Методические указания по выполнению письменной контрольной работы (заочная форма обучения)

В соответствии с учебным планом обучающиеся заочной формы должны выполнить контрольную работу и сдать ее в установленные сроки для проверки в деканат. Прежде чем приступить к выбору темы, желательно предварительно проработать материал, который предполагается пройти в текущем семестре.

Помимо предложенных, студент вправе выбрать собственную тему, при этом в обязательном порядке ее нужно согласовать с преподавателем дисциплины. В момент выбора темы, а также во время работы над контрольной работой можно обратиться за устной или письменной консультацией к преподавателю.

На выбор темы может повлиять и наличие специальной литературы. В методических указаниях дается список дополнительной литературы в соответствии с разделами учебной программы. Для написания письменной работы желательно воспользоваться также и рекомендуемой литературой.

Определившись с темой, нужно внимательно проработать имеющиеся в распоряжении обучающегося источники, законспектировать наиболее важные положения и выписать цитаты, которые затем могут быть использованы в работе. При изучении специальной литературы следует критически подходить к спорным выводам, а также внимательно относиться к используемым Internet-ресурсам.

 

Структура, объем и оформление контрольной работы

Содержание работы должно точно соответствовать избранной теме и раскрывать ее.

Средний объем контрольной работы – 10 – 15 страниц.

Рекомендуется следующая структура работы:

- введение (1 стр.)

- основная часть (3 параграфа)

- заключение (2 стр.)

- список использованной литературы и источников.

Если возможно, приложение.

· Во введении определяются актуальность и состояние вопроса, дается кратко общая характеристика темы, цель и задачи работы, приводится обзор литературы по избранной теме.

· Основная часть в развернутой форме раскрывает непосредственно тему письменной работы.

· Заключение должно содержать краткие обобщающие выводы по рассматриваемому вопросу.

· Список литературы должен включать перечень всех источников, проработанных в процессе написания работы (не менее 5-7). При использовании Internet-ресурсов нужно полностью указать автора и название статьи, адрес сайта (образцы оформления списка литературы см. Приложение 4).

  Оформление контрольной работы

В сданной работе должен быть титульный лист и содержание (план работы) с указанием страниц (см. Приложение 1, 2).

 Работа должна быть оформлена грамотно, аккуратно, иметь поля и нумерацию страниц.

Компьютерный набор текста должен соответствовать следующим требованиям:

поля: левое – 3 см, правое -2, верхнее – 2, нижнее – 3. на странице должно быть 29 – 35 строк, 60 – 65 знаков в строке, 1800 – 2200 знаков с пробелами на странице.

Шрифт: 14 кг, междустрочный пробел – полуторный.

Титульный лист и содержание не нумеруются, нумерация страниц начинается (с учетом предыдущих ненумерованных страниц цифрой 3).

Особое внимание нужно обратить на оформление списка использованной литературы (по общепринятым правилам библиографии) и оформление цитат в тексте. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник с указанием автора, выходных данных книги или периодического издания и номера страницы. (см. Приложение 4).

Список литературы дается в алфавитном порядке, должен включать перечень всех источников, проработанных в процессе написания письменной работы, литература на иностранных языках помещается в конце общего списка (см. Приложение 4).

В качестве иллюстраций могут быть приложены чертежи, планы, схемы, зарисовки, фотографии, ксерокопии.

 

 

Примерная тематика контрольных работ

1. Реклама как особый тип текста. Композиция рекламного текста.

2. Читабельность рекламного текста.

3. Слоган и заголовок: сущность, функции, типы.

4. Технологии нейминга.

5. Технологии копирайтинга.

6. Современная «детская реклама»: ее особенности и тенденции развития.

7. «Курьезы» в рекламной сфере: лингвистические, психологические и маркетинговые упущения.

8. Нумерология в рекламном тексте.      

9. Типология действующих лиц рекламного сюжета.

10. Фантастика в рекламе. Приемы фантазирования.

11. Мифологические имена и сюжеты в рекламе.

12. Схема волшебной сказки в рекламе.

13. Типы рекламных роликов на телевидении.

14. Жанры радиорекламы.

15. Особенности сценария рекламного ролика на телевидении и радио.

16. Модели рекламного текста.

17. Выразительные возможности фонетики в рекламном тексте.

18. Графические особенности рекламного текста. Основные шрифтовые модели. Экспрессивные возможности графики.

19. Лексические особенности рекламного текста.

20. Синтаксис рекламного текста

21. Языковая игра в рекламе.

22. Тропы и стилистические фигуры в рекламе.  

23. Языковое манипулирование в рекламе.

24. Креативный бриф.

25. Учет восприятия цвета в брендинге и дрессинге.

26. Учет восприятия геометрических символов в брендинге и дрессинге.

27. Специфика отдельных медиасредств с языковой точки зрения.

28.  Виды телероликов и языковой стиль телерекламы.

29. Радиореклама. Воздействие языка рекламы на аудиторию.

30. Реклама в прессе, ее преимущества и недостатки.

31. Полиграфическая реклама. Формы, виды и жанры печатной рекламы.

32. Интернет-реклама, ее преимущества и недостатки.

 

Критерии оценивания контрольной работы

 

Оценка Критерии оценки
Зачтено Всесторонние и глубокие знания, продемонстрированные при написании работы, точность словоупотребления, логичность изложения материала, владение профессиональной терминологией, сделанные выводы. Выполнены требования по оформлению контрольной работы.
Не зачтено Допущены ошибки при написании работы, замечания при оформлении контрольной работы, не всегда видна логика изложения материала, использованы устаревшие источники, отсутствие выводов по теме контрольной работы.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Формой лабораторных занятий выступает проведение тематических дискуссий. В рамках дискуссионного обсуждения поставленных по теме занятия вопросов обучающиеся приобретают навыки выбора концепций при раскрытии актуальных для дисциплины научных проблем, их диалогического рассмотрения, формирования самостоятельной позиции и ее теоретической аргументации. Таким образом прививаются методологические и практические навыки, что является неотъемлемым элементом подготовки бакалавра.

Также в рамках лабораторных занятий по дисциплине «Теория рекламного текста» обучающиеся выполняют задания, направленные на усвоения различных уровней анализа рекламного текста и возможностей его применения на практике. 

 

Занятие № 1  

 

 Нейминг. Способы словообразования в рекламе.

1-ое задание. Используя таблицу данных и других заимствованных аффиксов, придумайте рекламное название для фантастического объекта (механизма, товара, продукта), так чтобы оно отражало его суть (функцию), и расшифруйте его.

Например, хроностат, социоскоп, син-антропофон.

 

Из греческого Значение Примеры
А-, ан- Анти- Авто- Био- Диа- Пара- Пан- Поли- Теле- Син- Эко- -граф -метр -скоп -стат Динам- -Лит -Номия Отрицательный Против Сам Жизнь Через Около, похожий Все Много Отдаленный Вместе Дом, родина Описывающий Измеряющий Наблюдающий Стоять, хранить Сила Камень Закон Анальгин Антифриз Автомат Биохимия Диапозитив Парапсихология Панславизм Полимер Телефон Синтетика Экология Биограф Хронометр Телескоп Термостат Динамик Литография Экономия
Из латинского Значение Примеры
Ад- Ком- Э-, экс- Омни- Транс- Вита -Атор По направлению к Вместе Извне Все Через Жизнь Фактор, вещество Адъютант Компания Экстракт Омнибус Транспорт Витамин дегустатор
Из французского Значение Примеры
-Ет, -Етт уменьшительное Танкетка, оперетта

2-ое задание. Проверьте с психолингвистической точки зрения, удачно ли подобраны имена: Пилигрим ( турфирма ); Ярославна ( сантехника ); Мастерская сна (мебель для спальни); «Тихий центр» (фирма, торгующая мужскими трусами ); Кедр (колбасный цех); Бледина (детское питание). PUKALA (чай); URODA (косметика); NAKOSI (торговля бытовой техникой); DOHLER (пищевые концентраты).

 

Занятие № 2

            Интертекстуальная и игровая природа рекламного текста

1. Интертекст и реклама. Переключение кода с одного языка на другой в рекламном тексте.  

2.Игровая природа рекламы. Сущность и функции языковой игры в рекламе. Игровые приемы и «продающая сила» рекламы. Игровые техники в рекламных текстах: сознательный отход от языковых норм.

· Каламбур. Типы каламбура.

· Аппликации и аллюзии в рекламном тексте: использование устойчивых выражений, пословиц, цитат из известных произведений. Особенности использования фразеологизмов в рекламе. Дефразеологизация. Фразеологические сочетания и крылатые слова. Группы фразеологизмов.

· Тропы в рекламе как основные выразительные средства лексики. Метафора и материализация метафоры. Метонимия. Синекдоха. Гипербола. Литота.

· Риторические фигуры в рекламном обращении. Анафора. Эпифора. Градация. Антитеза. Оксюморон. Риторический вопрос. Умолчание и эллипсис.

· Стилистический диссонанс в рекламе, его виды.

 

3. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1-е задание. Исследование фонетики и лексики предложенного рекламного текста:

4) Отход от нормы и языковая игра.

5) Ритм, рифма, аллитерация, ассонанс.

6) Каламбур. Архаизмы и неологизмы. Фразеологизмы. Крылатые слова.

2-е задание. Выбор слова и фразеологического оборота; смысловая точность речи;

подбор синонимов; выбор антонимов; определение видов омонимов; различение паронимов и их употребление в речи.

3-е задание. Анализ заготовленного студентом или предложенного фрагмента рекламного текста с точки зрения словесного ряда (особенности лексики текста).

 

  ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

Построение рекламных каламбуров на обыгрывании следующих омонимов:

ручка (пишущая) – ручка (маленькая рука),

повезёт (в судьбе) – повезёт (транспорт),

отучиться (пройти срок обучения) – отучиться (расстаться с вредной привычкой),

заболеть (стать больным) - заболеть(загореться страстью к чему-л.),

критический (от «кризис») – критический (от «критиковать»)

 

    

Занятие № 3

Уровневое членение рекламного текста

1. Фонетические и графические особенности рекламного текста. Прагматика фоносемантических средств в рекламе. Понятие эвфонии. Четыре основные шрифтовые модели. Графическое выделение ключевых слов в рекламе.

2. Лексические особенности рекламного текста. Многозначность слов. Прямое и переносное значение. Омонимия, виды омонимов. Паронимия, синонимия (группы синонимов) и антонимия. Родо-видовые отношения слов. «Абстрактные» и «конкретные» слова в рекламе. Употребление нелитературных элементов: жаргонизмов, диалектизмов, просторечий. Отношение к использованию в рекламе вульгарно-бранной лексики.

3. Морфологические особенности рекламного текста. Преобладание именных частей речи как выражение информативной функции в рекламе. Употребление личных и притяжательных местоимений как выражение личностного типа коммуникации в рекламе. Использование глаголов в повелительном наклонении как выражение побуждения к операционной деятельности. Особенности употребления существительных, прилагательных, числительных в рекламе.

4. Синтаксические особенности рекламного текста. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения в рекламе. Эмоциональная окрашенность восклицательных предложений. Преобладание простых предложений над сложными. Виды осложнения простого предложения: однородные члены, обособленные члены, обращения, вводные слова и конструкции.

5. Пунктуация в рекламном тексте.

Роль пунктуации в адекватном восприятии рекламного текста. Функциональная обусловленность и стилистическая мотивированность пунктуации. Сигнальная функция знаков препинания в рекламе. Отступления от пунктуационных правил как средство актуализации содержания рекламного текста. Ненормативное употребление знаков препинания в рекламе, приводящее к искажению содержания.

 

 

Занятие № 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow