Мотив двойничества в литературе XIX века

Мотив двойничества получил особое развитие в эпоху романтизма. Целью этого литературного направления было стремление к абсолютной свободе, раскрепощении личности, достижение совершенства, с осознанием того, что мир несовершенен. На такое миропонимание и идеи романтизма в целом оказали влияния социально-политические потрясения в Европе, Великая Французская революция, произошедшая в 1789-1794 гг. и последующие за ней события. В литературе возник совершенно новый тип героя, личность с индивидуальным сознанием, которая показывает свою внутреннюю свободу через чувства, мысли и переживания. Романтический герой чаще всего одинок и не понят остальными окружающими его людьми. Он нередко ощущает себя лишним в этом мире, отторгнутым, поэтому ищет уединения, а осознание несовершененства мира делает героя несчастным. Поэтому герой романтических произведений чаще всего является так называемым изгнанником, отшельником, скитальцем или мечтателем. Этот совершенно новый тип героя определил основной конфликт в литературе романтизма: противоречие субъективного и объективного, зримого и незримого.

В связи с возникновением двоемирия происходит перерождение героя-двойника. Доппельгангер (нем. Doppelgänger – «двойник») – это специальный термин, появившийся в немецком романтизме, для обозначения героя-двойника в художественном произведении. Появление этого феномена связано с темой двоемирия, которая легла в основу мировоззрения романтиков данного периода. Двоемирие появилось вследствие конфликтов между реальностью и мечтой, идеалом и действительностью. Отсюда ипроистекает романтическое двоемирие, когда большинство романтических героев, существуя в реальном мире, мечтают о мире идеальном. Поэтому многие немецкие романтики в своих произведениях стремились создать свой идеальный мир. Символом немецкого романтизма является «Голубой цветок», появившийся в романе «Генрих фон Офтердинген», созданным немецким писателем Новалисом, который и обозначает глубину внутреннего процесса становления поэта и постижения жизненного идеала. Можно сказать, что «голубой цветок» – это символ недосягаемого, символ возвышенного сознания, которого стремится достигнуть Генрих фон Офтердинген в романе.

Изначально герой-двойник имел внешнее сходство и глубокую внутреннюю связь с протагонистом. В последующей литературе взаимоотношение между внешней схожестью героев и его внутренним содержанием потеряло однозначный характер, что и привело к размытию термина.

В литературе немецкого романтизма мотив двойничества получил психологическую и философскую глубину. Явление двойничества рассматривалось на личностном уровне, так как сознание под давлением конфликта между идеей и реальность раскололось. Это и поспособствовало образованию двойников романтических героев.

Одним из ярчайших представителей эпохи романтизма, в творчестве которого мотив двойничества занимает важное место, является немецкий писатель Эрнест Теодор Амадей Гофман. Двоемирие, мотив двойничества и безумия, раздвоение сознания личности – это характерные черты гофмановских произведений, таких как «Песочный человек», «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», «Эликсиры Сатаны» и «Мадемуазель де Скюдери». Двойник в произведениях Э.Т.А. Гофмана имеет различные черты и воплощается самыми разными способами.

Выводы к главе 1

В теоретической главе нашего курсового проекта были приведены наиболее полные, на наш взгляд, определения двойничества и классификации, выявляющие разные типы двойничества и характерные для них черты. Были приведены определения Н.Т. Рымаря, Т.Д. Комовой, С.З. Агранович и И.В. Саморуковой, в которых двойничество рассматривается с разных сторон. Эти определения объединяет то, что все перечисленные исследователи связывают двойничество с системой персонажей произведения, то есть оно реализуются через героев.

Согласно приведенным классификациям можно рассматривать типологию двойничества и героев-двойников широко и обобщенно, как предлагает Т.Д. Комова, или же узко и конкретно, как рассматривают С.З. Агранович и И.В. Саморукова.

Также были рассмотрены особенности мотива двойничества в эпоху романтизма, ее характерные черты, связанные с политическими событиями в Европе XIX века, что позволило воспринимать мотивировку писателей этого периода и оценивать их произведения не только через призму собственного восприятия текста.


 


Мотив двойничества в повести Достоевского, романе Стивенсона и новелле Ле Фаню


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: