Основные направления общественно-политической мысли

Временной период первой половиныXIXвека отличается от других веков достаточно широким спектром политических идей и движений. Рассмотрим каждую из них более детально.

Либеральное направление общественно-политической мысли обязано своим существованием Михаилу Михайловичу Сперанскому. Именно он предложил его в своём проекте конституционных преобразований. М. М. Сперанский предложил провести ряд реформ в стране, которые предполагали постепенный отказ от крепостного права, принцип разделения властей, ограничение власти императора, свободу печати и публичное ведение судебных разбирательств.

История революционного движения России начинается с декабристов, идеология которых была представлена двумя основными течениями: умеренным и радикальным. Идеологию умеренного течения движения декабристов представлял Н. М. Муравьёв, он же составил конституцию декабристов. Идеология этого течения состоит в том, чтобы ограничить самодержавие конституцией и законодательной властью в лице Народного собрания. Декабристы-радикалы выступали за установление в нашей стране республики. П. И. Пестель в «Русской правде» изложил основные аспекты программы этого направления. В духе идеологии Просвещения он заявлял, что правительство утверждается для блага народного, а не народ существует для блага правительства[8].

В ответ на идеологию либерализма и демократизма выступила идеология охранительного консерватизма. Николай Михайлович Карамзин – известный исторический деятель и журналист писал, что любое ограничение императорской власти в России будет иметь своим последствием общественную нестабильность. Также он сформулировал очень важное высказывание – «история народа принадлежит царю», что вызвало волну возмущений от будущих декабристов.

Затем последовала концепция министра просвещения С. С. Уварова, который выдвинул идею единения царя и народа. Автор идеологии утверждал, что необходимо сохранить в России её национальные начала и не применять на нашей стране реформы Запада. Всё это он выразил в формуле «православие, самодержавие, народность». Именно это высказывание легло в основу теории официальной народности.

Далее, уже в 40-е года XIXвека в России оформляются два основных противоборствующих полюса общественно-политической мысли – это западничество и славянофильство. Эти основные течения выступали в ответ на процессы капиталистической эволюции России. Сторонники разных течений вступали в споры по вопросам, касающихся желанности или не желанности развития нашей страны по примеру стран Запада, а также вопросов, касающихся сохранения традиций и ценностей нашей страны или применения к России Западных стереотипов.

Основным толчком к формированию двух направлений общественно-политической мысли выступили идеи П. Я. Чаадаева. Так, он в своём первом «Философском письме» выразил протест против самодержавия и крепостничества, но одновременно проявил пессимизм в оценке настоящего и будущего России. По его мнению, наш народ оказался вне общей логики истории, главной причиной чего стала изоляция от католической Европы [38]. Позже, в своём другом труде «Апологии сумасшедшего», он сделал более оптимистичный вывод: «используя опыт других народов и учась на чужих ошибках, Россия сможет решить многие социальные проблемы и ответить на вопросы, которые занимают человечество» [38]. Обозначенный П. Я. Чаадаевым вопрос о судьбе России стал ключевым в дискуссиях западников и славянофилов.

Западники были последователями идей Просвещения. Они раскритиковали российскую действительность и отстаивали необходимость её развития именно по пути Запада. Одними из самых известных западников являлись следующие: Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, С. М. Соловьёв. Со временем их идеи преобразовались в концепцию правового государства.

Славянофилы выступали против применения в нашей стране западных идеалов. С их точки зрения, история Запада – это история насилия, вражды, отказа от свободы и духовности. По их мнению, особый путь России определяется православием, общиной и соборностью. Под соборностью понималась особая форма единения народа, когда все сословия объединяются на основе любви к Богу и друг к другу [7]. В число известных славянофилов входили И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, А. С. Хомяков, И. С. Аксаков.

Необходимо отметить, что идеям славянофильства нельзя дать определённо однозначной оценки. Славянофилы крепко стояли на позициях консерватизма, но в то же время высказывали основные идеи для развития современного общества: отмене крепостного права, отстаивали права на землю, свободу печати и слова и др. Славянофилы были сторонниками монархии, но их представления о самодержавном строе отличались от официальной идеологической доктрины. Это был своеобразный романтический консерватизм. Они идеализировали монархические устои допетровской Руси, видя в них воплощение соборного начала, и считали, что монарх получает власть от народа.

Особе влияние на поиск политического общественного идеала в России в XIX веке оказала революционная доктрина народничества. Её основоположниками стали А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. Они считали, что России нужен социализм, который они понимали, как социальное равенство и справедливость, политическую демократию. По их мнению, Россия в своем развитии может миновать капитализм, а потенциал для социалистических преобразований заложен в крестьянской общине. То есть, особый путь России – это крестьянский, общинный социализм[34]. В этом процессе особую роль они отдавали интеллигенции.

Народники 1860-70-х годов хотели соединить идеи социализма с практикой. Сами народники представляли три основных направления: бунтарское, пропагандистское и заговорщическое. Рассмотрим подробнее каждое из них.

Михаил Александрович Бакунин вошёл в историю как революционер, поддерживающий бунтарский вариант народничества. Он же является крупнейшим теоретиком анархизма. По его мнению, чтобы построить идеальное государство, нужно как можно быстрее разрушить то, что есть сейчас. Идеальное государство он представлял себе в виде федерации самоуправляющихся трудовых союзов и общин. Вскоре, его идею поддержал его последователь – Пётр Алексеевич Кропоткин.

Следующее направление – пропагандистское. Его ярким представителем является П. Н. Лавров. По его мнению, менять государство нужно легальными способами. Именно поэтому он призывал революционную молодёжь идти в народ с целью пропаганды революционных идей.

П. Н. Ткачёв считается основателем заговорщического течения народничества. По его мнению, идеальное государство можно построить за счёт социального переворота. Началом социальной революции должны стать захват революционным меньшинством (партией) государственной власти и создание революционного государства. По его мнению, только после этого можно говорить о вовлечении народа в революционный процесс [34].

Исторический деятель Б. Н. Чичерин был основателем охранительного либерализма, который проявлялся в идее конституционной монархии при которой существует оппозиция. Так, в своей записке, которую он назвал «Современные задачи русской жизни», он сформулировал основные положения своей программы: свобода совести, свобода общественного мнения, публичность и гласность судопроизводства и др. По мнению автора, эти положения должны были восстановить равновесие между правительством и народом. Чтобы спасти Россию нужно всецело развивать в нашей стране правовое государство и заменить самодержавную власть конституционной монархией. Борис Николаевич утверждал, что власть, закон, свобода и общая цель должны лежать в основе любого общества.

Несколько дальше пошёл другой представитель либерализма П. И. Новгородцев – глава московской школы юриспруденции. Он развивал идею социального государства. По его мнению, власть в государстве должна опираться на два основных принципа: суверенитет народа и принцип индивидуализма. В российском обществе есть две основные силы – то народ и правительство, а все отношения и гарантии каждой личности в государстве должны защищаться законом. П. И. Новгородцев хотел соединить идеи социального и правового государство воедино. Он утверждал, что если государство не будет гарантировать право на труд, социальные гарантии, то свобода личности окажется просто пустым звуком.

На рубеже вековдовольно широкую известность получили религиозно-нравственные концепции государства и политики. В. С. Соловьёв, С. Н. Булгаков и Н. А. Бердяев видоизменили идеи христианства и наложили их на современность. Таким образом мыслители обосновали своё видение общественного идеала. Всех этих философов объединяла общая позиция: они выступали против всех форм любого насилия. Они считали, что важным компонентом в построении идеального общества является нравственное начало над политической сферой, рассмотрение социальных институтов, в том числе и государства как воплощения личностно-человеческого и общечеловеческого смысла [32]. Также Владимир Сергеевич Соловьёв выдвинул свою идеи о всеединстве – так называемом объединении всего мира с Богом. По его мнению, необходимо было соединить воедино Всемирную монархию и Вселенскую церковь, а Россия должна была возглавить воссоединение народов Запада и Востока. Но в 90-е годы В. С. Соловьёв немного видоизменил свои взгляды в сторону правового государства. По его мнению, правовое государство есть нравственность, равенство, свобода, право, власть и справедливость.

Начиная с 90-х годов XIXвека в России широкое распространение получает марксизм. Эта идеология проявляется в двух вариантах. Первый вариант – это ортодоксальный марксизм, который в большинстве своём был ориентирован на революционную борьбу. Эту идею поддерживали В. И. Ленин и Г. В. Плеханов. Второй вариант – реформистский марксизм, его ещё называли «легальным». Основным представителем этого направления является Пётр Бергандович Струве. Сторонники этого варианта не отрицали марксизм как метод исследования общества, но в то же время приняли его идею о неизбежности революции и необходимости диктатуры пролетариата. Спустя несколько лет, после 1917 года революционный марксизм в интерпретации В.И. Ленина стал официальной идеологией СССР и методологией исследования для ученых-обществоведов[32].

Таким образом, можно сказать, хоть и политическая мысли России развивалась значительно позже чем западноевропейская, в нашей стране не только заимствовали идеи с Запада, но и придумывали и обосновывали свои оригинальные концепции развития государства. Как и в других странах наша политическая мысль была направлена на поиск наиболее совершенной формы власти и общественной жизни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: