Процесс и содержание педагогической деятельности тьютора

Содержание деятельности тьютора раскрыто также через характеристику его деятельности в различных организационных формах обучения. Выделены особенности реализуемых тьютором технологий, методов и форм обучения: 

1) тьютором используется совокупность педагогических технологий, характерных для модели открытого дистанционного образования. Ведущую роль играют технологии и методы активного обучения – дискуссии в малых группах, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, тренинги, применение которых не ограничивается только очными формами;

2) тьютор широко использует информационные технологии для организации взаимодействия с обучающимися на расстоянии. При этом тьютор адаптирует методы открытого дистанционного обучения для использования в процессе взаимодействия в Интернет-пространстве; 

3) совокупность методов, применяемых тьютором в ОДПО, обеспечивает высокую интенсивность интеракций между субъектами образовательной деятельности; 

4) ролевой репертуар тьютора включает в себя две ролевые позиции (содержательный лидер, равный) и четыре роли (эксперт, транслятор знаний и опыта, проводник, фасилитатор); 

5) дифференциация средств педагогической деятельности тьютора (выбор ролевого репертуара и технологий) определяется способностью обучающихся быть субъектами личностно-профессионального развития. [29]

При этом на выбор оказывает влияние еще ряд факторов: требования программы обучения, предпочтения (стили и уровень компетентности) тьютора, предпочтения и учебные стили обучающихся, организационный контекст.

Определены организационно-педагогические условия, которые необходимы для эффективного осуществления педагогической деятельности тьютора:  

1) реализация тьютором дополнительных функций, которые являются обеспечивающими по отношению к педагогической деятельности; 

2) наличие совокупности ряда подсистем: организационно- административного сопровождения, методической поддержки и др.; 

3) освоение тьютором смежных областей деятельности и последовательная смена им позиций монитора, методиста, наставника тьюторов, разработчика программ, исследователя; 

4) наличие социально-профессиональной среды тьюторов: организация интенсивных социальных коммуникаций, как формальных, так и неформальных; работа тьютора в составе разных команд, как распределенных, так и локализованных; формализация результатов работы этих команд и трансляция их другим членам тьюторского сообщества; создание избыточной информационной среды: один и тот же тьютор может работать в разных командах, переходя из одной позиции в другую, получая при этом новые знания и информацию из различных источников.[24]

Учительская специальность не является привлекательной для современной молодежи, поскольку она прекрасно осознает все «особенности» данной профессии. Следовательно, обучение должно стать для студента не только средством «получения профессии», но и прежде всего основой его личностного роста. Что предполагает максимальную адаптацию учебных планов, программ, учебных пособий к требованиям, предъявляемым современным обществом к уровню и качеству математической подготовки будущего учителя, к интересам и потребностям личности студента, с учетом его индивидуальных особенностей, мотивации и ценностной ориентации.

 



Заключение

Тьюторство представляет собой особую педагогическую позицию, которая напрямую связана со специально организованной системой образования. Тьюторская деятельность изменяет учебный процесс, режим и характер занятий согласно познавательному интересу, склонностям, способностям восприятия ученика или студента. Движущие силы в тьюторской службе - это педагог-тьютор и, конечно, его подопечный.

Стоит указать, что в ситуации тьюторского сопровождения педагогический фокус смещен в сторону самостоятельного формирования приемлемых для студента норм, которые всегда обсуждаются с тьютором.

В современной модели образования в высшей школе тьюторство существует как в очной, так и в заочной формах обучения и опирается на открытые образовательные технологии, то есть такие, которые позволяют тьютору реализовывать сопровождение индивидуальных образовательных программ студентов.

Решая первую задачу, мы изучили предмет и цели тьюторинга, выявили, что целью тьютора зачастую является достижение целей тьюторанта, а цель педагогической деятельности тьютора - создание образовательной среды, которая поможет обучающемуся находиться в зоне ближайшего развития.

Установили, что ключевой задачей тьютора является расширение трех взаимосвязанных и взаимодополняющих пространств: предметного, социального и антропологического. Под предметным расширением понимается изменение границ изучаемого материала посредством других предметных областей. Под социальным расширением понимается анализ инфраструктуры образовательных предложений в контексте их ресурсов, а также формированием индивидуальной образовательной траектории. Под антропологическим расширением понимается совокупность образовательных целей, потребностей, личностных качеств, целей, интересов и способностей.

При решении второй задачи, мы мы описали модели тьюторства в российских вузах и за рубежом и выяснили, что тьюторская модель образования в вузах России и за рубежом построена таким образом, что в основу формирования содержания образования, подбора технологий, методов и форм организации процесса обучения положена современная концептуальная образовательная модель, предлагающая основными подходами такие, как деятельностный и компетентностный.

В программе тьюторского сопровождения в вузе России на начальном этапе предполагается определение индивидуальных и образовательных потребностей студентов, проведение различных семинаров-тренингов для выявления их личностных особенностей, а также формирование образовательной и коммуникативной компетенции, создание мотивации обучения, помощь в адаптации к процессу обучения, организации индивидуальной учебной деятельности и т.д.

При решении третьей задачи, мы выявили дидактические особенности позиции педагога и установили, что одним из факторов тьюторского сопровождения является мониторинг усвоения содержания обучения, взаимодействия студентов и преподавателей, а также моральная помощь. Поскольку зачастую студент выбирает большое количество различных дисциплин, то ему приходится сталкиваться с трудностью совмещения занятий в соответствии с расписанием.

В связи с этим тьютору необходимо разработать учебный план, чтоб не только грамотно составить расписания занятий студенту, но и следить за соблюдением норм загруженности. Можно выделить цели тьюторской деятельности: индивидуальное сопровождение студента от его стремлений к будущей профессиональной деятельности; помощь студентам в выборе и реализации их индивидуальных образовательных траекторий; помощь в приобретении опыта в форме личностных ориентаций.

 

Необходимо помнить, что тьютор, прежде всего, - это организатор учебного процесса студента. Он готовит необходимые материалы по организации учебного процесса, составляет индивидуальный план работы со студентами, входит в состав учебно-методической комиссии.

Тьюторство - это новая идеология, базирующаяся на иных ценностях и подходах, что ведет к необходимости освоения педагогом новой профессиональной роли, осмысления и осознания другой философии, философии индивидуализации образовательного процесса, практического освоения других технологий, включая технологии открытого образования. Освоение новой профессиональной роли эффективнее происходит в процессе тьюторского сопровождения, которые понимают и принимают философию открытого образования, профессионально владеют технологиями тьюторского сопровождения, а таких специалистов в стране пока еще очень мало.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: