Культурно-образовательные программы музеев России и мира как современный этап в развитии музейной коммуникации (на собственном выборе музеев)

 

Культурно-образовательная деятельность музея — это одно из важнейших направлений его деятельности, осуществляемое в непосредственном контакте с аудиторией, прежде всего, детской и подростковой.
Культурно-образовательная модель, основанная на коммуникативном подходе, привнесла несомненную новизну во взаимоотношения музея с его аудиторией, затронув их основу. Менялось представление о сущности музейно-образовательного процесса и характере взаимодействия между музеем и посетителем. Наиболее точно и ёмко это сформулировал М.В. Гнедовский, в работах которого последовательно раскрывается суть нового коммуникационного подхода. «Сверхзадача» музея по отношению к аудитории определяется исследователем на основе аксиологической концепции (в терминах актуализации ценностей), которая противопоставляется господствующей ранее информативной модели.
Сегодня мировая музейная практика отмечает размывание классической музейной формы, формы организации музейного пространства, сложившейся в процессе становления музея. Вторая половина XX столетия стала временем больших концептуальных новаций в музейном мире. В поисках путей освобождения от черт элитарности, характерных для классической концепции музея XIX столетия, рождались новые, более доступные для восприятия способы подачи музейного материала, разрабатывались нетрадиционные программы культурно-образовательной деятельности.
Ещё в XIX столетии русский философ Николай Фёдорович Фёдоров (18281903) стремился создать концепцию так называемого «идеального музея», и это не просто стремление, а призыв человечеству пересмотреть укоренившиеся взгляды, устоявшиеся каноны и создать учреждение нового типа, новой формы, удовлетворяющей не только потребности современного человека в желании сохранить что-то очень ценное, важное как для одного человека, одной личности, но так и для целых народов, для целых эпох, и сегодня мы обращаемся к его концепции, понимая всю ценность и важность его мыслей и представлений.
Тенденции развития музеев свидетельствуют о появлении многочисленных и нестандартных формах работы и подачи материала, расширении диапазона форм культурно – образовательной деятельности. Однако как показали результаты авторского исследования, посетители отдают предпочтение традиционным исторически сложившимся формам музейной деятельности и предпочитают посещать выставки (90,5%) или экспозицию (52,7%),что является, на наш взгляд, вполне обоснованным фактом. Поскольку история возникновения музеев доказывает, что его основу составляют постоянные и временные (или выставки) экспозиции. Именно экспозиция является основой музейной коммуникации, которая осуществляется, прежде всего, путем зрительного восприятия посетителем экспозиционных материалов, размещенных в определенном пространстве. В экспозиции выявляются культурно - коммуникативная, знаковая природа артефактов, предметов, представленных в пространстве музея.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: