По дисциплине «Экономика образования»

 

1. Система менеджмента в образовании

 

Менеджмент (англ, management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как «руководство». На практике термином «менеджмент» характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью

Процессный аспект менеджмента заключается в том, что специально подготовленные люди формируют организацию, ставят перед ней цели и задачи, обеспечивают посредством планирования достижение последних через эффективное управление людьми и ресурсами.

Функциональный аспект менеджмента предполагает в ходе управления выполнение следующих функций: целеполагание, планирование, организовывание действий, координирование, учет, контроль, анализ.

Посредством выполнения этих функций менеджеры обеспечивают условия и организуют эффективное использование труда, производственного аппарата, материальных и финансовых ресурсов организации.

Менеджер – управляющий, прошедший специальную подготовку и получивший профессию управленца, основными функциями которого являются координация деятельности организации на всех уровнях ее управления и работа с персоналом организации. Менеджер является наемным работником.

Менеджеры в организации взаимодействуют между собой посредством вертикальных и горизонтальных связей и образуют специфический орган – аппарат управления.

Менеджмент в образовании представляет собой управление образовательными учреждениями в условиях модернизации системы общего и профессионального образования.

Менеджмент в образовании - это совокупность методов, принципов и приемов управления, которая отвечает за высокую эффективность образовательного процесса.

Менеджер в образовании контролирует персонал, отчётность, несет ответственность за качество образовательных услуг, конкурентоспособность учебного заведения.

Можно сформулировать основные особенности менеджмента в образовании:

-возможность перехода к построению модели, которая учитывает личностные качества сотрудников и более глубокий подход к образовательной деятельности;

 -обеспечение в коллективе (среди преподавателей и учащихся) комфортного психолого- педагогического климата.

- повышение уровня самостоятельности, автономности, ответственности субъектов управления;

- формирование и продвижение своей миссии, образовательной политики, стратегии;

- установление новых связей в социуме

- получение дополнительных источников финансирования, изменение штатного расписания (что, в частности, позволило изменить сложившееся единообразие штатных организационных структур управления).

 

2. Основы методологии менеджмента

 

Формирование целей - целеполагание относится к важнейшей части методологии менеджмента

Цель представляет собой предвосхищение результатов какого-либо рода деятельности

Цели организации реализуются через стратегию и тактику и исходят из миссии организации

Миссия организации - это главная цель организации

Стратегия - это основное направление деятельности организации. Стратегия предполагает разработку концепции, прогноза или программы, содержащих методы и меры по осуществлению миссии.

Стратегическая цель ОУ – обеспечение всестороннего развития личности граждан. При этом гражданин имеет свои цели: 

 получить высшее профессиональное образование;

 занять по конкурсу должность руководителя;

 защитить кандидатскую диссертацию;

 выучить деловой иностранный язык и т.п. 

Стратегия ОУ разрабатывается посредством:

- оценки и анализа внешней среды организации;

- диагностического анализа внутренней среды организации;

- разработки и анализа стратегических альтернатив;

- выбора наиболее предпочтительного варианта стратегии;

- оценки стратегии соотносительно миссии и главной цели организации;

реализации стратегии в форме программы, бизнес-плана

 

Тактика - это система мер по реализации стратегии в определенные промежутки времени хозяйственной деятельности организации. Ее назначение - это оперативное управление по достижению целей организации в те или иные периоды ее деятельности.

Существует ряд общих требований, предъявляемых к целям управления.

Во-первых, цели должны быть конкретными и измеримыми. Во- вторых, цели должны быть реальными и достижимыми. В-третьих, цели должны быть взаимосвязанными и иерархичными (соподчиненными).

Цели разделяют на:

- общие (главные) и специфические.

- по времени их достижения на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные

Целевая программа обычно включает ряд разделов, в которых содержатся сведения о цели и этапах ее достижения, о необходимом материальном кадровом и финансовом обеспечении, сроках исполнения, исполнителях и руководителях.

Общие правила постановки целей следующие:

- описание ситуации;

- выявление приоритетов;

-выбор в качестве общей цели одного наиболее существенного приоритетного направления;

- формулирование цели в терминах конечных результатов;

- декомпозиция цели в системе «цель- ресурсы- результаты»;

 

Неотъемлемой частью менеджмента в образовании является педагогический менеджмент, который представляет собой теорию, методику и технологию эффективного управления образовательным процессом.

Педагогическая технология это использование методики обучения в конкретных условиях, системы использования выработанных правил с учетом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяженности педагогического процесса

 

Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на работу образовательного учреждения и испытывают на себе также прямое влияние деятельности учреждения. К этим факторам следует отнести трудовые ресурсы, поставщиков, капитал, законы, учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов.

 

Под факторами косвенного воздействия состояние экономики, информационно-коммуникационный процесс, политические изменения и пр.

• Состояние экономики включает платежеспособность, роста числа безработных и др.

• Информационные технологии в образовании. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса

• Социокультурные факторы - демографические характеристики (например, уровень рождаемости, средняя продолжительность жизни и темпы роста населения, миграция, общий уровень образования и культуры), а также общественные традиции, ценности, моральные нормы, стиль жизни, привычки, отношение к труду

 

3. SWOT-анализ образовательного учреждения

 

Одним из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие организации, можно назвать SWOT-анализ.

SWOT-анализ является необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов.

ПРИМЕР

 

Программу развития школы можно рассматривать как один из видов проектов — комбинированный, который ставит цели учебного, инновационного, исследовательского, инвестиционного характера и включает в себя соответствующие целям виды деятельности.

С позиции западноевропейского стратегического менеджмента программа развития школы может иметь следующую структуру:

· анализ факторов, влияющих на состояние и изменение образовательной системы школы;

· анализ сильных и слабых сторон, возможностей и ограничений образовательной системы школы;

· проблемно-ориентированный анализ состояния образовательной системы школы;

· цели и ожидаемые результаты программы развития школы;

· действия по реализации целей;

· план-график реализации программы развития школы;

· проект сметы расходов.

Разрабатывая программу развития школы, целесообразно определить  временной отрезок, на который будет рассчитана программа; явления, события, которые могут существенно повлиять на образовательный процесс школы в этот промежуток времени; к какому результату могут привести эти влияния (положительному или отрицательному, будут ли изменения в целях, структуре, технологиях, кадрах и пр.);  что необходимо сделать, чтобы увеличить положительное влияние этих факторов, и как по возможности противодействовать отрицательному.

SWOT-анализ школы будет выглядеть следующим образом:

 

Миссия – принятое школьным сообществом и официально декларируемое решение об общем назначении образовательного учреждения на обозримое будущее, его главных принимаемых на себя обязанностях по отношению к наиболее важным клиентам, соотнесенное с адресуемым ему социальным заказом, с его возможностями. Миссия призвана отразить все важнейшие перспективные устремления школьного сообщества, задает рамки и направления, внутри которых будут ставиться и достигаться конкретные цели.

Миссия – это «визитная карточка» школы. Она должна быть привлекательна, понятна для всех, кто может воспользоваться образовательными услугами школы. Миссия школы отражает смысл ее существования. Она не связана с получением прибыли, она всегда красива

Примеры:

Открытие простора для развития потенциальных возможностей и самореализации детей и взрослых.

Дать каждому ученику возможность найти и выразить себя сообразно своим способностям.

Воспитание ученика, готового к заботе о своем здоровье и здоровье окружающих его людей, владеющего здоровьесберегающими технологиями.

Создание морально-психологического комфорта для участников образовательного процесса

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: