По дисциплине «Экономика образования»
Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования
Согласно ст.99 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.05.2020) "Об образовании в Российской Федерации" финансирование образования включает следующие концепции:
1. Нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются
по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами,
по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения,
типа образовательной организации,
образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья,
обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам и пр.
2. Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя
|
|
затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу,
3. Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах, нормативные затраты
должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся.
4. Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность рассчитываются с учетом нормативных затрат на оказание соответствующих государственных или муниципальных услуг в сфере образования.
Как известно из Конституции Российской Федерации и конкретизирующего конституционные гарантии образовательного законодательства:
• все бесплатно должны обеспечиваться дошкольным воспитанием, общим средним образованием и начальным профессиональным образованием;
• бесплатным средним профессиональным образованием и высшим профессиональным образованием должны обеспечиваться те, кто прошел соответствующий конкурсный отбор на объявленных условиях.
Это исходные позиции, на которых базируется система финансирования образования в РФ. Понятно, что бесплатным образование является для учащихся (их семей), но не для государства, которое и должно обеспечивать исполнение конституционных гарантий, оплачивая из государственных средств:
• труд учителей и преподавателей;
• обслуживание, ремонт, обеспечение теплом и энергией учебных помещения;
|
|
• строительство зданий
• приобретение для учебного процесса пособий, приборов, оборудования и т. п.
Все это требует расходов, размеры которых определяются двумя основными группами факторов:
1) принятым порядком определения размеров средств, направляемых в систему образования, и распределения этих средств между образовательными учреждениями;
2) количественными параметрами системы образования (полезно вспомнить определение) и, соответственно, потребностью в средствах для обеспечения ее нормального функционирования.
Несмотря на свою очевидность, эти факторы не так просты. Количественные параметры системы нужно представлять не только в части собственно сети образовательных учреждений, но и как количественные параметры двух других составных частей системы образования:
• образовательных стандартов и образовательных программ — чего и сколько требуется для их реализации;
• органов управления образованием и подведомственных им организаций — чего и сколько нужно для успешной работы органов управления, какие именно организации должны быть в их ведении и что этим организациям нужно для решения поставленных перед ними задач.
Задача подобного масштаба очень сложна. До настоящего времени в полном объеме она не решена, что особенно заметно при обсуждении вопросов, связанных с недостатком и (или) определением необходимых объемов бюджетного финансирования образования. Мировая практика свидетельствует, что система образования имеет возможность нормально функционировать и развиваться, обеспечить полное общее среднее образование для всех граждан страны, когда расходы на эти цели находятся на уровне 5–7% от ВВП с учетом, разумеется, конкретных условий и традиций каждой страны
Основным видом ресурсов, выделяемых системе образования в России, являются средства бюджетов различных уровней
- федерального,
- регионального (краевого, областного)
- местного
Доля бюджетного финансирования в общем объеме превышает 80% и является довольно стабильным показателем. Следует учитывать, что при финансировании образовательных учреждений не учитываются другие источники, например, добровольные пожертвования, доходы от производства и реализации образовательными учреждениями товаров и ”необразовательных“ услуг. Доля их невелика, в статистических материалах проследить ее сложно.