Организация работы по программе

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СИБАЙСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 


«Рассмотрено»

На заседании МО Протокол № от

«__»______ 2019 г.

Руководитель МО

 «Согласовано»

Зам. директора по

УВР/Абдрашитова Н.И./

 

«  »     2019 г.

«Утверждаю»

Директор_______ *_

/Нугаманов Ш.Ю./ Приказ №    от

«     »     2019 г.


/Биктимерова Ф.Ф./

 



Рабочая программа

учителя высшей категории

Биктимеровой Фариды Фаритовны

 

по предмету «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»

в 6 «б» классе

 

 

 

Рассмотрено на заседании

 педагогического совета

Протокол №______от

«___»_________2019 года.

Учебный год

 

 

Пояснительная записка

    Логопедическая работа в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с умственной отсталостью.

Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребенка. Формирование полноценной учебной деятельности возможна лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства детей, поступающих в данное учреждение, носят характер системного недоразвития, для которого характерно:

- нарушение звукопроизношения;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушение сложных форм словообразования;

- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

- нарушение чтения;

- нарушение письма;

Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Методологические и теоретические основы программы.

Как и любая программа, «Программа логопедических занятий в коррекционной школе для 5 «б» класса» имеет методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие реализацию программы и организацию работы по ней:

- принцип гуманизма — вера в возможности ребенка, позитивный подход;

- принцип системности — рассмотрение ребенка, как целостного качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- принцип реалистичности — учет реальных возможностей ребенка, единства диагностики и коррекционно — развивающей работы;

- принцип деятельностного похода — опора коррекционно — развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- принцип индивидуально — дифференцированного подхода — изменение содержания, форм и способов коррекционно — развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

- принцип системного подхода — взаимосвязь коррекционно — развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Теоретической основой для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной., Р.И.Лалаевой., Ф.А.Рау и др., которые базируются на учении Л.С.Выготского, А.Р.Лурии и А.А.Леонтьевой о сложной структуре речевой деятельности.

Цели и задачи программы.

Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.

Основные задачи программы:

1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения

и закрепления его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.

2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.

4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Организация работы по программе.

Коррекция нарушений речи обучающихся ГБОУ Сибайской коррекционной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.

Учитель — логопед комплектует группы по признаку однородного речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно — дидактического материала. Наполняемость групп для логопедических занятий составляет 4-8 обучающихся.

На индивидуальные логопедические занятия по расписанию отводятся часы в первую, а на занятия с группой обучающихся во вторую половину дня.

На групповые занятия с группой обучающихся отводится, 25 минут, на индивидуальное занятие — 15 — 20 минут на каждого ребенка.  

Занятия в 6 «а»  классе проводятся 3 раза в неделю

Количество часов, указанных по программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).

В структуру занятия могут входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко — слоговой анализ слов;

- работа над предложением;

- обогащение и активизация словарного запаса;

- развитие связной речи.

Это наглядно можно представить в виде таблицы:

Цели Задачи
1. Коррекция нарушений в устной речи. -корригировать артикуляционные нарушения, формировать правильное звукопроизношение;- развивать фонематическое восприятие, фонемный анализ, синтез;- развивать понимание речи; -расширять, уточнять и активизировать словарный запас; -учить словоизменению и словообразованию различных частей речи по грамматическим категориям и аффиксам, различению грамматических форм; - развивать диалогическую и монологическую речь.
2. Предупреждение нарушений в письме, в развитии письменной речи. Коррекция нарушений в письме, в развитии письменной речи. Развитие и совершенствование мысле-рече-языковой деятельности. -формировать правильный навык письма, чтения;- развивать письменную речь как форму общения;-способствовать усвоению языка как средства общения.
3. Развитие познавательной деятельности. Развитие мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое).Развитие восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое).Развитие памяти (двигательной, образной, словесно-логической).Развитие произвольного внимания. -учить соотносить условия задачи с их требованиями; формировать обобщенные и систематизированныепредставления об окружающей действительности;-формировать понятия о причинно-следственных связях,временных отношениях, представления о количестве, пространстве; -учить выделять признаки предметов на основе цвета, формы, величины; -учить сравнению предметов по определенным признакам; -учить классифицировать, обобщать предметы; -развивать динамический и кинестетический праксис; -развивать зрительный, слуховой контроль.
4. Преодоление эмоционально-поведенческих расстройств. -способствовать предупреждению негативизма,эмоционального дискомфорта, тревоги;-развивать словесную регуляцию поведения.

Требования в программе распространяются на все фротальные и подгрупповые занятия:

1. Цель и тема занятия пронизывают все этапы, все виды работы.

2. Соблюдать этапы занятия, их взаимосвязь и целенаправленность.

3. Последовательно усложнять речевой материал, предъявляемый детям.

4. Учитывать зону ближайшего развития, индивидуальные и возрастные особенности детей.

5. Доступно формулировать инструкцию заданий.

2. Максимальная насыщенность изучаемым звуком, лексическим и грамматическим материалом.

3. Сочетание учебных и игровых форм (интегрированные, комбинированные занятия).

4. Наглядность в зависимости от этапа и содержания работы.

5. Систематическая работа над развитием мышления, внимания, памяти.

6. Постоянно звуко-буквенный анализ и синтез.

7. Повседневное закрепление навыков письма и чтения.

8. Развитие словаря и грамматического стоя речи.

9. Развитие связной речи по нарастающей сложности.

10. Недопустимость использования дефектных звуков.

Логопедическое сопровождение носит не только творческий характер, но и практический, поэтому в ходе работы используются практические методы: частично-поисковый, моделирование, конструирование; наглядные методы (используется наглядность). Игровые технологии являются неотъемлемой частью всех занятий, т.к. программа предназначена для детей 1-го класса и рассчитана на детей 6-7 летнего возраста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: