Дидактические особенности формирования тьюторской позиции педагога

Формирование тьюторской позиции педагога – это новая для теории и методики профессионального образования в высшей школе проблема. Проблема осложняется тем, что повсеместно наблюдается тенденция сокращения часов на педагогическое образование, да и само педагогическое образование ставится под сомнение (в некоторых университетах его уже практически нет).

Исследования, проводимые в разных субъектах РФ по отношению к общеобразовательной школе и вузу, вызывают интерес. Например, в работе А.П.Махова убедительно доказано, что формирование тьюторской позиции педагога проходит эффективно, если в качестве инструментально-управленческих средств и механизмов формирования новой педагогической позиции выступают: тьюторское действие, рефлексивное управление, позиционное самоопределение; показателями эффективности разработанной технологии формирования тьюторской позиции педагога являются ценностно-смысловые ориентации педагога; тьюторские компетентности; профессиональная готовность педагога к реализации тьюторского действия как условия реализации учащимися индивидуального образовательного маршрута; профессиональная готовность включает наличие разработанной авторской программы индивидуального тьюторского действия и поддерживающего ее реализацию дидактического портфолио педагога-тьютора. [34]

При составлении индивидуального образовательного маршрута важно помнить, что тьютор должен создать студенту возможность выбора, выступая в роли консультанта и советчика; что тьютор должен учитывать индивидуальные интересы студента: предпочитаемые виды учебных занятий; способы работы с учебным материалом; особенности усвоения учебного материала; виды учебной деятельности; что студент при составлении индивидуального маршрута должен правильно оценить свои возможности, способности, перспективы, интересы, усилия, которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала, либо чтобы добиться запланированного результата.

Для того чтобы выстроить индивидуальный маршрут студента необходимо взять за основу базовый учебный план, разработанный на факультете; определить интересы студента и в соответствии с этим изучить базовые рабочие учебные планы других направлений подготовки; определить, какие циклы дисциплин в базовом рабочем учебном плане могут быть заменены или дополнены дисциплинами других направлений подготовки. [35]

Такими циклами в рамках ГОС второго поколения могут быть блоки дисциплин по выбору цикла ГСЭ и ОПД, цикл дисциплин специализации, факультативные дисциплины и, по решению учебно-методической комиссии факультета, дисциплины регионально-вузовского компонента; помнить, что студент не должен быть слишком перегружен аудиторными занятиями (не более 27 аудиторных часов в неделю), общая трудоемкость индивидуальной образовательной программы должна составлять 60 зачетных единиц в год; составлять индивидуальный рабочий учебный план необходимо на один учебный год. Учебный план может быть составлен на весь период обучения, но тогда он будет носить лишь рекомендательный/примерный характер и в любом случае потребует корректировки, либо в связи с интересами студента, либо с связи с изменениями в рабочих учебных планах других направлений подготовки; определить, какие дисциплины учебного плана студент должен изучать последовательно, а какие нет; если студент выбрал дисциплину из учебного плана другого направления, задача тьютора выяснить, какими знаниями и компетенциями должен обладать студент, чтобы приступить к изучению данного курса; при выборе дисциплины из рабочего учебного плана другого направления подготовки необходимо помнить, что студент может не соблюдать параллельность года обучения, т.е. студент третьего курса может выбрать дисциплину, которая стоит не только на 3, но и на 1, 2 или даже 4 и 5 курсах. Задача тьютора в такой ситуации контролировать, чтобы студент выбирал дисциплины, которые соответствуют его компетентностному уровню. [8,40]

Тьютор должен рекомендовать к выбору учебные курсы таким образом, чтобы студент имел возможность получить представление о разных методологических и методических традициях и подходах и не останавливался на одном дополнительном факультете или направлении (Таблица 1). [31]

Когда индивидуальный учебный рабочий план сформирован, он утверждается на Ученом совете факультета и представляется в Учебное управление для формирования нагрузки преподавателей и семестрового графика учебного процесса на следующий учебный год, который выдается студенту 1 сентября.

Анализ практической деятельности тьюторов, анализ исследований в области дистанционного образования (Е.С.Комраков, Т.А.Сергеева, А.Г.Чернявская, С.А.Щенников и др.) выявил, во-первых, сложности вхождения тьюторов в новый для них тип деятельности (недостаточное понимание особой роли и специфических, нетрадиционных задач тьютора в системе ОДПО, особых этических принципов взаимодействия с обучающимися и др.); во-вторых, наличие в работе тьютора ряда затруднений в основных видах деятельности, начиная с проектирования образовательного процесса и заканчивая контролем за результатами деятельности обучающихся и поддержкой их дальнейшего обучения. В последнее время защищен ряд диссертаций (А.А.Андреев, Н.И.Булаев), в которых изучаются разнообразные проблемы дистанционного образования, в частности, деятельность тьютора, однако последние исследования являют собой редкое исключение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: