По дисциплине «Экономика образования»

I. Лекция для индивидуального изучения

1. Система образования как объект управления: характеристика, структура

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на получение образования. Признаваемое и гарантируемое российской Конституцией право на образование детализируется с 1 сентября 2013 г. в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором содержатся основные нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Российская система образования выступает как совокупность сотрудничающих структур. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных видов, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Федеральные стандарты и образовательные требования обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность основных образовательных программ и вариативность их содержания, а также государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Образовательные программы определяют содержание образования. В России реализуются два вида программ – общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные типы и дополнительные.

Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями. На организации, осуществляющие обучение распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций. Образовательные организации занимаются осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких образовательных программ, и обеспечивают содержание и правильное воспитание учащихся. К образовательным организациям относятся государственные (федеральные и региональные), муниципальные и частные, которые могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций.

В зависимости от территориальной принадлежности в научной литературе выделяют образовательные системы различных уровней управления:

• федеральную (в рамках которой действуют образовательные организации любых видов и организационно-правовых норм, находящиеся на территории страны);

• региональную (объединяет образовательные учреждения какого-либо региона и региональные органы управления образованием);

• муниципальную (объединяет образовательные учреждения, входящие в состав муниципального образования, и муниципальные органы управления образованием).

 

2. При исследовании образовательной системы одной из важнейших характеристик является процесс управления.

Управление системой образования представляет собой системный процесс воздействия субъекта управления образованием на объекты управления, направленный на обеспечение оптимального функционирования и совершенствования системы образования.

Управление как процесс включает в себя планирование, организацию, руководство и контроль, определяет функционирование и развитие основных образовательных и обеспечивающих процессов, а также непрерывное саморазвитие.

На управление системой образования влияют факторы внешней среды: природно-климатические, экологические, демографические, социально-экономические и политические условия, оказывающие влияние на внутренние характеристики системы образования.

Говоря о функционировании образовательной системы, следует выделить две группы процессов:

1. Образовательные (основные) – педагогическая деятельность, результатами которой являются усвоение знаний, умений, навыков, освоение компетенций учащимися. К процессам этого типа относятся те из них, которые реализуются внутри образовательных учреждений, находящихся в границах системы образования.

2. Обеспечивающие – процессы, направленные на качественную реализацию образовательных процессов, поставляющие для этого ресурсы и создающие необходимые условия. Такими ресурсами и условиями являются: инфраструктура образовательной сети, материально-техническая база, средства обучения и воспитания, программно-методические средства, кадры, питание, информация, финансовые средства, нормативно-правовая документация. В отличие от образовательных процессов, которые реализуются исключительно на уровне образовательных институтов, обеспечивающие процессы осуществляются на уровнях государственной и муниципальной власти и самих образовательных организаций.

 

3.Субъекты управления системой образования в Российской Федерации

В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» управление системой образования носит государственно-общественный характер и осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения.

Управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

Федеральные органы власти в соответствии с законом обладают наибольшими полномочиями, но для повышения эффективности в принятии управленческих решений значительный объем полномочий передан на региональный уровень. Муниципалитеты обладают своим объемом полномочий.

Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в соответствующих сферах является Министерство просвещения Российской Федерации.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, в сфере социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Минобрнауки России образовано 15 мая 2018 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

Руководство деятельностью министерств осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации также руководит деятельностью непосредственно Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:

- разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;

- организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования;

- организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях;

- разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования;

- создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций;

- утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований;

- лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности;

- государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, указанных в предыдущем пункте, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;

- формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда;

- обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне.

В каждом из субъектов Российской Федерации имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования (министерство, департамент, главное управление и т.п.) в границах соответствующего региона. В Ярославской области управление образованием осуществляет Департамент образования Ярославской области.

В Российской Федерации органам государственной власти субъектов федерации переданы следующие полномочия:

- государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций высшего образования), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории;

- лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций высшего образования);

- государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

- разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации;

- создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации;

- обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

- создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

- организация предоставления среднего профессионального образования;

- организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

- организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.

Контрольно-надзорные функции в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации действующим законодательством, могут осуществляться как самим органом управления образованием, так и отдельным специализированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях;

- организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях;

- создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных;

- обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

- учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования,

- закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;

Примером такого органа местного самоуправления является департамент образования мэрии города Ярославля.

Отдельные вопросы управления образованием находятся в компетенции и сфере ответственности образовательного учреждения.

 

Таким образом, муниципальная система образования, как и вся система образования, строится на основе государственной образовательной политики, базирующейся на принципах: законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: