Воспоминание о Бояне

Есть предположение, что автор «Слова…» своё эстетическое кредо выражает путём противопоставления своего произведения песням Бояна.

Самое слово "боян" или "баян" (две эти формы исстари употребляются безразлично; одно и то же лицо называется то Боян, то Баян) - хорошо известно у всех славян: у русских, болгар, сербов, поляков, чехов. Происходит от старославянского "ба[jon]ти", означавшего, с одной стороны: "ворожить", "заговаривать", с другой - "баснословить".

В зачине «Слова о полку Игореве» Боян назван как «творец песен».

В «Слове…» говорится о «превращении» Бояна в волка, орла и, вероятно, мысь (белку).Эмблема высшей сферы — орел, низшей — волк, эмблема мирового древа жизни — белка (мысь). Таким образом, превращаясь в мифические существа — белку, волка, орла (символы трех ярусов мироздания), вещий (т. е. обладающий сверхъестественной силой) Боян как бы становится всеобъемлющим, что и является причиной его необычайной мудрости, всеведения, его дара предвидения, предсказания. С какой целью приводится автором «Слова…» это языческое представление о певце? Вероятно, данная фраза призвана образно охарактеризовать Бояна как певца языческого, песни которого по ряду причин не могут удовлетворить автора «Слова…». То есть, Боян, следуя традиции языческих певцов.

Основная часть

Поход Игоря.

 

❖ Соединение с Всеволодом и его дружиной.

 

Всеволод (?— 17.05.1196)— один из главных героев «Слова о полку Игореве». Всеволод также назван в «Слове» «соколом» из «Олегова хороброго гнезда». Всеволод пошел с Игорем в поход, так как никому не прощал обид: ни половецким ханам, ни своему дяде Святославу, «кречету» — великому князю киевскому.

 

Судя по рассказу о Каяльском сражении, Всеволод более, чем кто-либо из Ольговичей, заслуживает эпитета «хоробрый». Однако авторская оценка Всеволод двойственна. Автор «Слова» со всей силой своего таланта воспевает мужество Всеволода в рукопашной схватке, его упоение боем, громадную физическую силу, меткость глаза, отвагу, с которой он, «посвечивая золотым шеломом», бросается в самую гущу сечи. Богатырская мощь Всеволод, равная силе нескольких воинов, возрастает еще от поистине бесстрашного самозабвения, с которым он ведет битву и сам участвует в ней.

 

Вместе с тем Автор с болью в сердце, с проникновенным лиризмом искреннего сострадания к рядовым воинам-русичам, к семьям русских воинов и к семье самого Всеволода, упрекает Всеволод -полководца за забвение интересов народа и доблестных традиций отцов. По мнению Автора, честь князей измеряется не столько их личной отвагой в бою, сколько их полководческим искусством, верным стратегическим замыслом. Но Всеволод в слепой ярости, подобный дикому туру, «забыл честь и жизнь, град Чернигов и престол златоотчий, любовь и ласку милой жены, прекрасной Глебовны!». Истоки безрассудства и междоусобной политики Всеволод, как и Игоря, Автор видит в их воспитании в духе «гориславной» традиции — в их родовой, вовсе не христианской гордыне, в их жажде славы и власти даже ценой принесения в жертву интересов Руси своим личным, удельным интересам.

 

❖ Вступление русских в половецкую степь.

 

Символика цвета. Символика цвета играет важную роль в описании природы. Она помогает нам раскрыть ее смысловое значение. Цвета, преобладающие в изображении того или иного пейзажа, имеют определенную психологическую нагрузку. Для эпохи Средневековья в целом характерно восприятие цвета в качестве символа. В иконописи это проявилось очень ярко, однако и в литературе нашло свое отражение. Черный цвет, например, используется для изображения трагических событий. Он символизирует мрак, является проявлением сил зла. Синий – это небесный цвет. В произведениях древнерусской литературы он олицетворяет собой высшие силы. Синие тучи и черные молнии говорят нам о том, что грядет мрак. Они свидетельствуют о безвыходности положения князя Игоря. Синий при этом выступает своего рода знаком свыше. Страдания, кровь символизирует красный цвет. Именно поэтому автор использует его при описании природы во время сражения и после него. Зеленый символизирует успокоение, а серебристый – радость и свет.

 

❖ Первая встреча с половцами.

 

Застать половцев врасплох не удалось. Они уже были вооружены и готовы к бою. Игорь сказал своим воинам, что возвращаться поздно и стыдно для русской дружины. Когда началась стрельба из луков, половцы бежали. Русские овладели землями половцев и захватили много пленных. Князь Игорь не захотел закончить эту битву. Он был молод и недальновиден в решениях. Высокое чувство воинской чести, муки страдающего самолюбия — все это окрыляло его в походе.

 

❖ Вторая встреча с половцами:

 

На следующий день было еще одно сражение. Небольшое русское войско увидело, что собрало против себя «всю половецкую землю». Несмотря ни на что, Игорь не повернул свои полки обратно. Княжеские войска отважно бились трое суток. Игорь был ранен в правую руку. Воины и кони изнемогали от жажды. Много полегло на поле брани русских. На рассвете утром черниговские полки дрогнули. Князь Игорь поскакал за ними, чтобы остановить, но ему это сделать не удалось. Игорь оказался отрезан от своего брата Всеволода и схвачен в плен половцами.

 

В первом сражении князем руководила смелость, искренность, любовь к Родине. Теперь же он стремился к личной славе, не объединился с другими князьями для совместной борьбы с врагами. Игорь действовал в походе с исключительной отвагой, но он не принес никакой пользы своему Отечеству, наоборот, он открыл половцам путь на русские земли. Впервые за всю историю борьбы с половцами князья — Игорь и его брат Всеволод — оказались в плену, и их войско потерпело такое страшное поражение.

 

а) грозные знамения природы;

 

Образ природы в "Слове" является доминирующим. В полном соответствии с языческим мироощущением природа в "Слове" — не фон, театр, на котором разворачиваются события, — она органически связана с каждым действующим лицом, одновременно взирая на происходящее и принимая непосредственное в нём участие. Она во всём и всё в ней.

 

Создается впечатление, что персонаж "Слова" — не князь Игорь с дружиной, не брат его, буй-тур Всеволод, даже не Святослав, хотя он и выведен здесь идеальным князем, что было далеко от действительности; главное здесь – сама природа, основной образ которой – русская земля, народ, о которых дума, тревога автора.

 

Природа в «Слове...» пробуждает ощущение первозданности мира. В XII столетии степи - это бескрайняя зеленая стихия, большая и таинственная, неисхоженное, неведомое, подобие океана. Гонят князя Игоря степи, встречают ревом грозы, воем волков по большим оврагам, клекотом орлов, которые зверей зовут на кости; воины слышат, как И лисицы врут на щиты. Ночью степь звенит соловьиным пением, утро будет своим воплем галки. Степь никогда не молчит, она говорит на языке трав. Природа признает русичей своими и старается предупредить храброе войско об опасности. Каждый сюжетный ход в поэме находит отклик в природе. Она радуется, плачет, сердится, провещает победу или поражение. Солнце, вода, ветер, степь, лес, молния такие же полноправные герои «Слова...», как и воины, князья, жены, мифические существа. Природа поэт, шепчет, бьет грозой, заливается птицей. В мире природы, как и в жизни людей, действуют две непримиримые силы - добрая и злая.

 

Мы установили, что двенадцать солнечных затмений в течение одного века, то есть периода небольшого для длительных процессов средневекового развития (в 1076, 1078, 1079, 1113, 1115, 1124, 11З0, 1146, 1147, 1153, 1162, 1176 годах) оказались совмещающимися со смертью (естественной или насильственной) 13-ти представителей изучаемой ветви княжеского рода Рюриковичей, в числе которых было пять великих князей киевских. Из этих совмещений видно, что смерть князя после затмения последовала 8 раз; в год затмения (до или после затмения, так как точная дата смерти неизвестна) 2 раза; перед затмением 3 раза. Промежутки времени между затмением и смертью князей были различными, но в целом — небольшими (10, 29, 31, 36, 48, 55, 59 дней, в отдельных случаях, где нет точных дат смертей — до нескольких месяцев). Вероятно, не все перечисленные выше затмения солнца были замечены современниками (например, в случаях облачной погоды). Но важно иметь в виду, что летописцы тщательно описали и те затмения, предшествовавшие смертям Олега и Святополка, которые относились к ранним часам суток (4 ч. 48 м.; 7 ч. 48 м.). Если допустить, что только половина названных затмений солнца обратила на себя внимание современников, то и этого было бы достаточно для появления княжеского родового предания.

 

После этих наблюдений мы получаем возможность по-новому подойти к оценке давно известного факта о затмении солнца во время похода Игоря. «Знамение» (полное затмение солнца 1 мая 1185 г., 16 ч. 48 м.) произошло в 13-й раз в княжеской родовой истории и в 14-й раз применительно к названным выше князьям. Это событие застало младших князей Ольговичей (Игоря с родственниками) на берегу р. Донца, после чего они потерпели сокрушительное поражение от половцев 10 мая, то есть с таким же десятидневным сроком после знамения, с каким последовала смерть их деда Олега.

 

б) героизм Всеволода;

 

Почему Всеволод назван в «Слове» «Буй туром»?

 

БУЙЛА, буйло, буйвол м. буйволица ж. турецкий, азиятский бык и корова

 

БУЙНЫЙ, сокращ. буй, смелый, храбрый, дерзкий; самонадеянный, могучий.

 

ТУР м. - ТУР м. стар.дикий бык, ныне зубр, уцелевший у нас только в Беловежской пуще (гроднинск.) и за Кавказом; встарь он водился почти повсеместно и нередко поминается в летописях. Храбр бобе, яко и тур; Буй тур Всеволод; также в духовной Мономаха. В самом его имени – необузданная сила и мощь. Тур – дикий бык, излюбленный персонаж народной поэзии, откуда он как символ мужества, видимо, и попал на страницы древнерусских воинских повестей. В Ипатьевской летописи князь Роман Мстиславович характеризуется – «яко туръ».

 

В начале создания образа Всеволода звучит ласковая речь и предводителю похода: «один братъ, один светъ светлый ты, Игорю…». Здесь звучат и нежность, и родственная гордость, и понимание общих интересов. Характеристика Всеволода автором полностью совпадает с описанием князя в Ипатьевской летописи, где говорится о том, что в Ольговичах всех он был удалее, отличался добротой и мужественной доблестью.

 

В дружбе братьев автор видел идеал. Ведь именно дружбы и согласия не хватало на тогдашней Русской земле, жестоко страдавшей от распрей: сын шёл войной на отца, брат – на брата. Если бы так любили друг друга, как Игорь и Всеволод, то не посмели бы приходить степняки с грабежами. Автор вложил в образ Всеволода – князя- воина - не только привычное понятие о силе и доблести, но и образ-символ братской любви. А идея согласия – одна из основных идей древнерусской литературы, столетиями вдохновлявшая народ, внушавшая веру в возможность преодолеть рознь, добиться национального единства.

Г) роковая битва.

 

В решительной схватке предстаёт Всеволод перед нами в облике храброго воина, в первом ряду сражающегося. Пускает он во врагов стрелы, гремит по вражеским шлемам мечом, куда он, увенчанный золотым шлемом, не поскачет, словно всюду лежат вражеские головы. Он не замечает ран, забыл о чести и жизни, об отцовском златом престоле, о своей милой жене – Глебовне, о её любви и ласке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: