double arrow

В средствах массовой информации


В современном обществе средства массовой информации играют важную роль, оказывая значительное влияние на убеждения и поведение людей, а также на взаимоотношения между ними.

Криминологи утверждают, что современные СМИ не только косвенно способствуют, но и порой являются прямой причиной формирования самых различных форм отклоняющегося поведения у подростков и молодежи.

В то же время, благодаря своему влиянию, СМИ могут сыграть активную роль в распространении информации о преодолении кризисных ситуаций, доступности психологической, психотерапевтической и наркологической помощи, тем самым предотвращая вовлечение молодежи в среду потребителей разрушительных для здоровья человека средств и веществ, а также содействовать популяризации здорового образа жизни и позитивных жизненных установок и ценностей.

Тема профилактики наркомании и наркопреступности является одной из самых сложных для освещения, потому что затрагивает сразу несколько крупных информационных блоков:

- психологию и физиологию человека;

- этику (базовые ценности – семья, ответственность, коммуникации);




- закон и позицию государства.

Каждый блок труден для восприятия, имеет много разных точек зрения.

 

Задачи СМИ – устранить недостаток информации в разрезе каждого блока, эффективно формировать и стабильно поддерживать негативное отношение в обществе к наркопреступности, а также разрушительным для здоровья человека средствам и веществам.

Необходимо, чтобы все журналистские материалы быть проработаны по следующим позициям:

    - Идеология – что нужно закладывать в сообщение;

    - Аудитория – к кому и как обращаться;

    - Подача информации – журналистские приемы;

    - Спикеры – кто может привлекаться к раскрытию темы кроме автора материала;

    - Иллюстрации – как грамотно подобрать изображение к печатной статье или видеоряд для ТВ.

Как освещать тему

1. Журналист обязан в своей профессиональной деятельности ориентироваться в действующем антинаркотическом законодательстве, руководствоваться правовыми и морально-нравственными нормами, запрещающими прямую либо косвенную пропаганду наркотиков. Любые одурманивающие вещества всегда очень опасны для жизни и здоровья человека, поэтому должны описываться как «смертельно опасные». Необходимо рассматривать вопрос потребления запрещенных веществ как вопрос отношения к жизни и жизненным ценностям в целом. Данную тему нельзя освещать только с позиции медицины. Журналист должен освещать эту тему так, чтобы его информационные материалы не вызвали интереса у детей и не вызвали «эффект подражания».

2. Сообщения о распространении и потреблении пагубных для здоровья человека веществ следует размещать в тематическом разделе издания, например, «Происшествия», каждый раз подчеркивая, что потребление деформирующих психику веществ вызывает патологическое привыкание (зависимость), является следствием комплекса психологических и социальных предпосылок, злоупотребления алкоголем, психических расстройств (чаще всего депрессии), многие из которых поддаются лечению.



3. При выборе коммуникативной стратегии с аудиторией нужно выбирать активный «диалог», когда сам журналист выступает не экспертом или пропагандистом, а модератором, способным объединить конструктивные силы общества в поисках путей преодоления проблемы. Диалог стоит вести не о ценах, не о прибылях, а о реальной «расплате» за употребление наркотиков (смерть): о разрушении социальных связей (потеря работы, друзей, знакомых), о крахе здоровья (заражение ВИЧ, гепатитом, необратимое разрушение внутренних органов, импотенция, бесплодие), о распаде семьи (бросит супруг, отвернутся родственники, дети с врожденными патологиями), об уничтожении репутации (никогда не возьмут на хорошую работу, конец карьере), об испорченной жизни (полная деградация, смерть); не о преступлениях, а о наступившем «наказании» (арест, суд, тюрьма, утраченные социальные связи, болезни, в т.ч. импотенция, бесплодие), о каре и раскаянии; не о мероприятиях, а об их результате (или отсутствии такового); не об абстрактных ценностях, неосознаваемых в юности, а о наиболее актуальных для молодежи ценностях – о создании себя как сильной личности, успехе, возможностях, достижениях, преодолении искушений, реальных впечатлениях и т. д. Необходимо сопровождать негативную информацию рекомендациями по целесообразным практическим действиям.



4. Следует публиковать истории о том, как личности удалось справиться с трудностями, прекратив потребление деформирующих психику веществ, в том числе благодаря своевременной наркологической, психологической, социальной поддержке и лечению.

5. Необходимо регулярно  информировать читателей о местных ресурсах социальной, психологической, психотерапевтической, наркологической и реабилитационной помощи, в том числе о телефоне экстренной наркологической помощи («Телефоне доверия»).

6. Для правильной интерпретации информации о случаях распространения и потребления пагубно разрушающих здоровье веществ или попыток их потребления рекомендуется прибегать к помощи только компетентных специалистов и профессиональных экспертов, воздерживаясь от предположений о причинах до заключения судебно-медицинской экспертизы и выводов следствия:               

- врачи (какие органы и системы поражают наркотики и почему это смертельно опасно (нарколог, педиатр, хирург, психиатр));

- психологи (откуда берется тяга к наркотикам, почему и как наркомана «воспитывают» семья и окружение);

- полиция (неотвратимость наказания за употребление, хранение и распространение наркотических средств);

- священнослужители (вера как нравственный стержень в профилактике и борьбе с наркоманией);

- лидеры общественного мнения (спорт, здоровый образ жизни, самореализация, активная творческая и общественная жизнь как альтернатива наркотикам).

 

7. Целесообразно использовать общеупотребительную, стилистически и эмоционально нейтральную лексику. Сократить число слов в тексте с частью «нарко-», а также избегать употребления жаргонизмов из среды потребителей разрушительных для здоровья человека веществ и наименований таких веществ («соль», «спайс», «ЛСД», «героин» и т.д.). Вместо слов «наркотик» и «наркотический» в заголовках статей и репортажей, а также вместо терминов «наркоман», «наркодилер», «наркораспространитель» рекомендуется применять словосочетания «потребитель запрещенных в РФ к употреблению веществ», «потребитель разрушающих психику веществ», «потребитель веществ, вызывающих патологическую зависимость», «распространитель запрещенных к употреблению веществ», «сбытчик деформирующих психику веществ», «торговец запрещенными в РФ веществами».

8. Следует избегать в описании уровня распространенности деформирующих психику веществ термина «эпидемия» и определения «эпидемический». Предпочтительнее говорить об «изменении», «увеличении» или «уменьшении» потребления разрушительных для психики и сознания веществ. При упоминании в публикации «деформирующих психику веществ» каждый раз нужно добавлять «вызывающих патологическую зависимость», «запрещенных к употреблению в РФ», «запрещенных к распространению в Российской Федерации», «запрещенных к употреблению», «запрещенных к употреблению и распространению в нашей стране».

9. Информация должна быть позитивной, наступательной и не нести оттенка безысходности. Негативная информация должна правдиво и доходчиво информировать население о трагических последствиях употребления наркотиков. Не рекомендуется показывать в средствах массовой информации людей в состоянии эйфории, демонстрировать наркотические средства, способы их приготовления и использования, а также провоцируемые ими эффекты. Не допускается обсуждение вопросов о легализации потребления наркотических средств и психотропных веществ. Выводом любой публикации должна быть четкая, всем понятная рекомендация по профилактике наркомании.

10. При подготовке материала о распространении и потреблении разрушительных для сознания и здоровья веществ необходимо пользоваться достоверными и надежными источниками информации, опираться на факты, избегать обобщений, основанных на неполных или неточных данных, тщательным образом выверять цитаты, фразы и их содержание. Статистические данные о распространителях и потребителях деформирующих психику человека веществ следует использовать с осторожностью, без упрощения и сознательного устрашения потенциальных получателей информации, точно указывая конкретное лицо или организацию - авторов конкретного статистического исследования, год его проведения и охват, а также параллельно всегда приводить аналогичные данные официальной государственной статистики Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

11. Если факт распространения или потребления вызывающих патологическую зависимость веществ приобрел широкий общественный резонанс, в описании деталей произошедшего рекомендуется руководствоваться принципом разумной достаточности. Следует отказаться от детального описания как деформирующих психику веществ, их аналогов, новых наркотических средств и обладающих наркогенным потенциалом психотропных веществ, так и обстоятельств их распространения и потребления в контексте изучения общественной проблемы.

12. При подготовке материала о распространении и потреблении разрушающих психику веществ всегда необходимо напоминать читателям и аудитории, что «выход есть» и этот «выход рядом», это – жизнеутверждающие ценности и здоровый образ жизни. Журналист в конце каждой такой публикации должен опираться на созидательные дискурсы, которые способны актуализировать интерес к жизни, профессиональной деятельности, гражданской позиции и жизнеутверждающим ценностям.

 







Сейчас читают про: