Двойничество в произведении «Странная история доктора Джекила мистера Хайда» Р.Л. Стивенсона

 

«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (англ. «Strange Case of Dr. Jekyll and Mr. Hyde») – роман английского писателя шотландского происхождения Роберта Льюиса Стивенсона. Произведение было опубликовано в 1886 году в Лондоне и переведено на русский язык уже через три года после издания. Однако при наличии различных вариантов в настоящее время популярен русскоязычный перевод И.Г. Гуровой.

Роман принадлежит к неоромантическому художественному направлению и освещает философскую идею человеческой двойственности на примере раздвоения личности фигуры главного героя – доктора Генри Джекила. Стивенсон на примере Генри Джекила показывает, что у каждого человека есть и светлая и темная сторона. Каждый человек двойственен и должен бороться со злом внутри самого себя, и какая из сторон займет главенствующее положение –  зависит только от самого человека. Автор практически напрямую выражает свою философию в словах доктора Джекила: «я понял, что человек на самом деле не един, а двоичен» [3, с. 380].

Произведение имеет детективный характер и явные научно-фантастические элементы. Вся история показана через восприятие нотариуса Габриэля Джона Аттерсона, его дальнего родственника и друга Ричарда Энфилда и письмо доктора Хейсти Лэньона, они выступают в роли сторонних наблюдателей происходящих событий. Сюжет произведения складывается по кусочкам и состоит из нескольких небольших эпизодов, которые связаны между собой и составляют целостную картину событий. В конце «Странной истории» приводится объяснение всего случившего в виде письма самого доктора Джекила.

Доктор Генри Джекил – центральная фигура романа Стивенсона, как уже упоминалось ранее. О его натуре мы подробно узнаем в конце повести, где приводится письмо под названием «Исчерпывающее объяснение Генри Джекила», в этой главе герой сам объясняет, что послужило появлению его двойника. Доктор Джекил был убеждён, что человеческая натура изначально «двоична» в сфере нравственности. Этот факт наводит на мысль о том, что предпосылки возникновения «второго Я» у доктора Джекила были еще до принятия им микстуры собственного изготовления. В глазах окружающих доктор Джекил действительно был многоуважаемым человеком с высокими моральными ценностями. Мы понимаем, что это была лишь одна из сторон его личности, которую он стремился показать людям. Он тщательно подавлял свои желания и стремления к получению удовольствий, так как общество осудило бы его, посчитав аморальным человеком. У героя сложились моральные ценности, которыебыли просто несовместимы с его потаенными желаниями. «Худшим же из моих недостатков было всего лишь нетерпеливое стремление к удовольствиям, которое для многих служит источником счастья; однако я не мог примирить эти наклонности с моим настойчивым желанием держать голову высоко и представляться окружающим человеком серьезным и почтенным» [3, с. 378].

Обе натуры доктора Джекила были сильны, и всё время противостояли друг другу, мешая герою вести нормальную жизнь, поэтому он искал способ их разделить, мечтая создать своего двойника, в котором бы поместил вторую часть себя, тем самым разорвав телесную связь между ними. Он начал заниматься исследованиями и обнаружил «всю нематериальность, всю облачную бесплотность столь неизменного на вид тела» [3, с. 381]. Доктор создал лекарство, способное высвободить его тёмную сторону в отдельное тело. Несмотря на то, что неиспробованный препарат мог убить доктора, он решился его выпить, то есть даже страх смерти не остановил в нем желание освободить один из элементов души. После принятия лекарства доктор Джекил превратился в другого человека, стал неким, воплотившим в себе всё потаенное зло, что жило в его душе. Воплощением нового образа героя стал Эдвард Хайд.

Мистер Хайд внешне кардинально отличался от доктора Джекила, который согласно описанию был «крупный, хорошо сложенный, моложавый мужчина лет пятидесяти, с лицом, быть может, не совсем открытым, но, бесспорно, умным и добрым» [3, с. 333]. Двойник не имеет конкретного описания внешнего вида, но даже при отсутствии деталей фигура мистера Хайда внушает отвращение и страх: «Его наружность трудно описать. Что-то в ней есть странное... что-то неприятное... попросту отвратительное. Ни один человек еще не вызывал у меня подобной гадливости, хотя я сам не понимаю, чем она объясняется. Наверное, в нем есть какое-то уродство, такое впечатление создается с первого же взгляда, хотя я не могу определить отчего. У него необычная внешность, но необычность эта какая-то неуловимая» [3, с. 320]. Герои «Странной истории» не могут конкретно описать по-настоящему зловещую внешность и облик темной стороны доктора: «Однако описать приметы мистера Хайда оказалось не так-то просто;... у всех кто его видел, оставалось ощущение какого-то уродства, хотя никто не мог сказать, какого именно» [3, с. 341].

На протяжении всей истории мистер Хайд совершал ужасные преступления, чем очень пугал наблюдателей происходящих событий. Сначала эти поступки были осознанны, а появление «темного облика» было только при желании доктора Джекила. Но только некоторое время доктор Джекил мог контролировать происходящие с ним метаморфозы, потом Хайд оказался сильнее и начал появляться вне зависимости от принятия препарата: «В любой час дня и ночи по моему телу могла пробежать роковая дрожь, а стоило мне уснуть или хотя бы задремать в кресле, как я просыпался Хайдом» [3, с. 399]. В итоге Хайд покончил жизнь самоубийством, а вместе с ним умер и доктор Джекил.

Воплощая в фигуре Эдварда Хайда все порочные желания Генри Джекила Р.Л. Стивенсон в гротесковой форме показывает, что произойдёт с человеком, если он полностью освободит себя от всех запретов и поддастся внутренним инстинктам. Хайд – это неподчиняющиеся правилам инстинкты, которые не способен был удержать доктор Джекил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: