Герой-двойник в повести «Двойник» Ф.М. Достоевского

Впервые повесть «Двойник» Фёдора Михайловича Достоевского была опубликована в 1846 году во втором номере журнала «Отечественные записки» и имела подзаголовок «Приключения господина Голядкина».

Достоевский начал работу над повестью «Двойник» после написания романа «Бедные люди» в 1845 году. В этом же году он познакомился с писателем, литературным критиком, публицистом – Виссарионом Григорьевичем Белинским, который был в восторге от «Бедных людей» и очень ждал следующего произведения. Белинский  устроил вечер, на котором Достоевский в присутствии И.С. Тургенева и других членов его  кружка прочитал первые главы повести «Двойник», которые имели успех. Достоевский писал об этом в своем дневнике: «Тем не менее, кажется, в начале декабря 45-го года, Белинский настоял, чтоб я прочел у него хоть две-три главы этой повести. Для этого он устроил даже вечер (чего почти никогда неделывал) и созвал своих близких. На вечере, помню, был Иван Сергеевич Тургенев, прослушал лишь половину того, что я прочел, похвалил и уехал, очень куда-то спешил. Три или четыре главы, которые я прочел, понравились Белинскому чрезвычайно (хотя и не стоили того). Но Белинский не знал конца повестии находился под обаянием "Бедных людей"» [7].

Однако выход повести на страницах журнала вызвал разочарование в кругу Белинского, и это заставило автора переоценить ее. Об этом Достоевский сообщал старшему брату 1 апреля 1846 г.: «Но вот что гадко и мучительно: свои, наши, Белинский и все, мною недовольны за Голядкина. Первое впечатление было безотчетный восторг, говор, шум, толки. Второе – критика; именно: все, все с общего говору, т. е. наши и вся публика нашли, что до того Голядкин скучен и вял, до того растянут, что читать нет возможности. Но что всего комичнее, так это то, что все сердятся на меня за растянутость и все до одного читают напропалую и перечитывают напропалую <…>. Что же касается до меня, то я даже на некоторое мгновение впал в уныние <…>. Идея о том, что я обманул ожидания и испортил вещь, которая могла бы быть великим делом, убивала меня. Мне Голядкин опротивел» [8].

Во второй редакции 1866 года повести «Двойник» Достоевский меняет ее первоначальный подзаголовок на «Петербургскую поэму», чем подчеркивается ключевая для нее, в понимании Достоевского 1860-х годов, тема Петербурга, связанная с размышлениями писателя о «петербургском периоде русской истории» и о характерных для него социально-психологических призраках и фантомах.

Ф.М. Достоевский  в «Двойнике» вслед за Н.В. Гоголем и А.С. Пушкиным продолжил традицию «маленького человека» в русской литературе и создал новую, более глубокую тему униженных, обездоленных и бедных людей. Идеей было показать, что каждый человек, какой бы он ни был, какое место в обществе не занимал, даже если это опустившийся человек, имеет право на сострадание и понимание.

Главным героем произведения является титулярный советник средних лет Яков Петрович Голядкин. Внешностью он обладал не запоминающейся и жил в Петербурге с камердинером Петрушкой в своей квартире на четвёртом этаже. Голядкин страдает паранойей и чувствует себя беззащитным, это проявляется в том, что Яков Петрович считает всех вокруг злейшими врагами, которые пытаются его уничтожить, желают ему только зла и хотят мерзко подшутить над ним. Мысли и речь героя хаотичны и противоречивы, что свидетельствует о наличии психического расстройства. Герой жаждет попасть в светское общество, которое остается для него несбыточной мечтой.

Мысль о двойнике появляется уже в начале повести, когда Голядкин ехал в карете и, увидев в соседнем экипаже своего начальника Андрея Филипповича, решил прикинуться другим человеком, просто похожим внешне на героя.

Со своим двойником Голядкин столкнулся сначала на улице: это был похожий на него незнакомец, оказавший на Якова Петровича шокирующий эффект. «Господин Голядкин уже мог даже совсем разглядеть своего нового запоздалого товарища, — разглядел и вскрикнул от изумления и ужаса; ноги его подкосились» [1]. Увидев незнакомца еще раз, Голядкий побежал за ним, он чувствовал неизбежность встречи с ним, тем самым он принял эту фигуру, вызвавшую еще большую дисгармонию в душе героя, в свою жизнь.

Достоевский показывает мещанское, нравственно прогнившее общество, в котором честному и доброму человеку делать нечего. В двойнике воплощаются то изворотливое, подхалимное «внутреннее Я» Голядкина, которое в нем не преобладает, но очень ему необходимо, для того чтобы добиться уважения в современном обществе. По ходу повествования двойник, Голядкин-младший, выдавал себя за главного героя, опережал его и стал злейшим врагом Якова Петровича, что в итоге привело к безумию Голядкина-старшего.

Двойничество в произведение изображено на психологическом уровне, через подсознание протагониста. Достоевский показывает раздвоенное сознание, как символ внутренней противоречивости человека. Герой теряет осознание истинной значимости человека, как личности, подвлиянием мира, который меняет его, искажает всё в душе и сознании.

Голядкин имеет в себе черты романтического героя, в котором происходит разрыв между мечтой и реальностью. Так как протагонист не смог смириться с гнетущей его действительностью, произошли чудовищные последствия в сознании и душе героя. Его мечта быть значимым и признанным в обществе нереальна, и именно дисгармония с самим собой и миром, привело его к безумию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: