В конечном счёте, для нас важно снова вступить в дружеский, тёплый контакт со своим собственным телом, учитывать его потребности и серьёзно относиться к его сигналам. Это также означает, что мы не будем (больше) позволять другим людям распоряжаться нашим телом и пользоваться им ради своих стратегий выживания. Кроме того, нам нужно научиться противостоять искушению и не пытаться завладеть телами других людей, чтобы перенести на них свои травматичные переживания.
Это болезненный процесс, которого можно испугаться. Боль и страх могут выполнять различные функции:
• Существуют боль и страхи, разделяющие наше тело и нашу психику, углубляющие расщепление. Внимание к этим чувствам отвлекает от наших травм.
• Существуют целебные боль и страхи. Когда мы глубоко чувствуем их, они соединяют наше тело с нашей психикой. После этого запускаются подсознательно и автономно действующие физические процессы регуляции, а осознанные психические процессы создают для них благотворную среду.
Для целебной боли важно, чтобы мы находились в контакте с таким окружением, в котором мы чувствуем поддержку, безопасность и понимание. Именно такой должна быть ситуация в терапевтической группе.
Сейчас мы знаем, что возможности человеческого организма восстанавливаться и его силы самоисцеления огромны. Есть впечатляющие примеры нейропластичности6 в нервной системе и в мозге. Мехтхильда Кютемайер в своём клиническом исследовании зафиксировала, что незаживающие раны на теле закрывались после того, как пациенты говорили о травматичном опыте, скрытом за этими ранами. Но и здесь есть пределы:
• Криво выросшая кость пальца ноги не выпрямится, если человек увидит и прочувствует травму, приведшую к ней — например, насилие, пережитое в младенчестве.
• Уже повреждённые органы никогда не вернут полностью свои изначальные возможности, которые были бы у них без влияния травмы.
• Мы уже не сможем вернуть удалённые почки.
• Вырванные зубы уже больше не вырастут.
И всё же никогда не поздно прислушаться к сигналам бедствия, поступающим от тела, и выяснить их травматическую подоплёку. Мы должны всерьёз относиться к ситуации, «когда тело говорит «нет», как это удачно сформулировал канадский врач Габор Мате. Чем раньше мы начнём, тем больше шансов на полное излечение. Это большое благо для младенцев и детей, когда взрослые не считают тревожные сигналы их тела загадочными «болезнями», а воспринимают их всерьёз и пытаются выяснить травмы, ставшие их причиной.
В своей практике я многократно сталкивался с тем, что клиенты с медицинским диагнозом «рак» к удивлению своих врачей внезапно освобождались от своих опухолей и других признаков рака после того, как находили источник своих психотравм. Так называемые аутоиммунные заболевания исчезали мгновенно, когда разрешались скрытые за ними психические конфликты. Как я уже упоминал, я сам тоже достиг определённых успехов в лечении своих физических недугов.
Даже в немолодом возрасте мы можем противодействовать усугублению наших хворей, если будем пользоваться методом, ориентированным не на симптомы, а на причины. Когда мы помогаем расцвести нашему здоровому Я и развиваем свои желания, мы высвобождаем наши силы самоисцеления. При этом условии и традиционная медицина, и альтернативные медицинские практики могут помочь в процессах выздоровления, которые затрагивают и материальные, и энергетические аспекты организма.
А в один прекрасный день мы можем, пожалуй, и умереть — без сопротивления выживающих частей, - и тогда нам не придётся в состоянии деменции ждать, пока кто-то отключит нас от аппарата жизнеобеспечения.
Харальд Банцхаф
Травма как ключ к пониманию болезней тела