностью и большой импульсивностью;

меланхолический – сильной впечатлительностью и малой импульсивностью;

флегматический – слабой впечатлительностью и малой импульсивностью.)



Характер.

 

Характер - сочетание устойчивых психических особенностей человека, определяющих его поведение в жизненных обстоятельствах и в первую очередь – при взаимодействии с окружающими людьми. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера. В наибольшей мере на характер влияют социальные условия, в которых сформировалась личность – именно поэтому у людей, сформировавшихся в схожих условиях, многие черты характера совпадают. В психологии различаются характеры определенные (с одной или несколькими доминирующими чертами) и неопределенные (без таких черт), противоречивые (предполагающие противоречия между осознанием целей деятельности и самой деятельностью) и цельные (без таких противоречий).

 



Способности.

 

Способности — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.

 

Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

 

Способности можно разделить на:

1) природные (или естественные) способности — в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на: общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, уровень интеллекта, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, характеризующие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.).

Таким образом, выделяются:

 

— общие способности (способность к выявлению закономерностей, общий уровень интеллекта);

— модально общие способности (вербальный интеллект, нумерический интеллект (позволяющий осуществлять вычисления), пространственный интеллект, технико-практический интеллект);

— специальные способности (обусловливают легкость и успешность овладения определенными специальными видами деятельности: музыкальные, технические, артистистические, педагогические и пр.);

— частные способности (уровень развития психических познавательных функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);

— теоретические способности, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

- учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности — талантом;

- коммуникативные (способности к общению, взаимодействию с людьми) и предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Таким образом, способности — индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависят скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они не сводятся к знаниям и умениям.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: