Песнь о великом Святославе

 

❖ Похвала великому князю Киевскому Святославу.

 

Автор именует героя «Святослав», грозный великий киевский». Историки отмечают, что Святослава поэт рисует князя во всем блеске парадного величия. Он называет Святослава отцом Игоря и Всеволода, хотя киевский князь был им на самом деле двоюродным братом. За Киевом стояли века исторической славы. Святослав Всеволодович Киевский по отношению к младшим князьям – глава, сеньор, отец.

 

❖ Сон Святослава.

 

Сон Святослава, который он видел в Киеве на Горах, самая мистическая часть поэмы, густонасыщенная символическими тропами. Сны – по целой веренице знаков и символов – почитались надёжным средством узнавания тайн. Ведь в пору сна - так было принято считать – душа, покидая тело, блуждала в ином мире, недоступном разуму. Святослав с глубокой серьёзностью рассказывает боярам, что он видел во сне: синее вино, жемчуг – предвестники несчастья. Златоверхий терем увидел без конька, т.е. без верхнего бревна –

 

матицы, примета, сулившая смерть. В деревнях, чтобы облегчить кончину человека, приподнимали матицу его дома. Крик воронов – также предвестник несчастья.

 

В контексте других свадебных мотивов, пронизывающих «Слово», кажется вероятным, что сон Святослава — эпическая переработка подобных свадебных песен Киевского периода. Скорбь, испытанная русским народом при гибели русских войск, изображена посредством печальных лирических мотивов, связанных с уходом невесты из родительского дома. Однако свадебная символика переделана на траурный, эпический лад. Вместо того, чтобы черпать Святославу «зеленое вино» (обычная формула, вероятно, очень древняя, в народных песнях всех жанров), черпают ему «синее вино сътрудомъ смешено». Подобно тому как сваты приносят невесте жемчуг, Святославу тоже сыплют жемчуг, но вместо сватов (послов жениха) Святославу снятся «поганые тлъковины» (переводчики), т. е. половецкие послы1. А вместо того, чтобы просто сыпать жемчуг, «тлъковины» сыплют его из колчанов, уже пустых после победы над Игоревым войском. «Негуют» Святослава подобно тому, как нежат невесту перед ее уходом из дома, от «неги матушкиной».

 

❖ «Золотое слово» Святослава: а) укор Игорю и Всеволоду; б) воззвание к князьям о помощи.

 

Святослав, выслушав бояр - мужей, как и подобает старейшему, произносит «златое слово», укоряет Игоря и Всеволода, которые поторопились Половецкой земле досаждать мечами. После этого раздаётся призыв вновь прозвенеть прадедовской славой, дружно выступить против общего врага. За словами Святослава светится неотступно авторская мысль о желанном единстве, без которого дальнейшая жизнь просто невозможна и немыслима. Образ Святослава – героическая попытка художника повлиять на ход истории, спасти страну, воздействовать словом на тех, кто имел власть. Образ Святослава Киевского можно сравнить с образом повествователем в «Поучении» Владимира Мономаха. Святослав обликом напоминает патриарха.

 

Такая широта охвата придает особую убедительность тем выводам, которые делает автор, вкладывая в уста Святослава, в его «золотое слово», свою заветную мысль об объединении русских князей перед лицом опасного врага, угрожающего самой Русской земле. Не только этот фрагмент, но и многие другие страницы «Слова...» проникнуты патриотическим и героическим пафосом, выражающим основную идейно-эмоциональную авторскую оценку изображенному в этом произведении. Перед нами страстная и взволнованная речь патриота, то гневная, то печальная и скорбная, то взволнованно-лирическая, но всегда полная веры в родину, гордости за нее и уверенности в ее светлом будущем.

 

После «златого слова» Святослава Киевского, где Игоря и Всеволода упрекает киевский князь за выступление необдуманного против степи, которое было предпринято без его старшего согласия. После этого упрёка имя Всеволода исчезает, его роль – храброго рыцаря – художественно исчерпана.

 

❖ Песнь о Всеславе.

 

Другой известнейший герой произведения – Всеслав Полоцкий. Автор вспоминает давно жившего князя для того, чтобы сказать его потомкам о судьбе их деда. Рассказывается своего рода новелла-притча. Всеслав Полоцкий в народной памяти слыл чародеем. В «Слове…» он действует не только как князь, но и как сказочный оборотень, умевший превращаться в зверя.

 

Возвращение Игоря.

 

❖ Плач Ярославны.

 

Особую группу составляют женские образы «Слова». Все они овеяны мыслью о мире, о семье, о доме, проникнуты нежностью и лаской, ярко народным началом. В них воплощена печаль и забота родины о своих воинах. Народнопесенный характер носит и плач Ярославны – юной жены Игоря. Замечательно, что Ярославна оплакивает не только пленение своего мужа, она скорбит обо всех павших русских воинах. Противопоставление войны и мира, воплощённого в образе русских женщин, особенно ярко в лирическом обращении автора «Слова» к Всеволоду Буй-Туру, напоминая о жене его. С Ярославной не может даже тягаться Игорь. О ней охотнее всего пишут поэмы, её изображают живописцы, она вдохновляет поколения композиторов. Для читателей - героиня любимая. Ярославну нельзя не любить. Её речь, обращённая к

 

природным силам, по литературной форме – плач - заклинание, рождённое поэтической силой славян, столетиями поклонявшихся солнцу. Всё в мифическом разговоре Ярославны со стихиями от устного творчества: и обращения, и вопросы, и просьбы, и причитания.

 

Ярославна хочет полететь кукушкою по Дунаю, омочить рукав в Каяле - реке, чтобы исцелить им кровавые раны Игоря.

 

У Ярославны были основания упрекать Ветер в том, что он метал вражеские стрелы на войска Игоря. К Днепру Ярославна обращается почтительно. Солнце было губительным для Игоря, ведь в третьем дневном бою дружины Игоря и Всеволода перенесли невыносимую жару, не было воды.

 

Язычество веками жило верой в силу вещего слова. Вся природа была живым существом, и надо было найти нужное слово. Христианство потеснило, но не уничтожило язычество. Народ соблюдал христианские обряды: ходил в церкви, молился, но вера предков не могла исчезнуть сразу, жившая столетиями.

 

Это не просто монолог, монодрама, произведение с одним действующим лицом. Сразу после того, как Ярославна произносит все заповедные обращения, всё меняется в мире. Ярославна взмолилась о помощи и словом воздействовала на судьбу – Игорь бежал из плена.

 

Это всенародное горе символически обобщает плач Ярославны — юной жены Игоря, которая представляет собой образ идеальной русской женщины. Это верная и преданная подруга мужа, силой своей любви помогающая ему вернуться из плена. Плач Ярославны имеет еще одну важную функцию: он призван оправдать бегство Игоря из плена, что считалось поступком, наносящим урон чести князя.

 

❖ Освобождение Игоря: встреча с Донцом;

 

Прислушаемся к голосам Ярославны и Игоря. Именно к светлым небесным силам обращается Ярославна с мольбой о милосердии. В ответ солнце указывает Игорю в ночи направление побега из плена. Следовательно, первый завет самоспасения Руси – в сердечном устремлении к помощи Высших Светлых Сил. От всех потрясений и переживаний душа Игоря преобразились, в его сердце ожили чувства веры, справедливости, благодарности к Высшим Силам за помощь в удачном побеге из плена. Исповедальная речь Игоря, обращённая к Донцу, символически обозначает пересмотр его духовно-политических взглядов. Следовательно, второй завет самоспасения Руси – в осознании князьями необходимости светлого преображения своих душ. Третий завет поэт высказывает непосредственно от своего имени. Князь Игорь, наконец, осознал и эту истину, осознал абсолютную неотложность единства русских сил в борьбе со степью. Следовательно, князь Игорь – самый главный князь, рассказав судьбу Игоря, автор смог передать все три завета самоспасения Руси.

 

Три завета спасения Руси

 

1-й завет 2-й завет 3-й завет

 

Вера в Светлые небесные

 

силы Светлое преображение души Объединение князей и подчинение князю Киевскому

 

Автор упоминает реку Карну и Желю– русские погребальные боги. Кто такая славянская богиня Карна? Богиня Карна неоднозначная фигура в славянской мифологии. Возможно эта богиня почиталась нашими предками, как ответственная за перерождение душ, за непрерывный круг бытия во вселенной. В историческом трактате» Слово Святого Григория» богиня Карна упоминается под именем Коруна. Там же есть упоминание о спутнице Карны, богини Желе. Вполне возможно они олицетворяли собой предназначение и рок в судьбе человека.7 апреля и 13 сентября. На ночь празднования дня богини во дворах люди разводили костры. По преданию в такие ночи вместе с богиней Карной, на землю возвращались души предков. Именно костры помогали найти душам путь к своему дому и этот огонь согревал души в холодную ночь праздника. В качестве подношений богине Карне преподносились цветы, в частности гвоздики, да и на кладбища носили именно эти цветы.Кстати в честь богини Карны, женщин-плакальщиц на похоронах, называли Карнами. А от имени сестры богини Жели, произошло слово «жальник», что означало «могилу».

 

Плач русских жён выдержан в традиции русских народных плачей. В побеге дятлы своим стуком указывают Игорю путь к рекам, где он мог спрятаться от половцев.

 

Заключение

Величание князей.

 

Заключительный абзац - славословие князьям и дружине, поборникам христианства, - особенно его последние три строчки, многие считают позднейшей вставкой (или вынужденной добавкой во избежание) к языческому по мировоззрению тексту:

Дополнения:

Фольклорные мотивы:

 

Сам Всеволод напоминает народного богатыря, когда он прыщет на врагов стрелами, гремит об их шлемы мечами харалужными. Подобно Илье Муромцу, Всеволод сражается с воинами. Подобно тому, как в былинах богатырь соединяет в себе все свойства русского войска, в «Слове» на князей переносятся характеристики и подвиги их дружины. Позднее собирательный образ богатыря стал отсутствовать в былинах XVII- XX в., т.е. богатырь уже один без войска. Буй-тур Всеволод действует не один, а с помощью дружины, в былине же Илья действует один.

 

Богатыря напоминает и Всеволод Буй-Тур и Осмомысл Ярослав, когда бросает тяжести за облака. Встречаются и фольклорные эпитеты (чистое поле, серые волки, острые мечи, синее море и т.д.). Автор «Слова» творит в формах народной поэзии потому, что сам он близок к народу.

 

«Слово» отнюдь не произведение устного народного творчества, но оно очень близко к нему по своей идейной сущности и стилистическому строю. «Слово» насыщено образами народной поэзии: тут и деревья, приклоняющиеся до земли от горя, тут и никнущая от жалости трава, и сравнение битвы с пиром, с жатвой.

 

Сказочное бегство Игоря, который обернулся соколом, это и диалог Игоря с Донцом, это и помощь природы в бегстве из плена героя: указ пути Северного Сияния, укрывала Игоря и теплыми туманами, птицы доносили Игорю о половцах.

 

География.

Таким образом, «Великий Дон» «Слова» был сложной, но значительной рекой, которая так же не совпадает с нашими современными: географическими понятиями, как древний Борисфен и средневековая Итиль.

 

В 1185 г. одновременно с такой точкой зрения на Дон и Донец могли существовать в других областях иные географические представления, более близкие к современным.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: