Фактор | Вес | Оценки по пункту 1 | Оценки по пункту 2 | Взвешенные оценки по пункту 1 | Взвешенные оценки по пункту 2 |
Труд и позиции профсоюзов | 0,25 | 70 | 60 | 0,25∙70 = 17,5 | 0,25∙60 = 15,0 |
Транспорт | 0,05 | 50 | 60 | 0,05∙50 = 2,5 | 0,05∙60 = 3,0 |
Образование и здоровье | 0,10 | 85 | 80 | 0,10∙85 = 8,5 | 0,10∙80 = 8,0 |
Структура налогов | 0,39 | 75 | 70 | 0,39∙75 = 29,3 | 0,39∙70 = 27,3 |
Ресурсы и произво-ность | 0,21 | 60 | 70 | 0,21∙60 = 12,6 | 0,21∙70 = 14,7 |
Общая оценка | 1,00 | 70,4 | 68,0 |
Для оценки альтернатив размещения используется пофакторная система весов и рейтинговая оценка каждого фактора по шкале от 1 до 100 единиц. В результате получаются общие оценки по вариантам размещения: 70,4 для пункта 1 и 68,0 для пункта 2. Поскольку общая рейтинговая оценка выше для пункта 1, принимается решение о предпочтительности размещения завода именно в этом пункте. Оценки и веса для факторов допускают изменение их значений. Используя это, можно анализировать чувствительность к подобным изменениям полученных решений о размещении. Например, в данном случае изменение на 10 единиц оценки затрат на труд приведет к изменению решения о размещении, т. е. пункт 2 станет более предпочтительным для размещения завода.
Изменяя веса или оценки отдельных факторов, фирма может устанавливать степень их влияния на решения о размещении. Факторы, оказывающие слабое влияние на результат, могут быть выведены из процедуры принятия решения, т. е. фирма может отказаться от использования их в качестве критериев при поиске решения о размещении.
Анализ критической точки — это метод сравнительного анализа затрат по вариантам размещения, позволяющий сделать выбор наиболее эффективного из имеющегося набора альтернатив. Определяя постоянные и переменные затраты и представляя их графически для каждого возможного размещения, можно выбрать вариант, которому соответствуют самые низкие общие затраты размещения. Анализ критической точки при размещении может быть представлен как графически, так и аналитически. Графическое представление имеет преимущество, обеспечивая ранговое значение оценки предпочтения каждого места размещения.
Анализ критической точки при размещении включает три шага:
1) определение постоянных и переменных затрат для каждого варианта размещения;
2) построение графа «затраты/результат» для каждого варианта размещения с затратами на вертикальной оси и годовым результатом на горизонтальной оси;
3) выбор варианта размещения с наименьшими суммарными затратами на заданный результат. Когда задача размещения решается применительно к производству, под результатом обычно понимается объем производства.
Пример. Анализ критической точки Фирма рассматривает три варианта возможного размещения нового производства: населенные пункты 1, 2 и 3. Расчет затрат дал следующие результаты: постоянные затраты по вариантам размещения соответственно $30 000, $60 000, $ 110 000; переменные затраты - $75, $45 и $25 на единицу продукции. Ожидаемая цена единицы продукции $120. Задача заключается в том, чтобы найти наиболее экономичный вариант размещения для ожидаемого объема выпуска 2000 ед. в год.
Для каждого из возможных вариантов размещения на заданный объем выпуска строятся графики постоянных затрат, которые существуют и при нулевом выпуске продукции, и общих затрат, которые представляют собой сумму постоянных и переменных затрат. Получаемая в результате карта пересечений представлена на рис. 8.
Общие затраты по вариантам размещения составят:
· для пункта 1 $30 000 + $75 х 2000 = $180 000;
· для пункта 2 $60 000 + $45 х 2000 = $150 000;
· для пункта 3 $110 000 + $25 х 2000 = $160 000.
Вывод: при заданном объеме выпуска 2000 ед. в год минимальными затратами размещения характеризуется пункт 2.
Ожидаемый годовой доход при этом будет равен:
Доход = Суммарная выручка - Суммарные затраты = - $120 ∙ 2 000 - $150 000 = $90 000.
Карта пересечений показывает также, что при объеме выпуска менее 1000 единиц в год для размещения производства станет предпочтительнее пункт 1, а при объеме выпуска более 2500 единиц в год - пункт 3. Для этих случаев точки пересечения на графе 1000 и 2500 по оси абсцисс.
Рис. 8.1. Карта пересечений для анализа размещения производства: А, Б и S - кривые общих затрат соответственно для пунктов 1, 2 и 3; С1, С2 и С3 - допустимые затраты соответственно для пунктов 1, 2 и З.
Метод центра гравитации — это математический метод, который используется, в частности, для нахождения места размещения крупного оптового склада, снабжающего несколько расположенных поблизости мелких складов розничной торговли. Метод позволяет учесть при размещении центрального склада местоположение магазинов розничной торговли (складов), объемы перевозимых к ним товаров, затраты на перевозку.
Метод центра гравитации предполагает последовательное выполнение ряда шагов. Первый шаг заключается в размещении назначений в системе координат. Начало системы координат и используемая шкала согласовываются на основе корректного представления относительных расстояний. Это можно сделать путем наложения координатной сетки определенного масштаба на карту местности.
Центр гравитации определится следующим образом:
· ;
· ,
Где:
· – координата X центра гравитации;
· – координата Y центра гравитации;
· – координата X размещения i;
· – координата Y размещения i;
· – объём товара, перемещаемого от/в размещение i.
Поскольку объем поставки (например, число контейнеров, или тонн, килограммов, других грузовых единиц, перевозимых в каждом месте) влияет на затраты, использование в качестве критерия оценки только расстояния доставки принципиально невозможно. Метод центра гравитации исходит из того, что затраты прямо пропорциональны расстоянию доставки и объему перевозимого груза. Идеальным вариантом размещения новое производство и склад является вариант, который минимизирует взвешенные расстояния доставки между центральным складом и всеми пунктами доставки. При этом расстояния «взвешиваются» и в качестве весов используются данные о числе перевозимых контейнеров (тонн, килограммов, др. грузовых единиц) за определенный промежуток времени.
Пример. Метод центра гравитации
Принадлежащая фирме сеть из шести центров розничной торговли охватывает шесть городов, по одному центру в каждом городе; пусть это будут города 1—6. Все магазины сети снабжались из единого распределительного центра в городе 7, где размещался центральный склад фирмы. Склад устарел и не отвечает современным требованиям. Фирма решает построить новый современный складской комплекс. Возникает вопрос, где его лучше разместить.
Решение о месте размещения центрального склада может быть найдено с помощью метода центра гравитации. Для этого фирмой подготовлены необходимые исходные данные. О состоянии спроса в районе обслуживания каждого магазина можно судить по объему поставок товаров. Фирма измеряет объем поставок, подсчитывая количество контейнеров за месяц. Эта информация сведена в таблице 8.