Субъекты финансового контроля их функции и задачи.
К субъектам внешнего финансового контроля относятся:
- Федеральная служба по бюджетному надзору;
- Счётная палата;
- Центральный банк РФ;
- Министерство финансов РФ;
- Федеральное казначейство;
- органы представительной власти субъектов Федерации;
- контрольно-ревизионные службы органов власти;
- налоговые и таможенные органы.
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:
- содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;
- обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
- выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, по снижению себестоимости и повышению рентабельности;
- содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
|
|
- обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов (в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам);
- содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе, по валютным операциям.
Финансовый контроль выполняет следующие функции:
- проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств);
- проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы;
- проверка соблюдения правил учета и отчетности.
Внешний и внутренний финансовый контроль. Парламентские органы контроля и органы контроля исполнительной власти.
Внешний финансовый контроль осуществляет Счетная палата России, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Внутренний контроль осуществляется Казначейством России, органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися соответственно органами исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований).
Парламентский контроль - контроль парламента как органа законодательной власти за деятельностью исполнительной власти, прежде всего, правительства.
К основным способам парламентского контроля относятся письменные и устные вопросы правительству, для которых предусмотрена специальная процедура на заседании парламента (в России носит название «правительственный час») и особая форма документа: парламентский запрос, направляемый в соответствующий орган всей палатой, или депутатский запрос отдельного её члена; интерпелляция, постановка вопроса о доверии, парламентское расследование, резолюция порицания.
|
|
В системе исполнительной власти контрольными полномочиями наделены: Министерство финансов, Федеральное казначейство, региональные и муниципальные финансовые органы, главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти регулирует и контролирует финансовую деятельность министерств и ведомств, межбюджетные отношения, информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюджета, а также предоставляет Счетной палате информацию, необходимую для осуществления контрольных полномочий.
Независимые органы бюджетного контроля.
1. Независимый государственный финансовый контроль осуществляется счетной палатой государства (уполномоченным государственным органом) и контрольно-счетными органами государственно-территориальных субъектов.
2. Счетная палата государства (уполномоченный государственный орган) является высшим органом государственного финансового контроля, компетенция, организация и порядок деятельности которого определяются национальным законодательством.
3. Контрольно-счетные органы государственно-территориальных субъектов являются высшими органами государственного финансового контроля в регионах, действующими на основании конституций и уставов государственно-территориальных субъектов и законов государственно-территориальных субъектов о контрольно-счетных органах.
4. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной самостоятельностью и свою деятельность осуществляют только на основании закона. Контрольно-счетные органы подотчетны соответствующим органам государственной власти.
5. В пределах установленной законом компетенции контрольно-счетных органов все государственные органы и учреждения, а также организации и предприятия всех форм собственности обязаны предоставлять контрольно-счетным органам всю информацию, необходимую для осуществления ими своих полномочий. Нарушение права контрольно-счетных органов на информацию влечет за собой ответственность в соответствии с национальным законодательством.
6. Контрольно-счетные органы осуществляют контроль в следующих формах:
ü предварительный контроль - при подготовке экспертных заключений по проекту соответствующего бюджета, бюджетов и смет внебюджетных фондов, проектов отраслевых программ и других нормативно-правовых актов соответствующих органов законодательной и исполнительной власти, затрагивающих бюджетные и финансовые вопросы;
ü текущий контроль - при проведении проверок и ревизий распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей и иных участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджета;
ü последующий контроль - путем проведения внешнего аудита отчета об исполнении соответствующего бюджета, смет государственных внебюджетных фондов и итогов выполнения отраслевых программ.
Министерство финансов РФ, его полномочия и функции в области бюджетного контроля
Министерство финансов РФ (Минфин России) - федеральное министерство РФ, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в РФ.
Функции:
a) подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;
b) участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
|
|
c) участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
d) участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике, в формировании и осуществлении единой политики цен, в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает их финансирование за счет средств федерального бюджета и т.д.
Полномочия:
a) организует работу по составлению проекта федерального бюджета, составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
b) представляет сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;
c) осуществляет методическое руководство в области составления и исполнения федерального бюджета; составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета; разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ;
d) разрабатывает программу государственных внутренних заимствований РФ, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регистрацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;
e) осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями; разрабатывает программу государственных внешних заимствований РФ, организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантий Правительства РФ на привлечение иностранных кредитов третьими сторонами и определяет порядок предоставления таких гарантий и т.д.