double arrow

III. Лекция для индивидуального изучения по дисциплине «Экономика образования»



1.Структура учебно-материальной базы образовательного учреждения

Одним из важнейших условий совершенствования педагогического труда, повышения качества обучения и подготовки рабочей силы для всех отраслей национальной экономики является развитие и укрепление учебно-материальной базы образования. Эта база представляет собой совокупность материально-вещественных элементов, необходимых для организации обучения учащихся и подготовки специалистов, а также для удовлетворения социально-культурных потребностей как обучающихся, так и работников педагогического труда.

Все элементы учебно-материальной базы образования относятся к объектам социально-культурного назначения и статистикой учитываются в составе непроизводственных фондов. Фондами называются материальные и денежные ресурсы, которыми владеют на правах собственности или распоряжаются от имени собственника образовательные учреждения. По своей специфике непроизводственные фонды, или экономические ресурсы непроизводственного назначения, имеют ярко выраженную социальную направленность, используются в большинстве случаев для оказания разнообразных услуг нематериального характера.




Фонды непроизводственного назначения - важнейший элемент учебно-материальной базы образования, первооснова организации учебного и воспитательного процесса. Их объем, динамика и структура характеризуют, в конечном итоге, степень оснащенности педагогического труда материально-техническими средствами обучения, его эффективность и целенаправленность. Все это предопределяет необходимость постоянного совершенствования учебно-материальной базы образования, необходимость ее дальнейшего развития.

По своей структуре все фонды, функционирующие в сфере образования, можно разграничить на три основные части (рис. 2.1.):

Рис. 2.1. Структура учебно-материальной базы образовательных учреждений

Рассмотрим составные элементы учебно-материальной базы обучения.

Структура основных средств образовательного учреждения

Решающее значение в составе фондов учреждений образовательной сферы принадлежит основным фондам. К ним относится та часть экономических ресурсов образовательных учреждений, которая длительное время используется в учебно-воспитательном и научно-исследовательском процессе; сохраняет свою натурально-вещественную форму; постепенно, по мере износа, включается в издержки образовательного характера. С экономической точки зрения это средства труда, в данном случае средства педагогического труда.



К основным фондам относятся материально-вещественные ценности, срок эксплуатации которых превышает 12 месяцев.

По существующей в нашей стране статистической классификации к основным фондам относятся:

1) здания;

2) сооружения;

3) передаточные устройства;

4) машины и оборудование;

5) транспортные средства;

6) инструменты;

7) учебный инвентарь и учебные принадлежности;

8) хозяйственный инвентарь;

9) рабочий и продуктивный скот;

10) многолетние насаждения;

11) капитальные затраты на улучшение земель (без сооружений);

12) библиотечные фонды.

Но в ОУ представлены не все фонды из этого перечня!

В структуре учебно-материальной базы образования основные фонды имеют преобладающий удельный вес (около 96 %), при этом большая часть основных фондов - это здания.

Здания представляют собой архитектурно-строительные объекты, предназначенные для создания необходимых условий педагогического труда. К ним относятся:

1. Учебные здания, в которых непосредственно осуществляется процесс обучения и воспитания.

2. Здания вспомогательных служб (склады для хранения хозяйственного инвентаря, оборудования и т. д.).

3. Здания культурно-бытового назначения (клубы, общежития, столовые и т.д.).

Сооружения - это инженерно-строительные объекты, предназначенные для тех или иных учебно-технических целей: спортивные сооружения, плотины, эстакады, резервуары, мосты, автомобильные тренажерные дороги, железнодорожные пути внутреннего пользования и др. В составе основных фондов учебных заведений сооружения занимают незначительный удельный вес.

К передаточным устройствам относятся такие устройства, с помощью которых осуществляется передача электрической, тепловой и механической энергии, а также передача жидких и газообразных веществ от одного объекта к другому: электросети, теплосети, нефте- и газопроводы, линии связи, водораспределительные сети и др. Передаточные устройства в учебных целях используются крайне редко, их удельный вес в составе основных фондов незначителен.

Особое место занимают машины и оборудование. Это учебное и научное оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, приборы и инструменты, вычислительная техника и прочее.

Транспортные средства предназначены как для учебных целей, так и для транспортировки людей и грузов. В эту группу основных фондов включаются автомобили, тракторы, мотоциклы, катера, паромы, тягачи, вагонетки, автокары, электрокары, тележки, а также подвижной состав железнодорожного транспорта (локомотивы, вагоны, цистерны) и т. д. Транс портные средства играют весьма важную роль в учебных и хозяйственных целях. Однако отдельно взятое учебное заведение обладает не всем набором транспортных средств, а лишь необходимым, что определяется особенностями специализации.

Учебно-производственный инвентарь и принадлежности используются для облегчения производственных операций (рабочие столы, верстаки и т. п.), для охраны труда (групповые ограждения машин и оборудования), для хранения жидких и сыпучих тел (баки, чаны, лари и т. д.). К этой группе относятся также шкафы, стеллажи, инвентарная тара и пр.

К хозяйственному инвентарю относятся предметы канцелярского и хозяйственного назначения: вешалки, гардеробы, столы, несгораемые шкафы, множительная аппаратура, предметы противопожарного назначения и др.

Для оценки основных фондов и для их движения используются как натуральные, так и денежные показатели. Натуральные показатели применяются для оценки фактического наличия основных фондов, их количественного сопоставления. Они позволяют сопоставить фактическое наличие основных фондов с плановыми потребностями в них и в этой связи разработать мероприятия по оснащению учебных заведений новыми основными фондами. Кроме того, на основе натуральной оценки определяются степень износа основных фондов, сроки их службы.

Денежная или стоимостная оценка основных фондов используется для определения их общего объема, структуры и динамики, а также для расчета амортизационных отчислений. Основные фонды, выраженные в денежной форме, называются основными средствами. В экономической литературе в качестве синонима используется и понятие основного капитала.

Под воздействием научно-технического прогресса в составе основных фондов происходят существенные изменения. Наиболее быстрыми темпами увеличивается их активная часть. К активной части относят те основные фонды, которые непосредственно используются в учебном процессе для обучения и воспитания, способствуют совершенствованию методики преподавания, применяются для научных исследований и проведения учебных экспериментов. Это учебное и научное оборудование, электронно-вычислительная техника, лабораторное оборудование, приборы и инструменты, оборудование учебных мастерских и кабинетов, учебно-экспериментальные макеты и модели, учебные транспортные средства, спортивные сооружения, технические средства обучения и др.

Пассивная часть основных фондов является лишь условием организации учебно-воспитательного процесса, играет вспомогательную роль. К этой части относят прежде всего учебные и вспомогательные здания, здания культурно-бытового назначения, хозяйственный инвентарь и т. д.

Для оценки соотношения активной и пассивной части основных фондов используется система натуральных показателей. Например, учебно-лабораторная площадь, количество зданий, корпусов, общежитий, мастерских, кабинетов, клубов, единиц оборудования, транспортных средств, электронно-вычислительной техники, ТСО и т. д.

Движение основных фондов образовательных учреждений включает в себя следующие части: 1) износ; 2) амортизацию; 3) реновацию, т. е. возмещение основных фондов по стоимости и по натуральной форме.

В процессе постоянного использования основные фонды постепенно снашиваются, теряют свои полезные потребительские свойства. Различают три вида износа:

1) физический (материальный);

2) моральный (функциональный);

3) экономический.

Под физическим износомпонимается постепенная утрата основными фондами своих полезных свойств вследствие постоянного использования или же под воздействием сил природы.

Существуют два вида физического износа:

· устранимый физический износ, когда затраты на ремонт меньше, чем добавленная стоимость объекта;

· неустранимый, когда затраты на исправление дефекта превышают стоимость, которая будет добавлена к объекту.

Моральный изностакже называют и функциональным - это техническое старение основных фондов под влиянием, во-первых, удешевления производства существующей техники вследствие роста производительности труда, во-вторых, появления новой, более совершенной техники.

Моральный износ- объект перестаёт соответствовать современным стандартам с точки зрения его функциональной полезности. Например, для

зданий это проявляется в устаревшей архитектуре, удобствах планировки, объёмах, инженерном обеспечении (лифты, кондиционирование воздуха) и т. п. Для компьютерной техники он проявляется в невозможности использовать на устаревших моделях современное программное обеспечение.

Функциональный износ может быть устранимым и неустранимым

(критерии те же, что и для физического износа).

Внешний (или экономический) износ- это снижение стоимости здания вследствие негативного изменения его внешней среды, обусловленное экономическими, политическими либо другими внешними факто- рами. Причинами внешнего износа могут быть общий упадок территории, на которой находится объект, действия правительства, региональной или местной администрации в области налогообложения, страхования, а также изменение на рынке занятости, отдыха, образования.

Важным фактором, влияющим на величину внешнего износа, является близость объекта к малопривлекательным природным или искусственным объектам - болотам, очистным сооружениям, ресторанам, бензоколонкам, железнодорожным станциям.

Оценивается внешний износ чаще всего из анализа парных продаж на рынке недвижимости объектов, близких по характеристикам, но находящихся в разном внешнем окружении Внешний износ, как правило, неустраним.

Всесторонний учет разных видов износа основных фондов имеет огромное экономическое значение. На основе этого учета определяются сроки службы и нормы амортизации основных фондов.

В учебном процессе основные фонды участвуют полностью, но в затраты на подготовку рабочей силы они включаются частично, по мере своего износа. Снашивающаяся часть основных фондов выступает в виде амортизации.

С точки зрения экономической теории амортизация - это постепенное включение стоимости основных фондов в затраты на подготовку рабочей силы, возмещение основных фондов в денежной форме путем образования амортизационных отчислений.

Амортизационные отчисления – денежное выражение размера амортизации, соответствующего степени износа основных фондов.

Расчет амортизационных отчислений производится методом прямого счета на основе среднегодовой стоимости отдельных видов основных фондов и установленных норм амортизации. Расчетные нормы амортизации определяются в настоящее время только в рамках министерства. Поэтому фонд амортизации в учреждениях образования не создается. Нормы износа (амортизации) должны быть экономически обоснованы и направлены на своевременное возмещение основных фондов.

Срок службы здания в целом зависит от долговечности его составляющих. Физический износ здания определяется как средневзвешенная величина по всем элементам здания.

Для оценки эффективности использования основных фондов используется множество показателей. Однако такие показатели в большинстве случаев не рассчитываются по многим причинам. Прежде всего это обусловлено тем, что амортизационные отчисления не включаются в затраты на подготовку специалистов; обновление основных фондов осуществляется за счет бюджетных средств, их использование не связано с производством товаров и материальных услуг. Такой подход к оценке использования основных фондов не является правомерным. Многие учебные заведения располагают уникальным оборудованием, вычислительной техникой, лабораторными приборами и инструментами, техническими средствами обучения и т. д.

Степень обеспеченности педагогических работников основными фондами определяется таким показателем, как фондовооруженность труда. Коэффициент фондовооруженности педагогического труда может быть исчислен двояко: во-первых, как отношение среднегодовой стоимости основных фондов к среднесписочной численности педагогических работни- ков; во-вторых, только на основе стоимости активной части основных фондов.



Сейчас читают про: