Основные институты государственной власти Российской империи

До первой революции в Российской империи важнейшими аппаратами государственного управления являлись Собственная Его Императорского Величества канцелярия, Государственный совет, Комитет министров, Правительствующий сенат и Святейший синод Русской православной церкви. Охарактеризуем каждое из этих учреждений.

1) Собственная Его Императорского Величества канцелярия (СЕИВК) – высшее учреждение, состоявшее в непосредственном ведении Императора. Эта организация была создана ещё в 1797 году Павлом I для «рассмотрения прошений на высочайшее имя» [30]. В годы правления Павла Iименно эта организация была важнейшим институтом всего государственного правления империи, но вскоре, в 1802 году она была упразднена, в связи с появлением министерств. А в 1812 году, спустя десять лет, СЕИВК снова была восстановлена, хотя официального подтверждения в «Полном собрании законов Российской империи» этому нет.Деятельность организации восстановили в связи с началом походов русской армии за границу, в которых участвовал и сам император. Эта организация представлял собой своеобразное «походное правительство». С помощью этого учреждения император контролировал действия страны. При Александре Iэта организация снова получила своё признание, так как ею стал руководить всемогущий граф Алексей Александрович Аракчеев.

В 1826 году император Николай Iрасширил свою канцелярию и именовал её высшим органом государственной власти империи. За время существования СЕИВК произошла большая реорганизация. Таким образом, уже к началу XXвека полноценно действовало только Iотделение. Основной задачей отделения №1 являлся полный контроль за кадровым составом государственного аппарата. Работало это отделение следующим образом: два раз в год все ведомства и округа направляли сюда все сведения о награждении, приёме и увольнении, перемещении по службе чиновничества. Все действия ведомств требовали согласия с Iотделением, а иногда и с самим императором.

Управляющим Канцелярии был назначен А. С. Танеев – статс-секретарь, а по совместительству и приятель государя. Пост руководителю перешёл «в наследство» от его родителей и прародителей. Именно члены семьи Александра Сергеевичазанимали эту высокую должность ещё со времён Николая I[30].

2) Государственный совет Российской империи обязан своим существованием Александру I. Именно он 26 марта (7 апреля) видоизменил Совет при высочайшем дворе, который создала Екатерина IIещё в 1768 году, в совещательный орган – Совет непременный. В это же время Михаилу Михайловичу Сперанскому было поручено подготовить программу либеральных преобразований всей системы государственных органов.

По проекту М. М. Сперанского, «вершину всей государственной организации и её последнее звено» должен был составлять Государственный Совет, «в коем все части законодательной, судной и исполнительной власти в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти» [5]. В своей пояснительной записке к программе работы этого органа автор указал, что до сих пор «соображения о составлении закона были предметом личного доверия и, переходя из одних рук в другие, никогда не имели ни единства, ни надлежащего уважения». Спустя некоторое время содержание именно этой записки «О необходимости учреждения Государственного совета» легло в основу речи к открытию этого органа власти самого императора.

Государственный совет начал свою деятельность лишь с 1 (13) января 1810 года, когда вышел официальный приказ об организации этого учреждения, одобренный самим императором Александром I.

Эта организация представляла собой высшее законосовещательное учреждение Российской империи. Здесь рассматривали различные законопроекты, сметы, жалобы на не добросовестную работу других организаций и учреждений. В состав Госсовета входили два основных подразделения: Комиссия составления законов и Государственная канцелярия во главе с государственным секретарём. Необходимо подчеркнуть, что помимо всей вышеназванной работы Государственная канцелярия ещё принимала активное участие по составлению и редактированию законов. В самом начале все законопроекты обсуждались в департаментах, и только после этого выносились на общее собрание Государственного совета. Но силу закона получали далеко не все законопроекты, так как только сам император мог утвердить или не утвердить законопроект. При этом царь мог поддержать большинство или меньшинство, а мог и вовсе отвергнуть предложение о введении нового закона. Но такое случалось крайне редко, потому что в состав Государственного Света входили высшие сановники империи и в состав этого органа каждый из них назначался лично императором. Председателем Государственного совета в 1881―1905 гг. был великий князь Николай Михайлович[5].

Как и предыдущий институт государственной власти Государственный совет также претерпел реорганизацию. Теперь, в состав этой организации входили следующие департаменты:

- Департамент законов. Его возглавляли тайные советники: М. Н. Островский (1893-1899) и Э. М. Фриш (1900-1905);

- Департамент государственной экономии, которым руководил граф Д. М. Сольский (1893-1905);

- Департамент промышленности и торговли, председатель – адмирал Н. М. Чихачев (1900-1905).

Спустя год – в феврале-апреле 1906 года была проведена важная реформа. Теперь, Государственный совет наряду с Государственной думой получил законодательные функции и таким образом стал «верхней палатой» российского парламента. Таким образом дела с законами теперь стали строится следующим образом: половина членов парламента проходила процедуру выборов, а сам Госсовет получил право отклонения законов, принятых Государственной думой.

После реформирования Госсовета его знаменитыми деятелями были Д. М. Сольский (1905-1906), Э. М. Фриш (1906-1907), М. Г. Акимов (1907-1914), С. С. Манухин (1914), И. Я. Голубев (1915), А. Н. Куломзин (1915-1916), И. Г. Щегловитов (1917)[5].

3) Правительствующий сенат это высший орган государственной власти и законодательства, подчиняющийся императору. Этот институт государственной власти был созданранее Петром I 22 февраля (5 марта). История создания этого учреждения достаточна интересна. Дело в том, что в виду своих обязанностей Пётр Iпостоянно отлучался из страны, а это, в свою очередь, мешало ему заниматься текущими делами государства. Поэтому, на время своего отсутствия он «оставлял» свои дела нескольким лицам, которые пользовались у него особым доверием. Вскоре эти полномочия были возложены на новое учреждение, которое и получило название Правительствующий сенат. Таким образом, сенат осуществлял всю государственную работу, в том числе и занимался координацией работы других госучреждений, в отсутствии императора.

В первоначальный состав Правительствующего сената входили девять человек: генерал квартирмейстер В. А. Апухтин, князья Г. И. Волконский, П. А. Голицын и М. В. Долгорукий, Н. П. Мельницкий, граф И. А. Мусин-Пушкин, князь Г. А. Племянников, М. М. Самарин. А обер-секрктарём был назначен Анисим Щукин[28].

В первые годы Сенат действовал следующим образом: он заботился о всех доходах и расходах страны, наблюдал за выполнением поручений дворянства, а также являлся органом надзора за аппаратом бюрократии. Спустя несколько дней со дня учреждения Правительствующего сената, а именно 5 (16) марта 1711 года в центре и на окраинах была введена особая должность – фискалов. Эта должность заключалась в доносе обо всех возникающих нарушениях закона, взяточничестве, казнокрадстве и других противоправных действий во всех областях и округах.

Естественно, что и этот институт государственной власти так же прошёл ряд реорганизаций. К тому времени, когда Николай IIвступил на престол, Правительствующий сенат выполнял только судебные функции. Это учреждение стало высшей апелляционной и кассационной инстанцией империи. Во главе Правительствующего сената стоял генерал-прокурор, который, по совместительству ещё являлся министром юстиции Российской империи[30].

4) Святейший синод Русской православной церкви (в переводе с греческого Синод – «собор», «собрание») – это один из высших органов церковного управления.

Эта организация также начала действовать в годы петровских реформ. После того, как сам Пётр Великий упразднил патриаршее управление церковью, в период с 1721 по август 1917 года Святейший Правительствующий Синод стал главным органом церковно-административной власти в Российской империи. Следует отметить, что этот институт во многих областях и округах заменял собой самого патриарха. Главой этого учреждения считался самодержавный монах. В состав Святейшего синода входили 12 митрополитов, епископов и архиепископов. Но власть над работой вышеперечисленных членов Синода принадлежала обер-прокурору. А эта должность, в свою очередь, приравнивалась к министерскому посту. Все лица, которые действовали в организации Святейшего синода, включая обе-прокурора назначались и утверждались лично самим правителем.

Перечислим основных лиц, которые занимали пост обер-прокурора этой организации на период с 1894 по 1917 года. Это были: К. П. Победоносцев (1880-1905), А. А.Ширинский-Шахматов (1906), П. П. Извольский (1906-1907), С. М. Лукьянов (1907-1911), В. К.Саблер (1911-1915), А. Д. Самарин (1915), А. Н. Волжин (1915-1916) и Н. П.Раев (1916-1917) [30].

5) Комитет министров Российской империи – это высший со­ве­щатель­ный и рас­по­ря­ди­тель­ный ор­ган при российском им­пе­ра­то­ре. Этот орган власти был учреждён 8 (20) сентября в 1802 году одновременно с воссозданием министерств для рассмотрения таких дел, решение которых требует вмешательства других министров.

В состав Комитета министров входили властвующие органы Российской империи: обер-прокурор Святейшего синода, управленцы Соб­ст­вен­ной Его Императорского Величества кан­це­ля­рии, представители Государственного совета, секретарь и доверенные императором лица. Стоит отметить интересный факт: до 1812 года включительно главенствующим органом этой организации являлся сам император, а если случалось так, что император отсутствовал, то главой временно становились члены Комитета по старшинству. Но с 1812 года председатель Комитета отдельно назначался самим императором. Именно эта должность в те времена пользовалась особым почётом в Российской империи.

Следует отметить, что в разные временные периоды председатель Комитета министров мог совмещать свою должность с другими должностями, к примеру, быть председателем комитета министров и председателем Государственного совета.

Деятельность этого органа власти, о основном, состояла в рассмотрении законопроектов и распоряжений, которые внедрялись в общество в виде временных правил. Фор­маль­но не имея пра­ва об­су­ж­дать за­ко­но­про­ек­ты, на прак­ти­ке Комитет министров не­од­но­крат­но рас­смат­ри­вал их в об­ход Государственного со­ве­та. Следует отметить, что, хотя этот орган и считался высшим административным, он обладал больше «декоративными» функциями, нежели практическими. Собирался этот Комитет крайне редко и в большей мере решал вопросы межведомственной координации. А реальная исполнительная власть вершилась в одиннадцати министерствах, которые были учреждены ещё во время проведения министерской реформы (1802-1811 гг.). Царь обладал исключительным правом назначать и снимать с должности любого министра. Самыми значимыми органами исполнительной власти в те времена были: Военное министерство, Военно-морское министерство, Министерство финансов и Министерство внутренних дел. Но особая значимость предавалась именно Министерству внутренних дел, которому после административной реформы 1880 г. передали больше полномочий. Теперь этому министерству подчинялась вся местная государственная власть, которую составляли генерал-губернаторы, губернаторы, градоначальники, а также все органы политического сыска и правопорядка.

Таким образом в период с 1894 по 1905 год Министерство внутренних дел возглавляли И. Л. Горемыкин (1895-1900), Д. С. Сипягин (1900-1902), В. К. Плеве (1902-1904), П. Д. Святополк-Мирский (1904-1905), А. Г. Булыгин (1905), П. Н. Дурново (1905-1906), П. А. Столыпин (1906-1911), А. А. Макаров (1911-1912), Н. А. Маклаков (1912-1915), Н. Б. Щербатов (1915), А. Н. Хвостов (1915-1916), Б. В. Штюрмер (1916), А. А. Хвостов (1916) и А. Д. Протопопов (1916-1917).

А основными главами комитета министров в это время считались Н. Х. Бунге (1887-1895), И. Н. Дурново (1895-1903) и С. Ю. Витте (1903-1905) [30].

В октябре 1905 года прошла реорганизация и этого института власти. Теперь Комитет министров преобразовали в Совет министров Российской империи. Эта организация стала высшим органом исполнительной власти, действующей на постоянной основе. В состав Совета министров теперь входили все министерства и ведомства страны.

На протяжении всего существования этого органа власти его возглавляли С. Ю. Витте (1905-1906), И. Л. Горемыкин (1906; 1914-1916), П. А. Столыпин (1906-1911), В. Н. Коковцов (1911-1914), Б. В. Штюрмер (1916), А. Ф.Трепов (1916) и Н. Д. Голицын (1916-1917).

Но из этого списка можно особо выделить следующих государственных деятелей – это С. Ю. Витте, П. А. Столыпин и В. Н. Коковцов. Именно они выделились как руководители, обладающие исключительными талантами и особенностями. Если говорить об остальных руководителях правительства, то можно отметить то, что они не были особо талантливы и не обладали государственным мышлением. В частности, С. Ю. Витте про одного из них, а именно И. Л. Горемыкина, написал:«от тысяч таких же оловянных чиновников он отличался своими пышными баками»[1].

6) Ещё одним важнейшим институтом власти в Российской империи являлась Русская императорская армия. Попасть в этот орган власти мог любой человек, обладающий воинской повинностью, которая была введена в 1874 году.

Армия нашей страны состояла из двух видов войск: сухопутных, в которые входили пехота, артиллерия, кавалерия, инженерные части и Военно-морского флота.

1906 год ознаменован изданию нового «Положения о воинской повинности», согласно которому в армию призывали всё мужское православное население, по достижению ими 20-ти летнего возраста. В зависимости о того, в какой вид войск было суждено было попасть новобранцам, срок военной службы был различен. Так, в сухопутных войсках срок службы составлял три-четыре года, а в Военно-морском флоте и вовсе пять лет.

Система управления сухопутными войсками (стратегическим и тактическим эшелонами) в мирное время выглядела следующим образом: 1 армейский корпус — 3 дивизии — 6 бригад — 12 полков — 48 батальонов — 192 роты; 1 кавалерийский корпус — 2 дивизии — 4 бригады — 8 полков — 48 эскадронов. Военно-морской флот империи состоял из Черноморского и Балтийского флотов и Тихоокеанской, Каспийской и Дунайской военных флотилий (эскадр) [30].

Особое положение в армии традиционно занимали гвардия, в составе которой находились 16 пехотных и 13 кавалерийских полков (Преображенский, Семеновский, Измайловский, Павловский, Конногвардейский, Московский, Волынский, Уланский, Гусарский и другие) и 11 казачьих войск (Донское, Терское, Кубанское, Уральское, Оренбургское, Астраханское, Семиреченское, Сибирское, Амурское, Уссурийское и Забайкальское), которые являлись оплотом самодержавия и спокойствия империи. Численность армии составляла более 1 млн 200 тысяч штыков и сабель, она обладала первоклассным офицерским корпусом в количестве 200 тысяч человек.

Во временной период истории с 1894 по 1917 года на должности главы военного ведомства состояли: генералы П. С. Ванновский (1881-1897), А. Н. Куропаткин (1897-1904), В. В. Сахаров (1904-1905), А. Ф. Редигер (1905-1909), В. А. Сухомлинов (1909-1915), А. А. Поливанов (1915-1916), Д. С. Шуваев (1916) и М. А. Беляев (1917)[30].

В областях и ведомствах вся власть принадлежала либо губернаторам, либо генерал-губернаторам (наместникам императора) в Польше, Хиве, Бухаре, Туркестане, Финляндии, на Кавказе и других приграничных территориях Российской империи.

Выводы по главе 1

В этой главе мы рассмотрели вопросы, касающиеся государственного устройства в переломный для Росси момент истории – рубеж XIX-XXвеков. Этот период во многом повлиял на дальнейшее развитие нашей страны.

Мы подробно рассмотрели личность Николая IIи выяснили каким образом он управлял страной в этот не простой период. Таким образом мы выяснили, что Николай IIбыл хорошо образованным человеком, знал несколько языков, был примерным семьянином и не тратил государственный бюджет «на право и налево». К власти Николай пришёл в достаточно раннем возрасте, ввиду скорой смерти своего отца Александра III.Молодой царевич был не готов управлять страной, поэтому долгое время страной управляла его мать – Мария Фёдоровна. Позже, став самостоятельным правителем при дворе всё ещё находилась дворцовая камарилья, в различные периоды состав этой камарильи менялся. Сюда входили знатные друзья самого и близкие родственники императора, а также, люди, пользующие особым положением при царе.

Затем мы проанализировали основные институты государственной империи, которые по состоянию также приходились на рубеж веков. Мы выяснили, что в их число входили следующие организации: Собственная Его Императорского Величества канцелярия, Государственный совет, Комитет министров, Правительствующий сенат и Святейший синод Русской православной церкви. В параграфе 1.2 мы охарактеризовали каждую из них более детально.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: