Рисунок 1. Формирование тьюторской позиции педагога

При этом в большинстве исследований не рассматривались особенности дидактической модели ОДПО и особенности педагогической деятельности тьютора в этой системе.[22,29]

Дидактические цели тьюторинга — формирование навыков самостоятельного творческого решения профессиональных, научных задач, обучение эффективным приемам разработки и реализации исследовательских проектов в различных сферах социальной практики, формирование активной исследовательской позиции, навыков самообразования. Тьюторские работы представляют собой исследования, проводимые студентами под руководством научных наставников (тьюторов) по темам, обеспечивающим специализацию студентов в том или ином направлении антропологии. [7]

Основными требованиями к тематикам тьюторских работ являются их научная актуальность, междисциплинарность, обеспечение закрепления на практике материала учебных дисциплин. В зависимости от года обучения задачи, поставленные тьютором, постепенно усложняются. В течение каждого года обучения студент выполняет одну тьюторскую работу, которую в конце учебного года оформляет в принятом для научных работ виде и представляет на публичную защиту.

Защита тьюторской работы носит открытый характер — на ней могут присутствовать и принимать участие в обсуждении по существу рассматриваемых вопросов все желающие. [31, 34]

Выделяют еще карьерный тьюторинг, психологическое и организационное сопровождение профессиональной карьеры специалиста на ее ранних этапах (уже в ходе обучения в вузе). В ходе карьерного тьюторинга студенты старших курсов получают рекомендации по трудоустройству, ведется профессиональное консультирование в ходе реализации ими рабочих заданий, полученных от работодателя. Также уточняются направления курсовых работ и дипломных исследований в соответствии с реальной практической деятельностью студента. В результате проведения карьерного тьюторинга на момент завершения обучения в вузе студент имеет трудовой опыт и стаж в выбранной им сфере деятельности. [8]

Содержание основных дидактических функций тьютора составляет:

1. Дидактическая функция обеспечения усвоения знаний. Педагогическая поддержка со стороны тьютора обеспечивает понимание учебного материала и овладение им. Через демонстрацию оптимальных способов работы с программой тьютор стимулирует выработку новых навыков и способов поведения. По мнению авторов. успешный тьюторинг — трудная задача. Гиббс и Дербридж (1976) выделяют следующие качества хороших тьюторов в Британском открытом университете: отличное знание предмета, хорошие общие навыки преподавания, хорошие коммуникативные и социальные навыки, организованность, гибкость, терпение, способность мотивировать/воодушевлять, приверженность программе и студентам. [10]

2. Функция организации учебной (и творческой) деятельности. Координация взаимодействия обучаемого с образовательным учреждением, организация взаимодействия обучаемых с тьютором и друг с другом, организация взаимного обучения, управление последовательностью и временем обучения. [29]

3. Функция целеполагания составляет основу работы тьютора. Тьютор должен устанавливать и формулировать разнообразные цели, например, долгосрочные и краткосрочные цели образования и обучения обучающихся. Первые относятся ко всему периоду обучения, вторые — к конкретному элементу учебного процесса. Это цели конкретных упражнений с обучающимися, цели того или иного собственного действия. Это учебные и организационные цели. [21]

4. Дидактическая функция общения или коммуникативная функция. Осуществление общения обучающихся с тьютором и между собой; управление групповой динамикой, распределение групповых позиций и ролей.

5. Мотивационная функция. Выявление индивидуальных мотивов и потребностей обучаемых; помощь в осознании личностных перспектив, связанных с обучением. Тьюторы также должны быть эрудированными и уметь обращаться с медиа, используемыми в программе (то есть, письменными материалами, аудио, видеотехникой, компьютером). [30]

6. Функция рефлексии в деятельности тьютора, как и любого специалиста, обучающего других людей, незаменима. Рефлексия является смысловым центром личности и механизмом развития человека.

Функция рефлексии реализуется в таких задачах деятельности: организация анализа возможностей тьютора; организация рефлексии собственной деятельности и общения тьютора на предмет выявления его индивидуальных особенностей (идеи и принципы, которыми тьютор руководствуется в работе, предпочитаемый стиль обучения и др.), его затруднений, ошибок и достижений; идентификация движущих сил развития тьютора и сил, препятствующих этому. [39]

7. Функция диагностики, мониторинга и контроля. Одна из главных особенностей, которая отличает образовательные программы от самостоятельных неформальных занятий – определенная схема оценки работы студента с использованием тестов или заданий. В большинстве образовательных организаций это служит средством для присуждения оценок за курс и обеспечивает студентов обратной связью по поводу их успехов. При организации дистанционного образования забота о разработке способов предоставления обратной связи и об обеспечении того, чтобы инструкторы давали регулярную качественную обратную связь, очень важно, так как студенты обычно учатся отдельно друг от друга и имеют ограниченные возможности для сравнения своих успехов с успехами других по данному курсу.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: