ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СИБАЙСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«Рассмотрено»
На заседании МО Протокол № от
«__»______ 2019 г.
Руководитель МО
«Согласовано»
Зам. директора по
УВР/Абдрашитова Н.И./
« » 2019 г.
«Утверждаю»
Директор_______ *_
/Нугаманов Ш.Ю./ Приказ № от
« » 2019 г.
/Биктимерова Ф.Ф./
Рабочая программа
учителя высшей категории
Биктимеровой Фариды Фаритовны
по предмету «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
в 6 «б» классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №______от
«___»_________2019 года.
Учебный год
Пояснительная записка
Логопедическая работа в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с умственной отсталостью.
Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребенка. Формирование полноценной учебной деятельности возможна лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
|
|
Контингент учащихся коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства детей, поступающих в данное учреждение, носят характер системного недоразвития, для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушение сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- нарушение чтения;
- нарушение письма;
Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Методологические и теоретические основы программы.
Как и любая программа, «Программа логопедических занятий в коррекционной школе для 5 «б» класса» имеет методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие реализацию программы и организацию работы по ней:
- принцип гуманизма — вера в возможности ребенка, позитивный подход;
- принцип системности — рассмотрение ребенка, как целостного качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
|
|
- принцип реалистичности — учет реальных возможностей ребенка, единства диагностики и коррекционно — развивающей работы;
- принцип деятельностного похода — опора коррекционно — развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- принцип индивидуально — дифференцированного подхода — изменение содержания, форм и способов коррекционно — развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
- принцип системного подхода — взаимосвязь коррекционно — развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Теоретической основой для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной., Р.И.Лалаевой., Ф.А.Рау и др., которые базируются на учении Л.С.Выготского, А.Р.Лурии и А.А.Леонтьевой о сложной структуре речевой деятельности.
Цели и задачи программы.
Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.
Основные задачи программы:
1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения
и закрепления его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.
4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Организация работы по программе.
Коррекция нарушений речи обучающихся ГБОУ Сибайской коррекционной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель — логопед комплектует группы по признаку однородного речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно — дидактического материала. Наполняемость групп для логопедических занятий составляет 4-8 обучающихся.
На индивидуальные логопедические занятия по расписанию отводятся часы в первую, а на занятия с группой обучающихся во вторую половину дня.
На групповые занятия с группой обучающихся отводится, 25 минут, на индивидуальное занятие — 15 — 20 минут на каждого ребенка.
Занятия в 6 «а» классе проводятся 3 раза в неделю
Количество часов, указанных по программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).
|
|
В структуру занятия могут входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко — слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса;
- развитие связной речи.
Это наглядно можно представить в виде таблицы:
№ | Цели | Задачи |
1. | Коррекция нарушений в устной речи. | -корригировать артикуляционные нарушения, формировать правильное звукопроизношение;- развивать фонематическое восприятие, фонемный анализ, синтез;- развивать понимание речи; -расширять, уточнять и активизировать словарный запас; -учить словоизменению и словообразованию различных частей речи по грамматическим категориям и аффиксам, различению грамматических форм; - развивать диалогическую и монологическую речь. |
2. | Предупреждение нарушений в письме, в развитии письменной речи. Коррекция нарушений в письме, в развитии письменной речи. Развитие и совершенствование мысле-рече-языковой деятельности. | -формировать правильный навык письма, чтения;- развивать письменную речь как форму общения;-способствовать усвоению языка как средства общения. |
3. | Развитие познавательной деятельности. Развитие мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое).Развитие восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое).Развитие памяти (двигательной, образной, словесно-логической).Развитие произвольного внимания. | -учить соотносить условия задачи с их требованиями; формировать обобщенные и систематизированныепредставления об окружающей действительности;-формировать понятия о причинно-следственных связях,временных отношениях, представления о количестве, пространстве; -учить выделять признаки предметов на основе цвета, формы, величины; -учить сравнению предметов по определенным признакам; -учить классифицировать, обобщать предметы; -развивать динамический и кинестетический праксис; -развивать зрительный, слуховой контроль. |
4. | Преодоление эмоционально-поведенческих расстройств. | -способствовать предупреждению негативизма,эмоционального дискомфорта, тревоги;-развивать словесную регуляцию поведения. |
Требования в программе распространяются на все фротальные и подгрупповые занятия:
|
|
1. Цель и тема занятия пронизывают все этапы, все виды работы.
2. Соблюдать этапы занятия, их взаимосвязь и целенаправленность.
3. Последовательно усложнять речевой материал, предъявляемый детям.
4. Учитывать зону ближайшего развития, индивидуальные и возрастные особенности детей.
5. Доступно формулировать инструкцию заданий.
2. Максимальная насыщенность изучаемым звуком, лексическим и грамматическим материалом.
3. Сочетание учебных и игровых форм (интегрированные, комбинированные занятия).
4. Наглядность в зависимости от этапа и содержания работы.
5. Систематическая работа над развитием мышления, внимания, памяти.
6. Постоянно звуко-буквенный анализ и синтез.
7. Повседневное закрепление навыков письма и чтения.
8. Развитие словаря и грамматического стоя речи.
9. Развитие связной речи по нарастающей сложности.
10. Недопустимость использования дефектных звуков.
Логопедическое сопровождение носит не только творческий характер, но и практический, поэтому в ходе работы используются практические методы: частично-поисковый, моделирование, конструирование; наглядные методы (используется наглядность). Игровые технологии являются неотъемлемой частью всех занятий, т.к. программа предназначена для детей 1-го класса и рассчитана на детей 6-7 летнего возраста.